Раздел IV - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
КОНСТИТУЦИЯ
РЕСПУБЛИКИ ДИКРАЙ
КОНСТИТУЦІЯ
РЕСПУБЛІКИ ДІКРАЙ
Раздел I - ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РЕСПУБЛИКИ ДИКРАЙ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1
1. Республика Дикрай является правовым, демократическим
государством. На своей территории Республика обладает верховным
правом в отношении природных богатств, материальных, культурных и
духовных ценностей, осуществляет свои суверенные права и всю
полноту власти на данной территории.
2. Республика в лице ее государственных органов и должностных
лиц осуществляет на своей территории все полномочия за исключением
тех, которые она добровольно делегирует Украине.
3. Компетенция Республики Дикрай устанавливается
Конституционным Законом Республики.
Статья 2
1. Носителем суверенитета и единственным источником
государственной власти является народ, который составляют граждане
Республики Дикрай всех национальностей.
2. Народ осуществляет государственную власть в пределах и
формах, установленных законами, путем выборов и референдумов, а
также через все учреждения и органы законодательной,
исполнительной и судебной власти.
3. Никем из общества, будь то политическая партия или иное
общественное объединение, либо отдельное лицо, государственная
власть не может быть монополизирована и осуществлена против прав
граждан, их свободы и блага. Всякая узурпация власти
антиконституционна и является посягательством на демократию и
суверенитет народа.
Статья 3
1. Настоящая Конституция и Законы Республики Дикрай признают
приоритет естественных и неотъемлемых прав и свобод человека,
гарантируют их неприкосновенность и защиту.
2. Все государственные органы, учреждения и должностные лица
Республики служат человеку и обществу, ответственны перед ними и
им подконтрольны.
3. Граждане ответственны перед государством за соблюдение
Конституции и Законов Республики.
Статья 4
1. Конституция Республики Дикрай является Основным Законом
гражданского общества и государства, обладает верховенством и
высшей юридической силой. Прямое действие ее норм и предписаний
обеспечивается государством.
2. Законы, иные государственные акты, противоречащие
Конституции Республики, не имеют юридической силы.
3. Законы, иные нормативные правовые акты, не обнародованные
в установленном порядке для всеобщего ознакомления, не обязывают
граждан Республики Дикрай к их исполнению. В отношении прав и
законных интересов граждан такие акты не должны применяться.
4. Общепризнанные принципы и нормы международного права
являются составной частью правовой системы Республики, имеют
приоритет перед ее Законами, порождают права и обязанности для
лиц, проживающих либо временно находящихся на территории
Республики Дикрай.
Статья 5
1. Организация и деятельность государственных органов
Республики Дикрай основаны на разделении властей: законодательной,
исполнительной и судебной; на разграничении полномочий между
органами государственной власти, территориального и местного
самоуправления.
2. Законодательная, исполнительная и судебная власти связаны
Конституцией и Законами Республики, в пределах своих полномочий
действуют самостоятельно, взаимодействуя между собой и
уравновешивая друг друга.
3. Действия, нарушающие условия разделения властей,
недопустимы и признаются антиконституционными.
Статья 6
1. Официальным языком и языком делопроизводства является
русский язык. Государственными языками в Республике Дикрай являются русский и украинский языки.
2. Гражданам, проживающим в Республике Дикрай, гарантируется
право пользоваться родным или любым иным языком, свободно выбирать
язык обучения и воспитания.
Глава 2. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО
Статья 7
1. Территория Республики Дикрай является неприкосновенной и не
может быть изменена без ее согласия.
2. Территориальными единицами в Республике являются: Автономная Республика Западный Дикрай, Автономная Республика Гриндия, Броварской городской округ (город Бровары), Селищные округа, район, город, село, район в городе. Порядок их образования и виды определяются Законом Республики.
Статья 8
В целях удовлетворения национально-культурных, языковых и духовных потребностей граждан в местах компактного проживания национальных и этнических групп по волеизъявлению большинства граждан данной местности могут быть образованы соответствующие национальные территориальные единицы. Порядок их образования и
статус определяется Законом Республики Дикрай.
Глава 3. ОТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДИКРАЙ С УКРАИНОЙ
Статья 9
Республика Дикрай не входит в государство Украина и определяет с ней свои отношения на основе договора и соглашений.
Глава 4. ОТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДИКРАЙ С ДРУГИМИ ГОСУДАРСТВАМИ
Статья 10
Республика Дикрай самостоятельно вступает в отношения с другими государствами и организациями, осуществляет с ними на основе договоров и соглашений взаимовыгодное сотрудничество в экономике, культуре, здравоохранении, образовании, науке и других сферах; строит свои взаимоотношения с ними на началах равенства, уважения суверенитета, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела, разрешения споров исключительно мирными средствами, добросовестного выполнения взаимных обязательств.
Раздел II - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ И СТОЛИЦА РЕСПУБЛИКИ ДИКРАЙ
Статья 11
1. Республика Дикрай имеет свой Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн. Их описание, а также порядок использования устанавливаются Конституционным Законом Республики.
2. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и граждане должны уважать государственные символы Республики Дикрай.
Статья 12
Столицей Республики Дикрай является город Бровары. Его правовой статус определяется специальным Законом Республики.
Раздел III - ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Глава 5. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 13
1. Каждый человек независимо от национальной, религиозной или какой-либо иной принадлежности свободен и равен в своих правах и достоинстве со всеми людьми.
2. Каждому человеку принадлежат естественные и неотчуждаемые права и свободы от рождения. Эти права и свободы ненарушимы и составляют основу всех других прав и свобод человека и гражданина, основу всякого человеческого сообщества, мира и справедливости.
Статья 14
1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина устанавливаются и изменяются Конституцией и Законами Республики Дикрай.
2. Перечисление в настоящей Конституции определенных прав и свобод не может быть использовано для умаления других прав и свобод человека и гражданина.
Статья 15
Гражданам Республики Дикрай гарантируется равенство в осуществлении конституционных прав и свобод независимо от происхождения, расы, социального и имущественного положения, языка, национальности, образования, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, понесенного ранее уголовного наказания и других обстоятельств.
Статья 16
Осуществление прав и свобод не должно нарушать права, свободы и законные интересы других лиц, наций и социальных групп, а также не должно быть направлено на причинение вреда окружающей природной среде, насильственное изменение конституционного строя Республики.
Глава 6. ГРАЖДАНСТВО РЕСПУБЛИКИ ДИКРАЙ
Статья 17
1. Гражданство Республики Дикрай приобретается, сохраняется и утрачивается в соответствии с Законом Республики Дикрай.
2. В соответствии с законодательством и по взаимному соглашению Республики Дикрай с другими государствами ее граждане могут иметь право на двойное гражданство.
Статья 18
1. Гражданин Республики Дикрай может быть лишен гражданства но, не права на выход из него, а также выслан за пределы Республики Дикрай.
2. Гражданам Республики Дикрай, находящимся за ее пределами, обеспечивается защита их прав и законных интересов.
Статья 19
1. Иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Республики, гарантируются права и свободы в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, договорами соглашениями, заключенными Республикой Дикрай с другими государствами, а также в соответствии с ее Конституцией и законами
2. В установленном Законом порядке иностранцам и лицам без гражданства может быть предоставлено убежище.
3. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Дикрай, обязаны уважать и соблюдать ее Конституцию и законы.
Глава 7. ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
Статья 20
1. Каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни.
2. Государство охраняет и защищает жизнь человека от каких бы то ни было противоправных посягательств.
Статья 21
1. Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Статья 22
Каждому человеку гарантируется неприкосновенность жилища. Запрещается без законных оснований входить в жилище, производить в нем обыск и осмотр против воли проживающих в жилище лиц или каким-либо другим способом нарушать его неприкосновенность.
Статья 23
Каждому гарантируется тайна переписки, телефонных разговоров, телеграфной и иной личной корреспонденции.
Статья 24
Гражданам Республики Дикрай в пределах ее территории гарантируется свобода передвижения и выбора места жительства, а также право добровольно выезжать из Республики в другие государства и возвращаться в нее.
Статья 25
1. Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его частную жизнь.
2. Не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации частного характера без согласия лица и при условии, если такие действия могут причинить вред нравственному состоянию общества.
Статья 26
Гражданам Республики гарантируется свобода слова, беспрепятственное распространение в устной, письменной или иной форме своих взглядов и убеждений. Никто не может преследоваться за свои убеждения.
Статья 27
Государственные органы, общественные объединения и должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документацией, решениями, а также иными материалами, затрагивающими его права и законные интересы.
Статья 28
Государство признает и гарантирует свободу совести, вероисповедания и религиозной деятельности как неотъемлемые права человека и гражданина.
Статья 29
Каждому гарантируется свобода добровольно и без какого-либо принуждения определять и указывать свою национальную принадлежность, право сообщать о своей национальности или воздерживаться от такого сообщения.
Глава 8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
Статья 30
Граждане Республики Дикрай имеют право на участие в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через избранных ими представителей. Такое право обеспечивается выборностью органов государственной власти, территориального и местного самоуправления, референдумами, иными институтами и формами демократии.
Статья 31
1. Государство признает и гарантирует право граждан на общественные объединения.
2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение, равно как ограничен в правах за принадлежность либо непринадлежность к политической партии или иному общественному объединению.
Статья 32
1. Государством признается и обеспечивается право граждан собираться мирно и без оружия, проводить собрания, митинги, уличные шествия и демонстрации.
2. Запрет на осуществление этого права допускается только в случаях, установленных Законом. Такой запрет может быть оспорен в судебном порядке.
Статья 33
Граждане имеют право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам и в установленный Законом срок получать на них мотивированные ответы.
Статья 34
1. Признается и гарантируется право граждан на получение от государственных органов, общественных объединений и должностных лиц, а также на свободное распространение достоверной информации по вопросам, затрагивающим права, законные интересы и обязанности граждан, других лиц.
2. Гражданам гарантируется судебная защита права на опровержение обнародованной неправдивой информации, которая причиняет вред их интересам и достоинству, а также на восстановление или компенсацию морального и материального ущерба, нанесенного такой информацией.
Статья 35
Каждый гражданин имеет право равного доступа к занятию любой должности в государственных органах, общественных объединениях, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Глава 9. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ
ПРАВА
Статья 36
1. Каждому гарантируется экономическая свобода,
осуществляемая посредством права быть собственником, права
свободного предпринимательства и права на свободный труд.
2. Признается и гарантируется право частной собственности,
включая возможность по своему усмотрению владеть, пользоваться и
распоряжаться своим имуществом, а также иными объектами
собственности как единолично, так и совместно с другими лицами.
3. Неприкосновенность собственности, приобретенной на
законных основаниях, и право наследования гарантируются Законом.
Статья 37
1. Каждый имеет право на труд, то есть на свободное
распоряжение своими способностями к труду, свободный выбор
профессии, рода занятий и места работы в соответствии со своим
призванием, способностями и профессиональной подготовкой.
2. В случаях временной незанятости по независимым от
гражданина причинам ему обеспечивается право на материальную
поддержку, пособие по безработице.
3. Каждый человек без какой-либо дискриминации имеет право на
равную оплату за равный труд.
Статья 38
Каждый, кто работает, имеет право на вознаграждение, которое
не может быть ниже официально установленного минимального уровня
заработной платы.
Статья 39
Граждане имеют право на условия труда, отвечающие требованиям
безопасности и гигиены. Обеспечивается охрана труда женщин в
период беременности и после родов, труда несовершеннолетних, лиц с
ограниченной трудоспособностью, а также лиц, занятых на особо
тяжелых работах или работающих на производствах, вредных для
здоровья либо опасных для их жизни.
Статья 40
Принудительный труд запрещается. Не признается в качестве
принудительного труда: работа или служба, выполняемая
военнослужащими исключительно в военных целях; работа или служба,
требуемая от какого-либо лица в соответствии с Законом о
чрезвычайном положении.
Статья 41
1. Признается право на забастовку, то есть на полное или
частичное приостановление работы предприятия, учреждения или
организации как средство разрешения коллективного трудового спора,
защиты экономических и социальных интересов трудящихся.
2. Забастовка не допускается, если она может создать угрозу
жизни и здоровью людей или дестабилизировать функционирование
служб, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность общества.
Статья 42
Каждому гарантируется отдых в свободное от работы время.
Максимальная продолжительность рабочего времени, минимальный
еженедельный отдых, минимальный оплачиваемый периодический отпуск,
а также иные социально значимые условия осуществления права на
отдых и гарантии труда по найму определяются Законом.
Статья 43
В Республике Дикрай каждый гражданин имеет право на охрану
здоровья, обеспечиваемого квалифицированным медицинским
обслуживанием, экономическими и социальными гарантиями общества и
государства.
Статья 44
1. Граждане Республики Дикрай имеют право на экологически
безопасную для их жизни и здоровья окружающую природную среду,
продукты питания и предметы повседневного спроса.
2. Это право обеспечивается экологическим контролем в
соответствии с установленными требованиями и стандартами.
3. Граждане имеют право на возмещение убытков и вреда,
причиненных их здоровью или имуществу экологическими и другими
нарушениями законодательства и стандартов.
Статья 45
1. Граждане имеют право на жилище. Они могут приобретать в
собственность или постоянно пользоваться благоустроенным жилищем в
домах государственного, общественного либо индивидуального
жилищного фонда.
2. Государство гарантирует бесплатное или на льготных
условиях предоставление благоустроенного жилья лицам, нуждающимся
в особой социальной и правовой защите общества.
3. Никто не может быть лишен жилья без законных оснований.
Статья 46
Граждане Республики имеют право на образование. Обязательное
образование обеспечивается государством и является бесплатным.
Среднее, техническое, профессиональное, высшее образование
является общедоступным для всех в соответствии со способностями
каждого гражданина.
Статья 47
Граждане имеют право свободно участвовать в культурной жизни
общества. Свобода литературного, художественного, научного и
технического творчества, право на интеллектуальную собственность,
а также авторские права, моральные и материальные интересы граждан
охраняются законами.
Статья 48
В Республике гарантируется свободное развитие и
взаимообогащение культур всех национальностей, обеспечиваются
равные возможности и благоприятные условия для сохранения и
развития духовности, языков, традиций и обычаев всех народов и
национальных меньшинств. Государство оказывает поддержку
деятельности национальных обществ, включая национально-культурные
центры и другие, не противоречащие настоящей Конституции и
законам, национальные объединения граждан.
Статья 49
1. Граждане Республики Дикрай имеют право на материальное
обеспечение в старости, в связи с болезнью, полной или частичной
потерей трудоспособности, потерей кормильца, а также в случаях
отсутствия, потери или уменьшения средств к существованию по
независимым от гражданина причинам. Пенсии и иные виды социальной
помощи государства и общества должны обеспечивать достойный
человека уровень жизни.
2. Государство обязано защищать престарелых граждан и
инвалидов, оказывать им материальную, финансовую и иную помощь в
преодолении социальной изоляции, предоставлять возможности для
посильного участия их в общественно полезной деятельности.
Глава 10. ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Статья 50
1. Права и свободы граждан, установленные настоящей
Конституцией, не могут быть отменены. Государство, его органы и
должностные лица обязаны обеспечивать всем гражданам равные
возможности для реализации этих прав, а также равную охрану и
защиту их законами.
2. Осуществление прав и свобод граждан может быть ограничено
исключительно только в интересах обеспечения общественной
безопасности, конституционной законности, жизни и здоровья
населения, а также прав и свобод других лиц.
3. Временное ограничение прав и свобод граждан допускается
только в случаях введения карантина, военного или чрезвычайного
положения в порядке и пределах, предусмотренных Законом. При этом
не могут быть нарушены достоинство, право на жизнь и личную
неприкосновенность граждан.
Статья 51
1. Все права и свободы граждан подлежат судебной защите.
2. Признается право граждан на обжалование в суд решений и
действий государственных органов и общественных объединений,
органов самоуправления и должностных лиц. Жалобы должны быть
рассмотрены в порядке и в сроки, установленные Законом.
3. Гражданам гарантируется право на возмещение морального
вреда и материального ущерба, причиненных незаконными действиями
государственных органов, общественных объединений, органов
самоуправления и должностными лицами при исполнении ими служебных
обязанностей.
Статья 52
1. Действие принципа презумпции невиновности при рассмотрении
в суде каких бы то ни было обвинений граждан в соответствии с
общепризнанными нормами международного права гарантируется законами государства.
2. Обвинение является незаконным, если оно основано на
доказательствах, полученных противоправным путем или средствами.
3. Никто не должен отвечать за одно и то же правонарушение
дважды.
4. Осужденный обладает всеми упомянутыми в настоящей
Конституции правами человека, кроме тех, которые ограничены
Законом или обвинительным приговором суда.
Статья 53
Закон, ухудшающий правовое положение гражданина, обратной
силы не имеет. Никто не может нести ответственность за действия
или бездействия, которые на время их совершения не признавались
правонарушениями. Если после совершения правонарушения
ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый
Закон.
Статья 54
1. Гражданам гарантируется право на получение и пользование
квалифицированной юридической помощью.
2. Признается право граждан самостоятельно, законными
средствами, защищать свою жизнь, права и свободы от каких бы то ни
было противоправных посягательств других лиц.
Статья 55
Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, супруга
(супруги), других членов семьи, а также близких родственников.
Духовные руководители религиозных общин не обязаны
свидетельствовать против единоверцев, оказывающих им доверие.
Статья 56
Никто не обязан выполнять заведомо или явно преступный приказ
либо распоряжение. Их выполнение на территории Республики Дикрай не
освобождает от юридической ответственности за наступившие
последствия.
Статья 57
Граждане Республики не могут быть привлечены к
ответственности за неисполнение законов, иных правовых актов, если
они не опубликованы в установленном порядке либо не обнародованы
иными предусмотренными способами для ознакомления с ними.
Статья 58
На территории Республики Дикрай государственный контроль за
соблюдением условий реализации прав и свобод человека и гражданина
настоящей Конституцией возлагается на Уполномоченного Верховного
Совета Дикрай по правам человека - Народного Правозащитника.
Статус и порядок деятельности Народного Правозащитника
определяется Конституционным Законом.
Глава 11. ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Статья 59
Граждане обязаны соблюдать Конституцию и Законы Республики
Дикрай, уважать права, свободы и достоинство других лиц и народов.
Статья 60
1. Каждый обязан заботиться о своем здоровье, о здоровье
своих близких и народов.
2. Граждане обязаны беречь природу, охранять ее богатства,
заботиться о сохранении духовного, исторического и культурного
достояния всех народов и национальных меньшинств.
Статья 61
Граждане Республики обязаны платить государственные налоги в
порядке и размерах, установленных Законом.
Статья 62
Защита государственного суверенитета, единства и
территориальной целостности Республики Дикрай является обязанностью
каждого ее гражданина.
Статья 63
Обязанности, предусмотренные статьями 59, 60, 61 настоящей
Конституции, в установленных законами пределах распространяются на
всех лиц, находящихся на территории Республики Дикрай.
Статья 64
1. В Республике Дикрай государственная власть осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти.
2. Делегирование полномочий или функций от одной государственной власти к другой, равно как и принятие ими совместных решений, не допускается.
Статья 65
Высшими органами государственной власти в Республике Дикрай являются Верховный Совет Республики Дикрай (Парламент), Президент Республики
Дикрай, Правительство, Верховный Суд Дикрай.
Глава 13. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 66
1. Законодательная власть в Республике Дикрай принадлежит Верховному Совету Республики Дикрай, на который народом и настоящей Конституцией возлагается принятие Законов и осуществление парламентского контроля за деятельностью государственной исполнительной власти.
2. В случаях, предусмотренных данной Конституцией и Законами Республики, законодательная власть может быть осуществлена в порядке республиканского референдума.
Статья 67
1. Верховный Совет Республики Дикрай является однопалатным и состоит из
депутатов, избираемых гражданами Республики Дикрай на год на
основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при
тайном голосовании, определяемом Законом о выборах депутатов.
2. Депутатом может быть гражданин Республики Дикрай, не моложе двенадцати лет на день выборов.
3. Порядок выборов в Верховный Совет Дикрай определяется Законом.
Статья 68
Полномочия Верховного Совета и его депутатов прекращаются
с заседанием вновь избранного Верховного Совета.
Статья 69
Депутаты Верховного Совета представляют народ Дикрай и
ответственны перед своими избирателями.
Статья 70
Депутаты Верховного Совета имеют право законодательной
инициативы, право запроса к подконтрольным и подотчетным
Верховному Совету организациям и должностным лицам, требовать от
соответствующих государственных органов и должностных лиц
официальную информацию, необходимую для выполнения депутатских
полномочий, а также иные права, предусмотренные Конституционным
Законом о статусе депутата Верховного Совета Дикрай.
Статья 72
1. Полномочия депутата Верховного Совета прекращаются
досрочно по решению Верховного Совета в случаях:
1. Личного заявления о сложении им полномочий;
2. Вступления в законную силу обвинительного приговора
в отношении депутата верховного совета;
3. Признания депутата Верховного Совета судом недееспособным
или без вести отсутствующим;
4. Потери гражданства Республики Дикрай.
2. Решение Верховного Совета о досрочном лишении мандата
депутата Верховного Совета может быть обжаловано в Верховном
Суде Дикрай.
Глава 13-1. ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ДИКРАЙ
Статья 73
1. Верховный Совет рассматривает и решает все вопросы, за исключением тех, по которым решения могут быть приняты только общереспубликанским референдумом, судебной и государственной исполнительной властью.
2. К полномочиям, составляющим исключительную компетенцию Верховного Совета, относятся:
1) принятие Конституции, Конституционных и иных Законов
Республики, внесение в них изменений и дополнений;
2) определение административного и территориального
устройства, местное самоуправление;
3) определение внешнеэкономической политики;
4) бюджетная, финансово-кредитная, налоговая и инвестиционная
политика;
5) организация и порядок проведения выборов и референдумов;
6) организация и деятельность Верховного Совета, определение
правового статуса депутатов Верховного Совета;
7) определение порядка организации и деятельности органов
государственной исполнительной власти;
определение порядка использования и защиты
Государственного флага, Государственного герба и Государственного
гимна; правовой режим столицы Республики Дикрай;
8) назначение Председателя Верховного Совета Дикрай; образование и ликвидация по предложению Премьер-министра Правительства Дикрай министерств и центральных ведомств Республики;
9) избрание по основаниям и в порядке, предусмотренном
Конституцией и действующим законодательством судей
Верховного Суда Республики Дикрай, Председателя и судей
Верховного Суда Республики Дикрай
10) вопросы войны и мира
11) принятие указов Президента о введении военного или чрезвычайного положения
12) выражение недоверы Президенту или Правительству Республики Дикрай
3. Иные полномочия, составляющие исключительную компетенцию
Верховного Совета Дикрай, определяются настоящей Конституцией и Конституционными Законами Республики.
Статья 73-1
Действия Верховного Совета могут быть приостановлены в условиях военного или чрезвычайного положений
Глава 13-2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Статья 74
1. Право законодательной инициативы в Верховном Совете Дикрай принадлежит депутатам Верховного Совета, Президенту и Правительству Республики.
2. Народ реализует право законодательной инициативы в
порядке, установленном Законом Республики Дикрай о референдуме.
Статья 75
1.Закон Республики Дикрай и постановление Верховного Совета считаются принятыми, если за них проголосовало большинство депутатов Верховного Совета.
4. По решению Верховного Совета проекты законов могут быть вынесены на всенародное обсуждение или общереспубликанский референдум.
5. Подготовка проектов и процедура принятия законов
определяются Регламентом и специальным Актом Верховного Совета.
Глава 14. ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ
Статья 76
Президент Республики Дикрай является высшим должностным лицом и
главой государственной исполнительной власти в Республике.
Статья 77
1. Президентом Республики может быть избран гражданин
Республики Дикрай не моложе тринадцати лет на день выборов и
обладающий избирательным правом.
2. Президент Республики избирается сроком на один год и шесть месяцей.
Одно и то же лицо может быть избрано Президентом Республики
неораниченое количество раз.
3. Выборы Президента осуществляются гражданами Республики
Дикрай на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права.
4. Порядок проведения выборов Президента Республики Дикрай
определяется Конституционным Законом.
Статья 78
При вступлении в должность Президент Республики на заседании
Верховного Совета приносит присягу. Текст присяги утверждается
Верховным Советом Дикрай.
Статья 79
Президент Республики Дикрай:
1) Выступает гарантом обеспечения прав и свобод граждан,
территориальной целостности и государственного суверенитета Дикрай,
соблюдения Конституции и Законов Республики;
2) Представляет Республику Дикрай в межгосударственных и
международных отношениях;
3) Координирует деятельность органов государственной
исполнительной власти и обеспечивает ее взаимодействие с Верховным
Советом;
4) Представляет Верховному Совету кандидатуры для избрания
судей Верховного Суда Республики Дикрай;
5) Ведет переговоры и подписывает договоры и соглашения с
другими государствами, которые вступают в действие после их
ратификации Верховным Советом;
6) Награждает государственными наградами и присваивает
почетные звания Республики;
7) Принимает меры по обеспечению государственной и
общественной безопасности Республики;
8) В соответствии с Законом объявляет чрезвычайное положение
в отдельных местностях Республики;
9) Решает вопросы гражданства Республики Дикрай.
10) Имеет право вето в отношении принятых Верховным Советом Дикрай законов (кроме законов о внесении изменений в Конституцию Дикрай) с последующим возвращением их на повторное рассмотрение Верховным Советом Дикрай;
11) Присваивает высшие воинские звания, высшие дипломатические ранги и иные высшие специальные звания и классные чины;
12) Вносит в Верховный Совет Дикрай представление об объявлении состояния войны и в случае вооруженной агрессии против Дикрай принимает решение об использовании Вооруженных Сил Дикрай;
13) Является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Дикрай; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил Дикрай;
14) Назначает Председателя Верховного Совета Республики Дикрай
15) Имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Дикрай
16) Назначает главу Республиканского Банка Дикрай
17) принимает решение об отставке Правительст Правительства Республики Дикрай
18) Принимает решение об отставке отдельных членов Правительства в соответствии с Конституцией и Законами Республики Дикрай
19) Распускает Верховный Совет Республики Дикрай
20) Назначает и особождает высшее руководство Вооружённых Сил Республики Дикрай
21) Назначает глав районов, селищныйх округов, горисполкомов, мунициписполкомов и сельисполкомов
Статья 79-1
1. Президент Республики вправе отменять правовые акты
подведомственных ему органов государственной исполнительной власти
в случае, если они приняты в нарушение Конституции и Законов
Республики.
2. Президент Республики в пределах своей компетенции издает
указы и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории
Республики.
Статья 79-2
Президент Республики Дикрай пользуется правом
неприкосновенности, а также беспрепятственного доступа на любые
объекты, расположенные на ее территории.
Статья 79-3
Президент Республики Дикрай прекращает свои обязаности в случае добровольной отставки, неспособности осуществлять полномочия по состоянию здоровья, смерти или обвинении Верховным Советом государственной измены.
Статья 79-4
В случае предусмотренных статьёй 79-3 настоящей Конституции исполн