Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: система, структура, принципы организации и деятельности, полномочия.

ОИВ субъектов РФ - это государственные органы, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность на территории (и только) отдельного субъекта Российской Федерации и формируемые для конкретного субъекта РФ.

ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Принципы:

• государственная и территориальная целостность РФ;

• распространение суверенитета РФ на всю ее территорию;

• верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

• единство системы государственной власти;

• разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

• разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

• самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

• самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Систему органов государственной власти субъекта составляют:

• высший исполнительный орган государственной власти субъекта;

• Конституцией (уставом) субъекта может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта.

• Центральные органы исполнительной власти

• Территориальные органы исполнительной власти

ФОИВ и ОИВ субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

Структура ОИВ субъекта определяется высшим должностным лицом субъекта в соответствии с конституцией (уставом) субъекта.

Законодательство, регулирующее систему органов исполнительной власти субъектов РФ:

• Конституция заложила основу совместного регулирования этих отношений.

• ФЗ № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ».

• Конституция или устав субъектов – обязательны.

• Закон субъекта о системе исполнительной власти – определяет, возможно ли создание коллегиальных центральных исп.органов или нет. Субъект может установить коллегиальный или единоначальный орган, но на практике в основном единоначальный.

• закон субъекта о высшем исполнительном органе. Пример: «о правительстве свердловской области»

• Закон субъекта о высшем должностном лице субъекта

• Высшее должностное лицо утверждает структуру органов исполнительной власти субъектов.

Высшее должностное лицо субъекта избирается гражданами, проживающими на территории данного субъекта и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Конституцией (уставом), законом субъекта может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта избирается депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта.

Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта выдвигается политической партией, самовыдвижением. Возраст для избрания на должность– 30 лет. Не должно быть гражданства или ВНЖ другого государства и должен быть гражданином РФ. Выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта

Если Президент РФ отрешил от должности высшее должностное лицо субъекта, то он не вправе в течение 2 лет занимать должность высшего должностного лица субъекта ни в одном субъекте.

Порядок избрания высшего должностного лица субъекта депутатами законодательного органа государственной власти субъекта устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта.

Высшее должностное лицо субъекта избирается на срок не более 5 лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. Срок полномочий высшего должностного лица субъекта определяется конституцией (уставом) субъекта и исчисляется со дня его вступления в должность.

• представляет субъект в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов, органами мсу и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта;

• обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным органом государственной власти субъекта;

• формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта в соответствии с законодательством субъекта и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта;

• представляет в законодательный орган государственной власти субъекта ежегодные отчеты о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта, в том числе по вопросам, поставленным законодательным органом государственной власти субъекта;

• вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа государственной власти субъекта, а также созывать вновь избранный законодательный орган государственной власти субъекта на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному органу государственной власти субъекта конституцией (уставом) субъекта;

• вправе участвовать в работе законодательного органа государственной власти субъекта с правом совещательного голоса;

• обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта с иными органами государственной власти субъекта и в соответствии с законодательством может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

• осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта.Наименование, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта. обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

Финансирование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта и возглавляемых им органов исполнительной власти субъекта осуществляется за счет средств бюджета субъекта, предусмотренных отдельной статьей.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.

• осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

• осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; предотвращению ограничения прав и дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов РФ, проживающих на территории субъекта, их языков и культуры; защите прав национальных меньшинств; социальной и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия;

• разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта в законодательный орган государственной власти субъекта проект бюджета субъекта, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта;

• обеспечивает исполнение бюджета субъекта и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта для представления их высшим должностным лицом субъекта в законодательный государственной власти субъекта;

• формирует иные органы исполнительной власти субъекта;

• управляет и распоряжается собственностью субъекта в соответствии с законами субъекта, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту в соответствии с федеральными законами и иными НПА РФ;

• вправе предложить органу мсу, выборному или иному должностному лицу мсу привести в соответствие с законодательством изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции, ФЗ и иным НПА РФ, конституции (уставу), законам и иным НПА субъекта, а также вправе обратиться в суд;

• осуществляет возложенные на него полномочия, установленные НПА Президента РФ и НПА Правительства РФ, предусматривающими передачу осуществления органам исполнительной власти субъектов отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти;

• осуществляет иные полномочия, установленные ФЗ, конституцией (уставом) и законами субъекта, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции.

Высшее должностное лицо субъекта издает указы (постановления) и распоряжения.

Наши рекомендации