Понятие и виды агрессии. Особенности отв-сти гос-в

Агре́ссия (от лат. aggressio — нападение) — понятие современного МП, которое охватывает любое незаконное с точки зрения Устава ООН применение силы одним гос-вом против территориальной целостности или политической независимости другого гос-ва или народа (нации). Агрессия не может быть оправдана никакими соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного, и явл-ся преступлением против международного мира.[1]

Понятие агрессии вкл в кач-ве обязат- признак первенства или инициативы (применение каким либо гос-вом вооруж силы первым).

В МП обращение к войне независимо от её целей традиционно рассматривалось как неотъемлемое право каждого гос-ва (jus ad bellum), как высшее проявление его суверенитета в международных отношениях. Это право охранялось всей системой принципов и норм МП. Такое отношение начало меняться в XX веке.

Акты агрессии принято разделять на прямые и косвенные:

Прямая агрессия

Вторжение или нападение вооружённых сил гос-ва на территорию другого гос-ва; любая военная оккупация, даже временная, являющаяся результатом такого вторжения или нападения; любая аннексия (насильственное присоединение) территории другого гос-ва. К прямой агрессии относятся также бомбардировка или использование оружия против иностранного гос-ва; блокада портов или берегов гос-ва вооружёнными силами другого гос-ва; нападение вооружённых сил гос-ва на сухопутные, морские или воздушные силы (флоты) другого гос-ва; нарушение установленных международным соглашением условий военного присутствия на территории другого гос-ва.

Косвенная агрессия

Засылка гос-вом вооружённых банд и групп, иррегулярных сил или наёмников, которые осуществляют акты применения вооружённой силы против другого гос-ва, носящие столь серьёзный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.

Актом соучастия в агрессии считаются действия гос-ва, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого гос-ва, использовалась последним для совершения акта агрессии против третьего гос-ва.

Отв-сть гос-ва международно-правовая, правовые последствия, которые наступают в рез-те нарушения гос-вом норм МП или международных обязательств (см. также Деликт). О. г. может возникнуть в рез-те неправомерных действий самого гос-ва (например, нарушениенеприкосновенности иностранного дипломатическогопредставителя), неправомерного бездействия или упущения, т. е. непринятия гос-вом мер, которые оно должно было бы принять для выполнения своих международных обязательств (например, нарушение обяз-сти обеспечить безопасность иностранного дипломатического представителя). Кроме того, гос-во несёт отв-сть за неправомерные действия или упущения всех своих органов, а также физических лиц (собственных граждан и иностранцев), совершённые на его территории. Однако отв-сть гос-ва за действия физических лиц наступает только в том случае, если органы гос-ва не выполнили своих обязанностей по предотвращению и наказанию неправомерных действий.

Наиболее серьёзную отв-сть гос-во несёт за действия, составляющие международные преступления, за преступления, создающие угрозу международному миру и безопасности (апартеид, пропаганда войны и др.). Важной чертой современного МП явл-ся то, что оно предусматривает отв-сть за агрессию. Поскольку в международных отношениях нет судебной инстанции, которая могла бы рассматривать в обязательном порядке споры между гос-вами, непосредственные переговоры между заинтересованными сторонами и др. способы мирного разрешения споров играют важную роль в установлении отв-сти, её форм и объёма.

В современном МП принято различать О. г. политическую (применение международных санкций и предоставление удовлетворения потерпевшему гос-ву) и материальную (репарации и реституции). При простом правонарушении, наносящем ущерб отдельному гос-ву или группе гос-в, гос-во-правонарушитель обязано возместить нанесённый ущерб или предоставить удовлетворение (в форме выражения сожаления, извинения, наказания виновных, оказания почестей потерпевшему гос-ву, уплаты компенсации пострадавшим должностным лицам и гражданам и т.д.). Разногласия по поводу формы и объёма отв-сти подлежат урегулированию мирными средствами, предусмотренными Уставом ООН. Наиболее часто в таких случаях применяется арбитраж, возм также рассмотрение споров Международным судом ООН, в компетенцию которого входит определение характера и размера возмещения, причитающегося за нарушение международных обязательств.

Если гос-во-правонарушитель отказ-ся от исполнения мер возмещения или удовлетворения, не соглашается на мирное урегулирование разногласий или не выполняет вступившего в законную силу решения компетентного международного органа, могут быть применены соотв-щие международные санкции. При наиболее тяжких межд деликтах, межд преступлениях, посягающих на коренные основы международного общения и наносящих ущерб всему международному сообществу гос-в, к гос-ву-правонарушителю должны быть немедленно применены санкции, предусмотренные Уставом ООН (т. н. принудительные меры по Уставу ООН). Международные санкции м применяться для пресечения актов агрессии и восстановления межд-го мира и безопасности только по решению Совета Безопасности ООН.

Наши рекомендации