Вопрос № 1. Общая характеристика российской цивилизации. Феномен России: дискуссии о сущности России и путях её развития
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ.
(методическое пособие).
Шахты 2005 г.
УДК 94 (47) (075. 8.).
ББК 63.3 (2). Я 73.
Ш 514.
Автор:
доцент кафедры
“Философия и история” Шестаков Ю.А.
Рецензенты:
д.и.н. профессор Казарова Н.А.
к.и.н. доцент Бондарев В.И.
В методическом пособии, в соответствии с программой изложен теоретический материал, обеспечивающий подготовку студентов-заочников, к экзаменам по курсу “Отечественная История ”.
Введение
Ø Настоящее пособие представляет собой план-конспект ответов на экзаменационные вопросы по курсу «Отечественная История» предлагаемые студентам ЮРГУЭС и соответствующие примерной программе курса и государственному стандарту по этому предмету. Для удобства использования он построен по иерархической системе: каждый пункт плана включает в себя подпункты, раскрывающие его содержание, содержание которых, в свою очередь, раскрывают другие подпункты и т.д. (по схеме: 1); 1.; а); а.).
Вопрос № 1. Общая характеристика российской цивилизации. Феномен России: дискуссии о сущности России и путях её развития.
1) Цивилизация – крупная целостная социокультурная система, сориентированная во времени и пространстве, включающая в себя различные элементы (менталитет, экономика, социальная организация, политическая система, духовные ценности). Эти элементы характеризуются своеобразием и устойчивостью. Наиболее важную роль в цивилизационном своеобразии играет «менталитет» – определённый способ восприятия действительности.
Историческая наука выделяет 2 основных «типа цивилизаций»: «Восточный» и «Западный».
Цивилизационные элементы. | Восточный тип. | Западный тип. |
1. Менталитет. | а. Созерцательность (сосредоточенность на внутренней духовной жизни). б. Представление о полной несвободе человека. в. Мистицизм (направленность на постижении сакрального смысла бытия, «духовных», а не материальных ценностей). г. Традиционализм (ориентация на воспроизводство уже бывшего ранее) | а. Реализм (сосредоточенность на достижении конкретных, прагматических целей). б. Представление о свободе человека. в. Рационализм (направленность на постижение законов природы при помощи разума в практических целях). г. Динамизм (ориентация на прогрессивные постоянные изменения). |
2. Экономика. | Преобладание государственной и корпоративной формы собственности, а так же натурального хозяйства. Вещные права других субъектов (пользование, владение) являются производными от государственной собственности, подчинёны ей. Господствует феномен «власть – собственность». | Преобладание частной собственности. Наличие «самоподдерживающейся» рыночной экономики. Господствует феномен «собственность – власть». |
3. Социальная организация. | Коллективизм (подчинение личности коллективу) | Индивидуализм (принципы самоценности, автономии и свободы личности). |
4. Политическая система. | Деспотия (сакрализованная неограниченная власть монарха опирающегося на мощный бюрократический аппарат, обеспечивающий полный контроль над всеми сторонами жизни подданных). Преобладание «вертикальных» связей. | Демократия (форма правления, построенная на принципах народовластия и соблюдения интересов, прав и свобод граждан). Преобладание «горизонтальных» связей. |
5. Духовные ценности. | Религиозное мировоззрение. | Рационалистическое и научное мировоззрение. |
2) Историографические дискуссии о сущности России в основном можно свести к четырём точкам зрения: 1. Россия относится к Восточному типу цивилизации. 2. Россия относится к Западному типу цивилизации. 3. Россия относится к особому цивилизационному типу, сочетающему элементы Восточного и Западного типа цивилизаций. 4. Россия – механическое смешение цивилизаций относящихся к разным цивилизационным типам.
3) Основные элементы Российской цивилизации:
1. Менталитет. Его основу заложило православие. Отличительными чертами отечественного менталитета являются: «соборность» (коллективизм), «нестяжательство» (отсутствие стремления к прибыли), ориентация на духовные ценности, открытость для влияния других цивилизаций.
2. Экономика. Преобладание государственной и общинно-корпоративной собственности, экстенсивный характер хозяйственного развития. Однако, в тоже время развивались некоторые элементы рыночной экономики и собственность, близкая по своим характеристикам к частной.
3. Социальная организация. Подчинение личности коллективу и государству, но при сохранении некоторых элементов индивидуализма.
4. Политическая система. Безусловное преобладание власти над обществом и неограниченный, сакральный характер власти, но при сохранении некоторых элементов правового государства и гражданского общества.
5. Духовные ценности – ориентация на достижение не прагматических, а «сакрализованных», «духовных» ценностей
Они были обусловлены необходимостью: выживания в условиях рискованного земледелия и сурового климата (коллективизм); отстаивания независимости и решения геополитических проблем в условиях протяжённых, открытых границ и враждебного внешнего окружения (преобладание власти над обществом и колоссальная роль государства); налаживания отношений с включёнными в состав государства этносами (терпимость и открытость).