Государственный контроль и надзор в Российской Федерации осуществляют также суды и органы прокуратуры.

Прокуратура РФ является самостоятельным государственным органом с вертикально централизованной системой подчинения.Данный орган ни к одной из ветвей власти не относится. Предметомпрокурорского надзора за законностью является соблюдение Конституции РФ и исполнение органами исполнительной власти законов, действующих на территории РФ. Органы прокуратурыотносятся к системе правоохранительных органов государственнойвласти. Их деятельность направлена на обеспечение защитыконституционных прав и свобод человека и гражданина, гарантомчего в соответствии с Конституцией РФ является Президент РФ.

Президент РФ наделен конституционным правом решать вопросы, связанные с назначением и освобождением от должности Генерального прокурора РФ (п. 2. ст. 128 Конституции РФ). Это конституционное положение является стратегическим полномочием и правовым ресурсом для реализации Президентом РФ и его аппаратом контрольной функции за деятельностью прокуратуры.

Судебный контроль (надзор) в России осуществляют федеральные суды общей юрисдикции. К ним относятся Верховный Суд РФ, Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды. Кроме Верховного Суда РФ, к федеральным судам относится Конституционный Суд РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции.

Рассматривая виды государственного контроля по субъектам, его осуществляющим, целесообразно остановиться и на контрольных функциях Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (омбудсмена). Уполномоченный по правам человека в РФобеспечивает гарантии государственной защиты прав и свободграждан, их соблюдения и уважения государственными органами,органами местного самоуправления и должностными лицами. Онрассматривает жалобы на решения или действия (бездействие)государственных органов, органов местного самоуправления,должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявительобжаловал эти действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решением принятым по его жалобе.

Уполномоченный по правам человека при осуществлении своих функций независим и неподотчетен госорганам и должностным лицам. Уполномоченный по правам человека, приступив крассмотрению жалобы, вправе обратиться к компетентнымгосударственным органам (должностным лицам) за содействием впроведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению. Онвправе при проведении проверки по жалобе беспрепятственно нопосещать все органы государственной власти, органы местногосамоуправления, все предприятия, организации, учреждения,воинские части, общественные объединения. Уполномоченный и егорабочий аппарат являются государственным органом.

По окончании каждого года о существующих проблемах по правам человека в России Уполномоченный направляет доклады Президенту РФ, в Совет Федерации, Государственную Думу РФ, в Правительство РФ, а также в высшие судебные органы власти и Генеральному прокурору РФ. Основная задача омбудсмена - юридическая защита гражданских прав и свобод способами, отличающимися от парламентского, судебного, административного, т.е. традиционных форм и методов государственного контроля и надзора.

Итак, в России государственный контроль (надзор) по субъектам, его осуществляющим, делится на 7 основных видов. Главенствующим видом государственного контроля является президентский контроль.

Это обосновывается тем, что Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ. Кроме того, именно Президент в соответствии со ст. 80 Конституции наделен полномочиями по обеспечению согласованного взаимодействия и функционирования органов государственной власти всех ее ветвей.

Данные конституционные положения наделяют Президента РФ правом по реализации координирующей функции, в том числе и в системе органов государственного контроля. Особенностью президентского контроля является то, что он осуществляется за основными, ведущими направлениями деятельности органов исполнительной власти и по его результатам главой государства принимаются политически важные решения, направленные на устранение выявленных нарушений и предупреждение их в будущем.

Существующее многообразие органов и их подразделений, имеющих контрольные полномочия, обусловлено необходимостью охвата контролем важнейших областей государственного управления. Современное состояние государственного контроля в нашей стране характеризуется следующими основными чертами:

- многочисленное разнообразие видов государственного контроля;

- неоправданно большое количество органов (подразделений), его осуществляющих, при значительных различиях в их правовом статусе (отсутствие оптимальной унифицированности и конкретности их правового статуса);

- значительный объем неунифицированных законов, подзаконных и других нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление государственного контроля, в первую очередь за деятельностью органов исполнительной власти.

Наши рекомендации