Основные составляющие информационной безопасности
Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.
Лицензирующие органы- федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности."
Статья 17 Закона устанавливает перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Нас будут интересовать следующие виды:
· распространение шифровальных (криптографических) средств;
· техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств;
· предоставление услуг в области шифрования информации;
· разработка и производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;
· выявление электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая,
если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
· разработка и (или) производство средств защиты конфиденциальной информации;
· техническая защита конфиденциальной информации;
· разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Механизмы безопасности.
Согласно "Оранжевой книге", политика безопасности должна обязательно включать в себя следующие элементы:
- произвольное управление доступом;
- безопасность повторного использования объектов;
- метки безопасности;
- принудительное управление доступом.
Произвольное управление доступом (называемое иногда дискреционным) - это метод разграничения доступа к объектам, основанный на учете личности субъекта или группы, в которую субъект входит. Произвольность управления состоит в том, что некоторое лицо (обычно владелец объекта) может по своему усмотрению предоставлять другим субъектам или отбирать у них права доступа к объекту.
Безопасность повторного использования объектов - важное дополнение средств управления доступом, предохраняющее от случайного или преднамеренного извлечения конфиденциальной информации из "мусора". Безопасность повторного использования должна гарантироваться для областей оперативной памяти (в частности, для буферов с образами экрана, расшифрованными паролями и т.п.), для дисковых блоков и магнитных носителей в целом.
Для реализации принудительного управления доступом с субъектами и объектами ассоциируются метки безопасности. Метка субъекта описывает его благонадежность, метка объекта - степень конфиденциальности содержащейся в нем информации.
Согласно "Оранжевой книге", метки безопасности состоят из двух частей - уровня секретности и списка категорий. Уровни секретности образуют упорядоченное множество, категории - неупорядоченное. Назначение последних - описать предметную область, к которой относятся данные.
Принудительное (или мандатное) управление доступом основано на сопоставлении меток безопасности субъекта и объекта.
Субъект может читать информацию из объекта, если уровень секретности субъекта не ниже, чем у объекта, а все категории, перечисленные в метке безопасности объекта, присутствуют в метке субъекта. В таком случае говорят, что метка субъекта доминирует над меткой объекта. Смысл сформулированного правила понятен - читать можно только то, что положено.
Субъект может записывать информацию в объект, если метка безопасности объекта доминирует над меткой субъекта. В частности, "конфиденциальный" субъект может записывать данные в секретные файлы, но не может - в несекретные (разумеется, должны также выполняться ограничения на набор категорий).
Описанный способ управления доступом называется принудительным, поскольку он не зависит от воли субъектов (даже системных администраторов). После того, как зафиксированы метки безопасности субъектов и объектов, оказываются зафиксированными и права доступа.
Если понимать политику безопасности узко, то есть как правила разграничения доступа, то механизм подотчетности является дополнением подобной политики. Цель подотчетности - в каждый момент времени знать, кто работает в системе и что делает.
Обычный способ идентификации - ввод имени пользователя при входе в систему. Стандартное средство проверки подлинности (аутентификации) пользователя - пароль.
Доверенный путь связывает пользователя непосредственно с доверенной вычислительной базой, минуя другие, потенциально опасные компоненты ИС. Цель предоставления доверенного пути - дать пользователю возможность убедиться в подлинности обслуживающей его системы.
Если фиксировать все события, объем регистрационной информации, скорее всего, будет расти слишком быстро, а ее эффективный анализ станет невозможным. "Оранжевая книга" предусматривает наличие средств выборочного протоколирования, как в отношении пользователей (внимательно следить только за подозрительными), так и в отношении событий.
Переходя к пассивным аспектам защиты, укажем, что в "Оранжевой книге" рассматривается два вида гарантированности - операционная и технологическая. Операционная гарантированность относится к архитектурным и реализационным аспектам системы, в то время как технологическая - к методам построения и сопровождения.
Классы безопасности.
«Критерии ..." Министерства обороны США открыли путь к ранжированию информационных систем по степени доверия безопасности.
В "Оранжевой книге" определяется четыре уровня доверия - D, C, B и A. Уровень D предназначен для систем, признанных неудовлетворительными. По мере перехода от уровня C к A к системам предъявляются все более жесткие требования. Уровни C и B подразделяются на классы (C1, C2, B1, B2, B3) с постепенным возрастанием степени доверия.
Всего имеется шесть классов безопасности - C1, C2, B1, B2, B3, A1. Чтобы в результате процедуры сертификации систему можно было отнести к некоторому классу, ее политика безопасности и уровень гарантированности должны удовлетворять заданным требованиям, из которых мы упомянем лишь важнейшие.
Такова классификация, введенная в "Оранжевой книге". Коротко ее можно сформулировать так:
- уровень C - произвольное управление доступом;
- уровень B - принудительное управление доступом;
- уровень A - верифицируемая безопасность.
Конечно, в адрес "Критериев ..." можно высказать целый ряд серьезных замечаний (таких, например, как полное игнорирование проблем, возникающих в распределенных системах). Тем не менее, следует подчеркнуть, что публикация "Оранжевой книги" без всякого преувеличения стала эпохальным событием в области информационной безопасности. Появился общепризнанный понятийный базис, без которого даже обсуждение проблем ИБ было бы затруднительным.
Административный уровень информационной безопасности. Основные понятия.
К административному уровню информационной безопасности относятся действия общего характера, предпринимаемые руководством организации.
Главная цель мер административного уровня - сформировать программу работ в области информационной безопасности и обеспечить ее выполнение, выделяя необходимые ресурсы и контролируя состояние дел.
Основой программы является политика безопасности, отражающая подход организации к защите своих информационных активов. Руководство каждой организации должно осознать необходимость поддержания режима безопасности и выделения на эти цели значительных ресурсов.
Политика безопасности строится на основе анализа рисков, которые признаются реальными для информационной системы организации. Когда риски проанализированы и стратегия защиты определена, составляется программа обеспечения информационной безопасности. Под эту программу выделяются ресурсы, назначаются ответственные, определяется порядок контроля выполнения программы и т.п.
Термин "политика безопасности" является не совсем точным переводом английского словосочетания "security policy", однако в данном случае калька лучше отражает смысл этого понятия, чем лингвистически более верные "правила безопасности". Мы будем иметь в виду не отдельные правила или их наборы (такого рода решения выносятся на процедурный уровень, речь о котором впереди), а стратегию организации в области информационной безопасности. Для выработки стратегии и проведения ее в жизнь нужны, несомненно, политические решения, принимаемые на самом высоком уровне.
Под политикой безопасности мы будем понимать совокупность документированных решений, принимаемых руководством организации и направленных на защиту информации и ассоциированных с ней ресурсов.
Такая трактовка, конечно, гораздо шире, чем набор правил разграничения доступа (именно это означал термин "security policy" в "Оранжевой книге" и в построенных на ее основе нормативных документах других стран).
ИС организации и связанные с ней интересы субъектов - это сложная система, для рассмотрения которой необходимо применять объектно-ориентированный подход и понятие уровня детализации. Целесообразно выделить, по крайней мере, три таких уровня, что мы уже делали в примере и сделаем еще раз далее.
Чтобы рассматривать ИС предметно, с использованием актуальных данных, следует составить карту информационной системы. Эта карта, разумеется, должна быть изготовлена в объектно-ориентированном стиле, с возможностью варьировать не только уровень детализации, но и видимые грани объектов. Техническим средством составления, сопровождения и визуализации подобных карт может служить свободно распространяемый каркас какой-либо системы управления.
Основные понятия программно-технического уровня информационной безопасности.
Центральным для программно-технического уровня является понятие сервиса безопасности.
Следуя объектно-ориентированному подходу, при рассмотрении информационной системы с единичным уровнем детализации мы увидим совокупность предоставляемых ею информационных сервисов. Назовем их основными. Чтобы они могли функционировать и обладали требуемыми свойствами, необходимо несколько уровней дополнительных (вспомогательных) сервисов - от СУБД и мониторов транзакций до ядра операционной системы и оборудования.
К вспомогательным относятся сервисы безопасности (мы уже сталкивались с ними при рассмотрении стандартов и спецификаций в области ИБ); среди них нас в первую очередь будут интересовать универсальные, высокоуровневые, допускающие использование различными основными и вспомогательными сервисами. Далее мы рассмотрим следующие сервисы:
- идентификация и аутентификация;
- управление доступом;
- протоколирование и аудит;
- шифрование;
- контроль целостности;
- экранирование;
- анализ защищенности;
- обеспечение отказоустойчивости;
- обеспечение безопасного восстановления;
- туннелирование;
- управление.
Совокупность перечисленных выше сервисов безопасности мы будем называть полным набором. Считается, что его, в принципе, достаточно для построения надежной защиты на программно-техническом уровне, правда, при соблюдении целого ряда дополнительных условий (отсутствие уязвимых мест, безопасное администрирование и т.д.).
Для проведения классификации сервисов безопасности и определения их места в общей архитектуре меры безопасности можно разделить на следующие виды:
- превентивные, препятствующие нарушениям ИБ;
- меры обнаружения нарушений;
- локализующие, сужающие зону воздействия нарушений;
- меры по выявлению нарушителя;
- меры восстановления режима безопасности.
Большинство сервисов безопасности попадает в число превентивных, и это, безусловно, правильно. Аудит и контроль целостности способны помочь в обнаружении нарушений; активный аудит, кроме того, позволяет запрограммировать реакцию на нарушение с целью локализации и/или прослеживания. Направленность сервисов отказоустойчивости и безопасного восстановления очевидна. Наконец, управление играет инфраструктурную роль, обслуживая все аспекты ИС.
Особенности
При проектировании, внедрении и использовании ролевой модели управления доступом нужно принимать в расчёт факторы, которые могут привести к серьезным потерям времени и средств.
Во-первых, «разнообразие пользователей»: на практике в крупных организациях может оказаться достаточно большое количество пользователей с уникальными правами, при этом некоторые из них могут быть на одной должности, а то и в одном подразделении. Это усложняет построение ролевой модели и может привести к ситуации, когда каждому пользователю необходима своя уникальная роль.
Во-вторых, «слишком много ролей»: это не всегда так, но может случиться такая ситуация, когда при подключении к системе управления доступом еще одной управляемой системы, роли, определенные для ранее подключенных систем, необходимо раздробить на несколько других ролей, с учетом всех возможных вариантов использования совместно с новой системой. Если таких новых систем несколько, то может возникнуть ситуация, когда ролей окажется больше чем пользователей.
В-третьих, «изменение обязанностей пользователей и реорганизация бизнеса»: даже если ролевая модель отражает текущую ситуацию в организации, ее необходимо поддерживать в актуальном состоянии, отслеживать изменения обязанностей пользователей и оперативно вносить изменения в ролевую модель.
В-четвёртых, «стоимость»: необходимо учитывать, что разработка и поддержка ролевой модели в итоге может стоить дороже ручного администрирования. Кроме того, управление ролевой моделью требует более квалифицированных специалистов, чем администратор, который предоставляет права.
Основные составляющие информационной безопасности
Спектр интересов субъектов, связанных с использованием информационных систем, можно разделить на следующие категории:
обеспечение доступности
· целостности
· конфиденциальности информационных ресурсов
· поддерживающей инфраструктуры
Доступность – это возможность за приемлемое время получить требуемую информационную услугу.
Под целостностью подразумевается актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения.
Наконец, конфиденциальность – это защита от несанкционированного доступа к информации.
Целостность можно подразделить на
· статическую (понимаемую как неизменность информационных объектов)
· динамическую (относящуюся к корректному выполнению сложных действий (транзакций)).
2. Основные определения и критерии классификации угроз.
Угроза - это потенциальная возможность определенным образом нарушить информационную безопасность.
Попытка реализации угрозы называется атакой, а тот, кто предпринимает такую попытку, - злоумышленником. Потенциальные злоумышленники называются источниками угрозы.
Классификация угроз:
1 по природе возникновения :
- естественные ( физические или стихийные природные действия.
- искусственные вызванные деятельностью человека.
2 по степени преднамеренности проявления:
- вызванные ощибками или халатность персонала (некомпетентное использование средств защиты, ввод ощибочных данных).
- угрозы преднамеренного действия (действия злоумышленников).
3 по непосредственному источнику угроз :
- природная среда
- человек (вербовка, разглашение и т.д.)
- санкционированные программно-апппаратные средства (удаление, отказ в ОС)
- несанкционированные программно -апаратные средства (заражение комп вирусами с диструктивными функциями.)
4 по положению источника угроз
- вне контролируемой зоны АС (перехват данных)
- в пределах контр зоны (подслушиваюшие устройства, хишение распечаток, записей, носителей информации и т.п.)
_ непосредственно в АС ( некорректное использование ресурсов АС)
5 по степени зависимости от активности АС
- независимо от активности АС (вскрытие шифров криптозашиты)
- только в процессе обработки данных (угрозы выполнения и распространения программных вирусов).
6 по степени воздействия на АС
- пассивные угрозы (ничего не меняют в структуре и содержании АС, например : угроза копирования секретных данных)
- активные - при воздействии вносят изменения в структуру и содержание АС. (троянские кони и вирусы)
7 по этапам доступа пользователей или прграмм к ресурсам АС
- угрозы осушествляютса с использованием стандартного пути доступа к ресурсам АС (маскарад)
_ угрозы осущ. использованием скрытого нестандартного пути доступа к ресурсам АС ( недокументированные возможности ОС);
8 по текушему месту расположения информации хранимой и обрабатываемой в АС
- угрозы доступа к инф-ции на внешних запоминающих устройствах;
- в оперативной памяти;
_ циркулирующей в линиях связи (незаконное подкл к линиям связи)
- угрозы доступа к информации, отображаемой на терминале или печатаюшем принтере
3. Вредоносное программное обеспечение.
Вредоносное программное обеспечение и, прежде всего, компьютерные вирусы представляют очень серьезную опасность для информационных систем. Недооценка этой опасности может иметь серьезные последствия для информации пользователей. В то же время чрезмерное преувеличение угрозы вирусов негативно влияет на использование всех возможностей компьютерной сети. Знание механизмов действия вредоносного программного обеспечения (ПО), методов и средств борьбы с ними позволяет эффективно организовать противодействие вирусам, свести к минимуму вероятность заражения и нанесения вреда машинам и информации.
О наличии вредоносного ПО в системе пользователь может судить по следующим признакам:
· появление сообщений антивирусных средств о заражении или о предполагаемом заражении, "самопроизвольное" отключение антивирусных программных средств;
· явные проявления присутствия вируса, такие как: сообщения, выдаваемые на монитор или принтер, звуковые эффекты, неожиданный запуск программ, уничтожение файлов и другие аналогичные действия, однозначно указывающие на наличие вируса в системе;
· неявные проявления заражения, которые могут быть вызваны и другими причинами, например, сбоями или отказами аппаратных и программных средств компьютерной системы – увеличение времени обработки той или иной информации (т.н. "задумчивость" ПК), необоснованное уменьшение свободного объёма на дисковых носителях, отказ выполнять программы-сканеры вирусной активности, "зависания" системы и т.п.;
· рассылка писем, которые пользователем не отправлялись, по электронной почте.
Вредоносная программа (Malware, malicious software – злонамеренное программное обеспечение) – это любое программное обеспечение, предназначенное для осуществления несанкционированного доступа и/или воздействия на информацию или ресурсы информационной системы в обход существующих правил разграничения доступа.
Во многом "вредность" или "полезность" программного обеспечения определяется самим пользователем или способом его применения. Общепризнанной классификации вредоносного ПО пока не существует. Первые попытки упорядочить процесс классификации были предприняты еще в начале 90-х годов прошлого века в рамках альянса антивирусных специалистов CARO (Computer AntiVirus Researcher's Organization). Альянсом был создан документ "CARO malware naming scheme", который на какой-то период стал стандартом для индустрии.
Но со временем стремительное развитие вредоносных программ, появление новых платформ и рост числа антивирусных компаний привели к тому, что эта схема фактически перестала использоваться. Ещё более важной причиной отказа от неё стало то, что технологии детектирования систем антивирусных компаний отличаются друг от друга и, как следствие, невозможно унифицировать результаты проверки разными антивирусными программами. Периодически предпринимаются попытки выработать новую общую классификацию детектируемых антивирусными программами объектов. Последним значительным проектом подобного рода было создание стандарта CME (Common Malware Enumeration), суть которого заключается в присвоении одинаковым детектируемым объектам единого уникального идентификатора.
4. Основные угрозы целостности. Основные угрозы конфиденциальности.
На втором месте по размерам ущерба (после непреднамеренных ошибок и упущений) стоят кражи и подлоги.
В большинстве случаев виновниками оказываютса штатные сотрудники организаций, отлично знакомые с режимом работы и мерами защиты. Это еще раз подтверждает опасность внутренних угроз, хотя говорят и пишут о них значительно меньше, чем о внешних.
С целью нарушения статической целостности злоумышленник (как правило, штатный сотрудник) может:
* ввести неверные данные;
* изменить данные.
Иногда изменяются содержательные данные, иногда - служебная информация.
Угрозой целостности является не только фальсификация или изменение данных, но и отказ от совершенных действий.
Потенциально уязвимы с точки зрения нарушения целостности не только данные, но и программы. Внедрение вредоносного ПО - пример подобного нарушения.
Угрозами динамической целостности являются нарушение атомарности транзакций, переупорядочение, кража, дублирование данных или внесение дополнительных сообщений (сетевых пакетов и т.п.). Соответствующие действия в сетевой среде называются активным прослушиванием.
Конфиденциальную информацию можно разделить на предметную и служебную.
Служебная информация (например, пароли пользователей) не относится к определенной предметной области, в информационной системе она играет техническую роль, но ее раскрытие особенно опасно, поскольку оно чревато получением несанкционированного доступа ко всей информации, в том числе предметной.
Даже если информация хранится в компьютере или предназначена для компьютерного использования, угрозы ее конфиденциальности могут носить некомпьютерный и вообще нетехнический характер.
Многим людям приходится выступать в качестве пользователей не одной, а целого ряда систем (информационных сервисов). Если для доступа к таким системам используются многоразовые пароли или иная конфиденциальная информация. Невозможно помнить много разных паролей; рекомендации по их регулярной (по возможности - частой) смене только усугубляют положение, заставляя применять несложные схемы чередования или вообще стараться свести дело к двум-трем легко запоминаемым (и столь же легко угадываемым) паролям.
В этот класс попадает так же передача конфиденциальных данных в открытом виде (в разговоре, в письме, по сети), которая делает возможным перехват данных. Для атаки могут использоваться разные технические средства (подслушивание или прослушивание разговоров, пассивное прослушивание сети и т.п.), но идея одна - осуществить доступ к данным в тот момент, когда они наименее защищены.
Угрозу перехвата данных следует принимать во внимание не только при начальном конфигурировании ИС, но и, что очень важно, при всех изменениях.
Для защиты данных на основных носителях применяются развитые системы управления доступом; копии же нередко просто лежат в шкафах и получить доступ к ним могут многие.
Перехват данных - очень серьезная угроза, и если конфиденциальность действительно является критичной, а данные передаются по многим каналам, их защита может оказаться весьма сложной и дорогостоящей. Технические средства перехвата хорошо проработаны, доступны, просты в эксплуатации, а установить их, например на кабельную сеть, может кто угодно, так что эту угрозу нужно принимать во внимание по отношению не только к внешним, но и к внутренним коммуникациям.
Кражи оборудования являются угрозой не только для резервных носителей, но и для компьютеров, особенно портативных. Часто ноутбуки оставляют без
присмотра на работе или в автомобиле, иногда просто теряют.
Опасной нетехнической угрозой конфиденциальности являются методы морально-психологического воздействия, такие как маскарад - выполнение действий под видом лица, обладающего полномочиями для доступа к данным.
К неприятным угрозам, от которых трудно защищаться, можно отнести злоупотребление полномочиями. На многих типах систем привилегированный пользователь (например системный администратор) способен прочитать любой (незашифрованный) файл, получить доступ к почте любого пользователя и т.д.
Другой пример - нанесение ущерба при сервисном обслуживании. Обычно сервисный инженер получает неограниченный доступ к оборудованию и имеет возможность действовать в обход программных защитных механизмов.
5. Законодательный уровень информационной безопасности.
К правовым мерам защиты относятся действующие в стране законы, указы и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие правила обращения с информацией, закрепляющие права и обязанности участников информационных отношений в процессе ее получения, обработки и использования, а также устанавливающие ответственность за нарушения этих правил, препятствуя тем самым неправомерному использованию информации и являющиеся сдерживающим фактором для потенциальных нарушителей. Правовые меры защиты носят в основном упреждающий, профилактический характер и требуют постоянной разъяснительной работы с пользователями и обслуживающим персоналом системы.
Законодательные и морально-этические меры противодействия, являются универсальными в том смысле, что принципиально применимы для всех каналов проникновения и НСД к АС и информации. В некоторых случаях они являются единственно применимыми, как например, при защите открытой информации от незаконного тиражирования или при защите от злоупотреблений служебным положением при работе с информацией.
Законодательный уровень является важнейшим для обеспечения информационной безопасности. Большинство людей не совершают противоправных действий не потому, что это технически невозможно, а потому, что это осуждается и/или наказывается обществом, потому, что так поступать не принято.
Мы будем различать на законодательном уровне две группы мер:
* меры, направленные на создание и поддержание в обществе негативного (в том числе с применением наказаний) отношения к нарушениям и нарушителям информационной безопасности (назовем их мерами ограничительной направленности);
* направляющие и координирующие меры, способствующие повышению образованности общества в области информационной безопасности, помогающие в разработке и распространении средств обеспечения информационной безопасности (меры созидательной направленности).
6. Обзор российского законодательства в области информационной безопасности.
Правовые акты общего назначения, затрагивающие вопросы информационной безопасности:
Основным законом Российской Федерации является Конституция, принятая 12 декабря 1993 года.
В Гражданском кодексе Российской Федерации (в своем изложении мы опираемся на редакцию от 15 мая 2001 года) фигурируют такие понятия, как банковская, коммерческая и служебная тайна.
Весьма продвинутым в плане информационной безопасности является Уголовный кодекс Российской Федерации (редакция от 14 марта 2002 года). Глава 28 - "Преступления в сфере компьютерной информации" - содержит три статьи:
· статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации;
· статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ;
· статья 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.
Закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Основополагающим среди российских законов, посвященных вопросам информационной безопасности, следует считать закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (принят Государственной Думой 8 июля 2006 года). В нем даются основные определения и намечаются направления развития законодательства в данной области.
7. Закон «Об информации, информатизации и защите информации».
1. Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:
1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;
3) реализацию права на доступ к информации.
2. Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
3. Требования о защите общедоступной информации могут устанавливаться только для достижения целей, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи.
4. Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:
1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;
2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;
3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;
4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;
5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;
6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации;
7) нахождение на территории Российской Федерации баз данных информации, с использованием которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации.
(п. 7 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 242-ФЗ)
5. Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям.
6. Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации.