Кодификация как способ систематизации законодательства.

Систематизация законодательства — это деятельность, направленная на упорядочение действующих нормативных правовых актов. Систематизация законодательства необходима:

- для правильного уяснения и применения нормативных актов;

- развития и совершенствования законодательства;

- формирования правосознания.

Приемы, которые используются при упорядочении нормативно-правовых актов, называются способами систематизации.

Кодификация- способ систематизации, при котором имеет место как внутренняя, так и внешняя переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. К кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства и др.

Понятие инкорпорации законодательства.

Инкорпорация- такой процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в определенном порядке. Нормативное содержание актов при этом не меняется, хотя форма изложения их сути иногда претерпевает изменения. Все операции осуществляются в плоскости внешней обработки правового акта: в первоначальный текст вносятся официальные изменения; исключаются статьи и пункты, потерявшие силу, имевшие временное значение, а также содержащие явные противоречия и т.п. Юридическая сила актов, подвергшихся инкорпоративной переработке, не изменяется.

Толкование нормативно правовых актов: понятие, способы и виды толкования.

Правоприменительная деятельность требует глубокого понимания содержания реализуемых норм права. Сам выбор правовых норм предполагает понимание их содержания. Деятельность по осмыслению и объяснению смысла нормативно-правовых предписаний для применения получила название толкования права.

Объектом толкования являются нормативные правовые акты и их совокупность. Предметом толкования выступает воля законодателя, выраженная в законе или ином нормативном правовом акте.

Толкование права — это интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по уяснению и разъяснению смысла норм права, выражающаяся в особом юридическом акте.

В теории права выделяют следующие основные способы толкования:

Филологический; систематический; логический; исторический. То есть разъяснение права с помощью разных подходов.

Объективное и субъективное право.

объективное право – совокупность правовых норм, существующих независимо от воли человека и его желаний.

Субъективное право – право конкретного человека в определенных отношениях, выражающиеся в возможности действовать по своему усмотрению, отказаться от совершения какого-либо действия или требовать соответствующего поведения со стороны третьих лиц.

Между двумя названными значениями существует связь.

Субъективное право возникает на основе норм объективного права;

объективное право – ничто при отсутствии у гражданина субъективных прав и гарантии их реализации.

От объективного и субъективного права следует отличать объективное и субъективное в праве.

Объективным признается все то, что справедливо, верно, закономерно, обоснованно и не зависит от мнения изучающего его субъекта.

Субъективное в праве – то, что не имеет всеобщего значения, что оказывается под влиянием взглядов и образа жизни познающего субъекта, его оценки идеи о сущности права в целом и отдельных категорий и институтов, закрепленных на законодательном уровне.

Функции права

Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни.

Существует несколько видов функций:

Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:

1) политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти;

2) экономическая функция – это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений;

3) культурно‑историческая функция – это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно‑духовных ценностей;

4) функция социального контроля – это функция, которая заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.;

5) воспитательная функция – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования.

Специально‑юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:

1) регулятивная функция – это функция, которая направлена на осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене;

2) регулятивная динамическая функция – это функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования;

3) регулятивная статическая функция – это функция, с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права;

4) охранительная функция – это функция, которая состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав:

5) компенсационная функция – это функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб;

6) восстановительная функция – это функция, которая направлена на восстановление нарушенного права либо положения;

7) ограничительная функция – это функция, которая направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения;

8) карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения.

Наши рекомендации