Сущность тоталитаризма, его разновидности, основные черты.
Тоталитаризм (totalitas – от латинского – целостность, полнота) – это определенный тип политической системы (политический режим), а также способ организации общества в целом, создающий особую экономическую и социальную структуру, особый тип политической культуры. Сущностью тоталитаризма является стремление власти к полному контролю над личностью, всеми формами ее жизнедеятельности. Это достигается посредством преобразования общественно-политической системы на основе социальной утопии, идеологии, не оставляющей места для индивидуальной свободы.
Теория тоталитаризма складывается в 40-50 г. г. XX века. Важнейшее значение для ее развития имели работы Ф. Хайека, Х. Аренд, К. Фридриха, З. Бжезинского, А. П. Бутенко, А. А. Галкина. Большинство исследователей считают тоталитаризм явлением XX века, т. к. в его становлении и развитии решающую роль играет монополия власти на современные средства массовой информации (в том числе – электронные), посредством которых в общественное сознание внедряется государственная идеология – единственная и безраздельно господствующая в обществе. В соответствии с ее установками конструируется модель общества, определяется цель его развития, реализуется «заданность» исторического процесса («Коммунизм», «Тысячелетний Рейх» и т. п.), общество «сознательно строится» на основе идеологии (государственное планирование).
Идеология имеет мессианский характер (Мессия – имя Христа, который спасет человечество во время своего второго пришествия на землю). Идеологизация всей общественной жизни связана с монополией власти, вождей на социальную истину, которые «знают» ее и истолковывают народу. Эта идеология обязательна для всех. Таким образом создается мощная система «обработки мозгов», манипулирования массовым сознанием. Это обусловливает крайнюю нетерпимость к всякого рода инакомыслию («диссиденству»), оппозиции, для чего культивируется т. н. «образ врага». Несогласные («враги») уничтожаются любыми средствами вплоть до государственного террора. В результате общественное мнение полностью заменяется государственными политическими оценками. Отрицаются общечеловеческие нормы морали, которая подчинена политической целесообразности («нравственно все то, что служит делу строительства коммунизма»). Подавляется индивидуальность, оригинальность мышления и поведения.
Поощряются стадные чувства, стремление не выделяться, быть «как все». Делается ставка на низменные инстинкты, конфронтацию между различными социальными группами, на классовую и национальную ненависть, зависть, подозрительность, доносительство. Роль арбитра в разрешении социальной напряженности государство всегда берет на себя. Для этого оно обладает мощным аппаратом контроля и принуждения (служба безопасности, армия, милиция и т. д.). Основной мотивацией (причиной) подчинения общества тоталитарной власти является слепая вера («харизма» вождя, культ личности) и страх. Таким образом, тоталитарный режим не оставляет поля деятельности для гражданского общества. Гражданское общество практически поглощается государством.
Учитывая все сказанное, попытаемся сформулировать основные характерные черты тоталитаризма:
а) концентрация всей власти в лице лидера харизматического типа – вождя, которому приписываются сверхъестественные способности («культ личности»);
б) опора вождя на возглавляемую им единую и единственную массовую политическую партию, которая срастается с государственным аппаратом;
в) единая официальная обязательная для всех идеология утопического типа (т. е. ставящая перед обществом невыполнимые мифические задачи);
г) монополия власти на средства массовой информации, что создает возможность тотального манипулирования общественным сознанием на основе официальной идеологии. Отсюда – борьба со всякого рода инакомыслием, культивирование «образа врага»;
д) милитаризация государства, его монополия на все средства вооруженной борьбы, которая является главным способом разрешения противоречий как во внутренней (террор, концентрационные лагеря), так и во внешней политике (войны);
е) система полицейского контроля и управления экономикой (жесткое государственное планирование, госконтроль, командно-административная система по принципу: приказ – выполнение);
ж) страх и слепая вера масс как главный ресурс тоталитарного управления. Всякое общественное движение, возникшее первоначально как самодеятельность масс, ангажируется (т. е. ставится в прямую зависимость) государством («огосударствление» профсоюзов, комсомола и т. п.). Слепая вера и страх перед всесилием государства дает возможность этому последнему опираться на общественно-политическое движение (ОПД), находить в нем весьма прочную социальную основу на более или менее длительное время.
Понятие демократии
Появление понятия «демократия» относится к античным временам. Происхождение его - греческое; оно возникло, с одной стороны, как название конкретной политической практики ряда греческих городов и, с другой стороны, как оппозиция терминам «аристократия», «монархия», «тирания». Термин «демократия» состоит из двух слов: демос – народ и кратос – власть, т. е. народовластие. Именно это содержание «демократии» было закреплено в ряде теоретических работ, составляющих гордость греческой политической мысли, прежде всего у Аристотеля, по мнению которого «демократией нужно считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, будут иметь верховную власть в своих руках».
В современной политологии термин «демократия» имеет несколько значений. Во-первых, под демократией понимают то же самое, что и древние греки, т. е. такую систему правления, где народ сам осуществляет властные функции. Это так называемая непосредственная демократия, при которой граждане лично и добровольно принимают периодическое участие в принятии основных решений на народных собраниях, массовых митингах или во время референдумов. Эта классическая модель демократии крайне редко получала практическую реализацию, и «чистой» формы правления, где власть принадлежала бы только одному народу, нигде в мире не существует.
Во-вторых, термин «демократия» используется для обозначения такой формы государственно-политического устройства, которая является выборной и характеризуется разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную. В этом значении демократия представляет собой не власть народа, а власть с согласия народа (народ – источник власти) и называется представительной, поскольку народ осуществляет свою власть не непосредственно, не прямо, а опосредованно, т. е. передает ее путем всеобщих выборов тем органам и лицам, которые выступают и действуют от его имени.
В–третьих, демократию сегодня рассматривают не только как разновидность государственно-политического устройства общества, но и как основной способ организации, упорядочения и регулирования отношений между всеми элементами социальной структуры общества по поводу их воспроизводства и удовлетворения политических интересов. Речь идет о политическом процессе, в котором властные государственные структуры проявляют одинаковую заботу о всех членах общества без исключения. В этом процессе велика роль властной процедуры как реального механизма осуществления принципов свободы и равенства.
В-четвертых, демократическим называют общество или общественное устройство, основанное на определенной системе ценностей (демократическом идеале), к которым относятся свобода и ответственность, равенство, уважение и обеспечение прав человека и меньшинств, социальная справедливость, понятая как равенство возможностей, соучастие граждан в управлении и другие.
С древних времен существуют два главных подхода в толковании демократии: нормативный (преобладал вплоть до ХХ века) и описательно-эмпирический. Нормативный предполагает конструирование идеальной модели демократии и анализ путей осуществления демократического идеала. Второй, описательно-эмпирический подход, абстрагируется от идеалов и анализирует демократию в том виде, в каком она существует в действительности. В соответствии с эмпирически выявленными свойствами уточняется, а порою и пересматривается понятие демократии и ее теория. В большинстве концепций о демократии эти два подхода тесно переплетаются. Теории демократии различаются в зависимости от того, кто имеет приоритет и является основным субъектом в осуществлении власти – личность, социальная группа или народ как целостная общность.
Коллективистские теории исходят из следующих принципиальных положений:
- принадлежность всей власти народу или другому крупному социальному субъекту, слияние его с государством;
- гомогенность (однородность) народа по своему составу, устраняющая почву для конфликтов между индивидами и государством;
- отсутствие частных интересов (есть только «классовый» или «общенародный» интерес) и, следовательно, всякой автономии личности;
- неограниченность власти большинства, которая отождествляется с народом, над меньшинством, в том числе отдельной личностью (т. е. ущемление прав меньшинства на деле).
Индивидуалистические концепции в отличие от коллективистских теорий демократии выделяют личность из общества и государства: а) личность признается главным источником власти; б) права личности приоритетны над правами государства; г) индивидуальная свобода понимается как отсутствие ограничений; д) сфера деятельности государства ограничивается преимущественно охраной общественного порядка и обеспечения безопасности граждан.
Эти теория чрезмерно завышают роль личности и ее свободы в политической жизни общества, что в реальности приводит к углублению социального неравенства и нарастанию социальных конфликтов, а также не позволяет увидеть главного субъекта реальной политической жизни – группу.
Сторонники теории «плюралистической демократии» отрицают прежде всего классовое содержание политической власти и в качестве реального творца политики выделяют социальную группу. Именно в группе, а также в межгрупповых отношениях формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности индивида. С помощью социальной группы личность получает возможность политического выражения и защиты своих интересов.
Формы демократии
В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую и представительную демократию.
1. Прямая демократия. В прямой демократии между волей народа и ее воплощением в решения нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении и принятии решений (Аним. 1). В подобной форме демократия была реализована в Афинском полисе. Известно, что Народное собрание обычно собиралось каждые девять дней для принятия важнейших решений. Подобный вариант самоуправления используется и сегодня в организациях и небольших территориальных сообществах (городах, общинах) в форме собраний, в ходе которых граждане обсуждают проблемы управления, финансирования общественных проектов, социальных программ. Распространенность подобной практики ограничивается территориальным фактором и зависит от того, насколько децентрализован процесс принятия решений. Другой формой прямой демократии является сам процесс выборов, в ходе которых осуществляется волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы государственной власти.
Законодательство многих стран предусматривает и непосредственные формы участия граждан в законотворчестве - референдумы и инициативные движения.
Референдум, иногда называемый плебисцитом (в дословном переводе - народное решение), представляет собой прямое голосование народа по важнейшим государственным вопросам. Различают два вида референдумов. Одни из них представляют собой своеобразный опрос мнения, по результатам которого законы не принимаются, но власть должна учитывать его результаты. Например, в марте 1991 г. был проведен Всесоюзный референдум по поводу сохранения СССР в обновленном виде; в апреле 1992 г. - Российский референдум, в ходе которого голосовавшие поддержали политику Президента Б.Н. Ельцина. Результаты референдумов другого рода имеют значение закона. С их помощью утверждаются конституции или поправки к ней, проекты законов. Так, в декабре 1993 г. посредством референдума был одобрен проект новой Конституции России, что обеспечило ее легитимность. Мировой опыт показывает, что вопросы, выносимые на референдум, могут быть самыми разнообразными: замена монархии республикой (Греция, 1974 г.), о независимости какой-либо территории (провинция Канады Квебек, 1995 г.), разрешение разводов и абортов (Италия).
Инициатива - это процедура, посредством которой граждане предлагают обсудить какой-либо вопрос непосредственно на референдуме либо законодательными органами. Инициатива реализуется через сбор определенного количества подписей граждан в поддержку проведения референдума.
К другим формам демократического участия, позволяющим гражданам влиять на власть, можно отнести демонстрации, митинги, шествия, обращения во властные структуры всех уровней и в СМИ.
2. Представительная (репрезентативная) демократия. В представительной (репрезен-тативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией (Аним. 2). Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от народа через процедуру голосования, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и ответственности власти перед народом.