Глава шестнадцатая. Нравственная революция.

Как справедливо заметил еврейский эко-анархист Мюррей Букчин, попрание прав

животных коренится в готовности человека, попирать человеческие права. Замечу, не

претендуя на оригинальность, что верно и обратное, а именно то, что попрание прав

животных вместе с тем готовит почву для угнетения человеком человека. Практика поедания

теплокровных существ, которые достаточно разумны хотя бы для того, чтобы откликаться на

своё имя, развращает человека с раннего детства. Как в нравственном измерении выглядят

сцены кормления коровок, поросят, курочек, зайчиков, да и рыбок, после того, как их между

делом подают к детскому и родительскому столу? Эти сцены внушают детям лицемерие и

глубинную ложь, готовят их улыбаться ближнему, когда это принято, а потом, при первом

удобном случае, его «пожирать», образно говоря.

Неужели вы думаете, что общество, основанное на лицемерии и жестокости, способно на

глубокие революционные преобразования? Отнюдь. Такому обществу совершенно чужд

всякий идеализм, стремление соответствовать принятым нормам морали, которые будут

отбрасываться на потребу момента.

Если вы помните, я начал изложение своей хаотической доктрины с пантеизма, в котором

благословляется и делается священным всякое бытие, и в этом акте почитания всего живого

происходит человеческое единение с Универсумом, с всеохватной Природой. Конечно, мы не

сможем быть искренними пантеистами, если не откажемся от прямого убийства в целях

своего пропитания.

Я имею в виду, что из продуктов животного происхождения должны остаться только

молочные продукты и яйца. Такой промежуточный и компромиссный вариант вегетарианства

называется на научном языке – оволактовегетарианством. Этот вид питания, конечно, не

идеален. Он подразумевает серьёзное стеснение животных в промышленном птицеводстве и

животноводстве. Однако, сей компромиссный вид питания не делает обязательным убийство

в рамках фермерского хозяйства, предполагающего вольный выпас кур и коров.

Оволактовегетарианство тагже предпочтительней веганизма по двум причинам. Первая

причина – национальная безопасность. В критической ситуации, при угрозе войны, голода,

производства молока и яиц легко перестраиваются в линии по производству мяса животных и

птиц. Эту отрасль стратегически ошибочно уничтожать совсем. Вторая причина – проблема

обогащения пищи витамином В12. В растительных ингридиентах его или нет, или

употребление продуктов с его содержанием проблематично для организма человека (пивные

дрожжи). Молоко и яйца являются достаточным источником для этого витамина, который

играет важную роль в синтезе ДНК, оболочек нервных волокон, костей и кроветворении.

Всё же, надо признать, что данное ограничение есть некий новый уровень перемирия с

Природой, а поскольку Человек есть сам неотъемлемая Её часть, то и с Человеком.

Оволактовегетарианство – это часть гуманистического, либертарного мировоззрения и эко-

анархизма, если угодно. Только став вегетарианцем, Человек сможет вообще судить о морали

и справедливости так, чтобы не скатиться до геноцида себе подобных. Это даст необходимую

моральную высоту и силу для того, чтобы трансформировать общество с чистым и открытым

взглядом на вещи и явления.

Мы рассмотрели Хаос как явление структурного многообразия. Сюда же нужно отнести

видовое и расовое многообразие форм жизни, которые тяготеют к миру и гармонии, к

сосуществованию. По большому счёту, сюда относятся и хищники, так как их численность

регулируется естественным образом в зависимости от численности низших по отношению к

ним звеньев пищевой цепочки. Для Человека это давно не преграда, ибо поголовье мясных

пород значительно превышает Его численность. Разведение животных с целью их убийства,

это, конечно, не то же самое, если разводить животных с целью их использования, например

во вьючных целях, или в целях добычи шерсти. Это известный компромисс, когда животное

расстаётся с шерстью, но с него по крайней мере не сдирают кожу.

Если перекинуть от этого мост к социальным теориям, то и в социально-экономической

области возможен некий компромисс капиталиста и пролетария. Например, дабы оставить

обществу уважаемое нами природное – читай социальное – многообразие форм, можно не

отнимать у частного собственника средства производства и всю прибыль, а делить её с

трудовым коллективом: 30% - капиталисту, 30% в фонд развития предприятия, 40% -

трудовому коллективу. Здесь остаётся большой стимул для частной инициативы, однако здесь

же и значительное повышение фонда зарплаты рабочих, и возможность создания дочернего

редприятия в собственности рабочих. То есть, классовый мир и сотрудничество, а на поверку

смягчение противоречий, которых, естественно, никто не отменял. В таком подходе больше

реализма, ведь реальный мир не столь контрастен, в нём много полутонов и разных красок. И

это Порядку, а не Хаосу свойственно осуждать мир, деля его на чёрное и белое, сказочное

добро и зло. На самом же деле многообразие форм основано на компромиссах и

сотрудничестве, а не на фанатизме и вражде. Поэтому для нас логичен не заданный раз и

навсегда Порядок вещей, а разумное и живое варьирование социально-экономических

пропорций в интересах большинства. Наша модель – это живой общественный договор,

лишённый догматизма и законов, как неких священных постановлений. На смену законам,

этим юридическим цепям, на которых сидят цепные псы бюрократии, должны прийти

морально-нравственные нормы, обычаи, этика человеческих взаимоотношений, этика

взаимодействия Человека и Природы. Наша этика, таким образом, в учёте многообразия и

сбережении «цветущей сложности», как говорил Константин Леонтьев.

Таково вкратце наше цельное и всеобъемлющее мировоззрение хаотического анархизма.

И это в полной мере экологическое мировоззрение содержится не где-нибудь, а в открытой

книге Матери-Природы, единственном Святом Писании, которое доступно для каждого с

безначальных времён.

1 марта, 2013 г.

полуостров Крым, г. Симферополь

Автор текста Александр Перст [email protected]

Наши рекомендации