Административное право: предмет, метод, система, источники. Место административного права в системе российского права.
Административное право — это отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.
Предмет: Общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества
Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного права:
По субъектному признаку:
• между соподчиненными субъектами ГУ (вертикальные отношения);
• между субъектами исполнительной власти, не находящимися в состоянии соподчинения (горизонтальные отношения);
• между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами МСУ
• между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;
• между субъектами исполнительной власти и государственными служащими;
• между субъектами исполнительной власти и гражданами;
• между субъектами исполнительной власти и иными субъектами.
По признаку государственно-территориального устройства:
• между ФОИВ и исполнительными органами субъектов Федерации;
• между органами исполнительной власти субъектов Федерации;
• между органами исполнительной власти субъектов Федерации и исполнительными органами МСУ.
В зависимости от направления воздействия:
• внешние отношения, отношения в связи с реализацией полномочий органов исполнительной власти вовне;
• внутренние отношения, т. е. внутриорганизационные, внутрисистемные отношения.
Метод административного права: совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения составляет.
• представляет собой определенное соотношение средств предписания, запрета и дозволения;
• наиболее присущи правовые средства распорядительного типа;
• чаще всего представляет собой одностороннее волеизъявление одного из участников регулируемого отношения;
• не исключает использования диспозитивных средств;
• отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих отношений.
1) Предписание - метод правового регулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.
2) Запрет - метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения.
3) Дозволение - метод правового регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможность самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права.
Системаадминистративного права – это внутреннее строение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм.
Административно-правовой институт - комплекс административно-правовых норм, регулирующих определенный вид управленческих отношений и являющихся частью отрасли административного права.
1. Общая часть:Предмет, Формы и методы, Субъекты административного права, Ответственность по административному праву, Административный процесс
2. Особенная часть:Экономическая сфера, Социально-культурная сфера, Административно-политическая сфера, Межотраслевая
Институты административного права:
• принципов государственного управления;
• административно-правового статуса граждан (физических лиц);
• административно-правового статуса органов исполнительной власти;
• государственной и муниципальной службы;
• административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений;
• административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных субъектов управления;
• административно- правовых режимов;
• форм государственного управления;
• методов государственного управления;
• административной ответственности;
• административного процесса;
• обеспечения законности в государственном управлении;
• административно-правовых основ межотраслевого управления (координации);
• административно-правовых основ управления в сфере экономики;
• административно-правовых основ управления в административно-правовой сфере;
• административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.
Источники (формы) административного права это внешнее выражение и закрепление содержания норм административного права.
Виды юридических источников административного права:
• НПА – вид юридического акта, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы административного права;
• административно-правовой договор нормативного содержания – двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы административного права;
• административный прецедент – решение по конкретному управленческому делу, которое становится обязательным для всех аналогичных дел, возникающих в будущем;
• правовой обычай – санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения в сфере управления;
• административно-правовая наука (доктрина) – научные труды (монографии, статьи, положения и т. д.) по вопросам административного права, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам.
Акты федерального уровня:
1) Законы (ФКЗ, ФЗ).
• отраслевые (закон об образовании, ФЗ о гос гражд службе),
• предметно-функциональные, регулирующие отношения в рамках исполнения какой-либо одной государственной функции,
• статутные (они определяют правовой статус какой-то отдельной группы субъектов, одного субъекта (ФКЗ «О Правительстве»),
• кодекс (комплексное регулирование подотрасли (КоАП),
• основы законодательства (временный вид нормативного акта, обеспечивающий комплексное регулирование до принятия другого акта).
2) Указы Президента РФ
• определяют систему и структуру ФОИВ, в каких формах органы могут быть созданы, какие они в принципе существуют в РФ на данный момент;
• организуют федеральную гос службу;
• обеспечивают применение мер государственной и общественной безопасности;
• восполняют пробелы в законодательстве и др.
3) Постановления Правительства РФ (источником административного права может быть только постановление, так как являются нормативным актом; распоряжение - ненормативный правовой акт) носят подзаконный характер, принимаются во исполнение действующего законодательства, призваны конкретизировать и детализировать вышестоящие нормативные акты.
Делятся на 2 группы: акты, регулирующие деятельность ОИВ, и акты, регулирующие жизнедеятельность населения в определенных сферах (например, положение о порядке лицензирования определенного вида деятельности).
4) Нормативные акты ФОИВ. Указ Президент от 9 марта 2004 «О системе и структуре ФОИВ». Министерства могут издавать акты, а службы и агентства только в специально указанных случаях.
Акты на уровне субъектов РФ.
• Конституции (Уставы) субъектов
• Законы Субъектов РФ
• Акты высшего должностного лица
• Акты высшего исполнительного органа (Правительство, администрация)
• Акты центральных ОИВ субъектов специальной компетенции
• Центральные в Свердловской области органы не могут издавать акты.
Муниципальные акты
• Акты исполнительно-распорядительных ОМС (Гордума, администрация)
Судебная практика. Также является источником административного права. Не влечет никаких последствий для принявшего решение органа. Не имеет влияние в целом на ИВ.
• Решения КС (Конституционного Суда РФ). Постановления КС (общая обязательность, обязательность опубликования), определения КС имеют значение с точки зрения правовых позиций, высказанных КС.
• Практика высших судов ВС (Вреховного Суда РФ), ВАС РФ (Высшего Арбитражного Суда РФ). Постановления Пленумов. Формально указания Пленумов необязательны. Но все равно вышестоящие суды обеспечивают единообразие судебной практики.
• Административная практика. Официально не признается.
• Доктрина. Официально не признается.
Общая характеристика административного законодательства, источников административного права (в широком смысле, но не ниже актов Правительства).
• Находится в совместном ведении РФ и субъектов. Причем отдельные элементы находятся в ведении РФ, отдельные – в ведении субъектов.
• является некодифицированным и некодифицируемым.
• систематизировано по отраслям управленческой деятельности.
Административное право наиболее тесно взаимодействует со следующими отраслями российского права:
• конституционным правом. Конституционное право закрепляет основы государственного устройства, права и свободы человека и гражданина, основы федерального устройства, систему органов государственной власти. Административное право детализирует (конкретизирует) нормы конституционного права, определяет механизм реализации прав и свобод граждан в сфере государственного управления, компетенцию органов исполнительной власти; формы и методы государственно-управленческой деятельности;
• гражданским правом. Нормы гражданского права регулируют частноправовые отношения, возникающие в сфере государственного управления, по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также отношения, связанные с реализацией личных неимущественных благ. Нормы административного права определяют порядок передачи имущества, лицензирования, контрольной и других видов деятельности, связанной с данными отношениями;
• уголовным правом. Нормы административного права взаимодействуют с нормами уголовного права при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности посредством применения мер административной и уголовной ответственности. На основе анализа совершения деяния, его соотношения с нормами административного и уголовного права определяется степень общественной опасности деяния;
• финансовым правом. Административное право закрепляет систему органов управления в финансово-кредитной сфере, формы и методы их деятельности. Финансовое право регулирует управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, его исполнением, функционированием налоговой системы;
• земельным и экологическим правом. Значительная часть отношений, отнесенных к предмету земельного и экологического права, особенно в части применения мер государственного принуждения, регулируется нормами административного права;
• трудовым правом. Особенно тесно взаимодействует при регулировании вопросов государственной службы, которая является комплексным правовым институтом;
• уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. В рамках административного процесса часто имеет место субсидиарное применение норм уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.