Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

Российское государство – это федерация, то есть образовано совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований, субъектов РФ.

Субъект РФ – ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе. Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.

В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ:

• Территориальный принцип формирования субъекта РФ означает, что границы такого субъекта определяются исключительно наличием значительной охватываемой территории и большим числом проживающего населения. По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения.

• Национальный принцип означает, что образование субъекта РФ связано с особенностями национального состава населения. Субъекты РФ, образованные согласно национальному принципу, нередко имеют небольшую территорию, но включают в себя объединения народов России и потому выделены в самостоятельные субъекты РФ.

• Смешанный тип формирования субъекта РФ включает в себя черты и национального, и территориального принципа.

Виды субъектов РФ по Конституции глава 3, статья 65 (85 шт.):

• 22 республика (это самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности, они вправе самостоятельно определять внутреннюю политику);

• 6 краев (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией);

• 46 областей (так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории);

• 3 города федерального значения: Москва, Питер, Севастополь (они причислены к субъектам РФ только в силу своей значительной территории и численности населения);

• 1 автономная область (единственный субъект РФ с такой правовой формой);

• 4 автономных округа (они образуются по национальному принципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).

Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки. Республики образованы по национальному признаку

В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами РФ.

Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе РФ обладают приблизительно равным объемом полномочий.

Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».

Черты правового статуса автономного округа (области):

1. Конституционно-правовое положение автономного округа (области) является одновременно совокупностью статуса части субъекта РФ и статуса самостоятельного субъекта РФ.

2. Конституционно-правовая природа автономных округов (области) такая же, как и у других субъектов РФ, он равноправный субъект РФ.

3. Автономный округ (область), как правило, входит в состав края, области, т. е. обладает единой территорией и населением с субъектом РФ, в состав которого входит автономное образование.

Двойственный характер правовой природы автономного округа (области) не означает ограничения этих субъектов РФ в правах по отношению к иным субъектам РФ. Автономный округ (область) – равноправный и самостоятельный субъект РФ. Он обладает собственной территорией и объемом полномочий, населением, системой государственных органов, уставом, законодательством, административно-территориальными границами и т. д.

Признаки субъектов РФ:

• не обладают государственным суверенитетом;

• не имеют права на самоопределение в силу принципа территориальной целостности РФ;

• статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором проживает гражданин;

• осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством;

• все субъекты РФ равноправны.

Конституционно-правовой статус субъекта:

1) в соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство

2) каждый субъект имеет свою территорию в пределах границ субъекта. Границы между субъектами могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта Российской Федерации распространяется только на его территорию. Согласно ч. 3 ст. 67 Конституции РФ границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их согласия.

3) субъект имеет свою систему органов государственной власти. Система органов государственной власти субъекта, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

4) каждый субъект праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта Российской Федерации.

Субъект РФ имеет собственные предметы ведения и полномочия по предметам совместного ведения. В ст. 73 Конституции РФ закреплен принцип полноты власти субъекта Федерации в пределах его прав.

В совместном ведении РФ и субъектов находятся:

1) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции и федеральным законам;

2) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

3) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

4) разграничение государственной собственности;

5) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

6) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

7) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

8) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

9) установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;

10) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

11) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

12) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

13) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

14) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Наши рекомендации