Зарубежный опыт осуществления административных реформ.

административная реформа -преобразование исполнительных органов государства (органов управления) с целью создания единой системы органов исполнительной власти, призванной обеспечить новые потребности государства и общества, что работает эффективно и оперативно.

Причины адм реформ:

• Распространение инновационных управленческих технологий, которые пока не задействованы.

• Финансовые и экономические проблемы

• Борьба с бюрократизмом

• Структурно-функциональные проблемы

1. Теория нового государственного менеджеризма – использование бизнес-технологий, сетевого управления, реинжиниринга. Бюджетирование по результатам. Сервисное администрирование – онлайн госуслуги, электронная система.

2. Концепция электронного государства – приоритетное использование новые современных информационно-коммуникационных технологий в государственном администрировании. Электронное правительство.

3. Концепция активизирующего государства – усиление ответственности государства перед обществом. Развитие общественных инициатив.

В зависимости от их основного содержания можно выделить

1. Функциональные: оптимизация задач и полномочий государственных органов, отказ от избыточных и дублирующих функций.

1) Передача ряда функций децентрализованным учреждениям - независимым агентствам, публичным корпорациям, публичным учреждениям.Децентрализованные учреждения могут именоваться независимыми агентствами, государственными корпорациями, публичными корпорациями.

2) Перераспределение функций внутри министерской (ведомственной) системы, создание надведомственных структур, изменение в связи с этим функций министерств (ведомств).специальные службы. США в сфере гражданской службы - Совет по защите системы заслуг, Служба управления персоналом. создание так называемых суперминистерств на основе объединения ряда отраслевых министерств или министерств и служб, действующих в смежных областях. Например, в результате объединения отдельных транспортных министерств образуется единое министерство транспорта, объединение министерств в экономической сфере приводит к образованию министерства экономики и т.д. В качестве примера суперминистерства можно привести министерство по вопросам труда и экономики Германии, образованное в 2002 г. в результате объединения министерства экономики и министерства труда.

3) Перераспределение функций между органами централизованной государственной администрации и МСУ.Одно из направлений современных административных реформ - децентрализация, при которой полномочия, выполняемые ранее централизованной администрацией, передаются на местный уровень. Многие эксперты констатирует, что в результате децентрализации улучшается уровень оказания государственных услуг.

2. Процедурные:В ходе процедурных реформ меняется порядок принятия управленческих решений и, соответственно, место и роль государственных служащих в этом механизме. Административная процедура- нормативно установленный порядок осуществления уполномоченными субъектами права последовательно совершаемых действий в целях реализации их компетенции и оказания публичных услуг. Процедурные реформы, как и функциональные, затрагивают деятельность министерств, но уже не с точки зрения министерской структуры и выполняемых каждым министерством функций, а точки зрения процедуры рассмотрения вопросов и порядка принятия решений.

1) Совершенствуется правовая регламентация административных процедур.Приблизительно до 1950-х годов специального регулирования административных процедур не существовало. Сначала такой закон появляется в США (1946 г.). В 1960-х годах один за другим были приняты законы об административных процедурах в западноевропейских странах. Законы об административных процедурах регламентируют взаимоотношения гражданина с государственным аппаратом. Так, Закон об административной процедуре США содержит положения, регулирующие порядок информирования граждан о деятельности администрации, порядок административного нормотворчества и квазисудебной деятельности соответствующих учреждений. Многие штаты США имеют свои законы об административной процедуре. Закон об административной процедуре ФРГ регламентирует издание индивидуальных административных актов, определяет способы опубликования издаваемых актов и обеспечения их действия, условиях их действительности, способы исправления ошибок административного производства, порядок изъятия административного акта с допущенными ошибками и введения в действие исправленного акта.

2)Устраняются громоздкие бюрократические процедуры- упрощение административных процедур. В процессе реформы проводится анализ существующих процедур с целью устранения ненужных согласований, отказа от представления излишних документов, заполнения многочисленных бланков и форм. В результате ненужными, экономится время госслужащих и посетителей при решении административных дел, становятся ненужными сотни видов бланков иных бумаг. Для облегчения административных процедур вводится упрощенный порядок платежей.

3) Усиливается прозрачность административных процедур.Прозрачность, служит одной из гарантий защиты гражданина от ведомственного произвола. Прозрачность административных процедур частично достигается через их нормативное регулирование. большое значение имеет участие структур гражданского общества в процессе обсуждения и принятия управленческих решений, а также контроле за их реализацией, доступность для граждан официальной информации о деятельности публичной администрации, а также информатизация управленческой деятельности.Составной частью деятельности по информатизации во многих странах является программа «Электронное правительство». Один из лидеров в этом направлении - Великобритания. Уже 2000 г. в Великобритании Интернетом пользовалось более 40% населения

3. Структурные: экономические преобразования, связанные с изменением институционального базиса и правил регулирования экономики. Структурные реформы - это наиболее сложные реформы. В процессе этих реформ проводятся системные изменения в государственном управлении. Эффективность реформ во многом зависит оттого, были ли подготовлены для них соответствующие условия в процессе функциональных и процедурных реформ. Наиболее последовательно структурные реформы были проведены в англосаксонских странах (Великобритании, Австралии, Новой Зеландии). Страны романо-германской правовой семьи идут по пути менее радикальных преобразований и не меняют основ сложившейся системы публичного управления. Тем не менее, все страны ищут пути снижения государственных расходов, улучшения качества публичных услуг, повышения эффективности государственного управления, а для решения этих задач налаживают взаимоотношения между государственными и негосударственными структурами.

Министерская система в различных странах довольно часто подвергалась реформированию. Менялись численность, наименования и функции министерств (ведомств).

Государственная служба:

1) На государственной службе ставятся задачи повышения качества предоставления услуг. Например, во Франции государственные служащие обязаны принимать любое заявление от граждан под расписку, при этом они должны представляться гражданам, указывая свою фамилию и должность. Срок ответа исчисляется со дня отправления заявления, указанного на почтовом штемпеле, или по электронной почте. Граждане должны быть приняты, по их просьбе, для изложения своих соображений до того, как по их вопросу будет принято отрицательное решение.

2) Разрабатываются механизмы противодействия коррупции и бюрократизму.

3) Развитие контроля общества за деятельностью государственных служащих.В Великобритании оценка кандидатов осуществляется с учетом следующих принципов: претендентам должен быть предоставлен равный доступ к информации о характере работы и требованиям к кандидатам; необходимо обеспечить одинаковый подход к оценке их качеств на всех стадиях отбора на основе объективных критериев, применяемых на равных основаниях ко всем кандидатам; методы и способы отбора должны быть обоснованными. При отборе не допускается необъективность, предвзятость и личный фаворитизм. В процессе проведения конкурса используются различные методы оценки профессиональных и личных качеств кандидатов: написание письменных докладов, тесты, интервью, собеседование и др. При этом принимаются во внимание рекомендации школ и университетов, где кандидаты проходили курс обучения.

4) Оценка деятельности государственного служащего ставится в зависимость от результатов его деятельности. Так, в США в каждом административной ведомстве действуют собственные системы оценки, разрабатываемые на основе рекомендаций Службы управления персоналом. Аттестации служащих проходят ежегодно. Есть одно ограничение - аттестации карьерных служащих не проводятся в течение 120 дней после вступления в должность нового Президента.

5) Вводятся системы непрерывной подготовки и повышения квалификации государственных служащих.

6) Развиваются возможности судебного обжалования актов и действий публичной администрации. В ряде стран возможность обжаловать неправомерные действия государственной администрации в суд имеет конституционную основу. Так, согласно ст. 34 Конституции ФРГ, если какое-либо лицо при исполнении порученной ему государственной должности нарушит свои должностные обязанности перед третьими лицами, то в принципе несет ответственность государство или ведомство, на службе которого состоит это лицо. Однако при наличии умысла или грубой неосторожности сохраняется право регрессного иска. В случае требований о возмещении ущерба и в случае регрессного иска не исключается применение обычного судебного порядка. По ч. 4 ст.19 если права какого-либо лица нарушены публичной властью, ему предоставляется возможность обратиться в суд.

Великобритания. Реформы неоконсерваторов (М. Тэтчер), реформы лейбористов (Блэр, Браун).

• нач 1980 ввели принципы рыночной экономики в деятельность гос учреждений, предоставив им возможность конкурировать с частными организациями. Приватизация гос сектора – продажа национальных энергетических компаний и упразднение в 1992 министерства энергетики. Так же Тэтчер ввела конкурсный тендер и передачу на подряд гос услуг населению: органы власти стали использовать торги-конкурсы по выполнению разнообразных услуг, в результате в структуре многих департаментов появились фирмы по непосредственному обслуживанию населения.

• Еще одно рыночное нововведение – трансферы и ваучеры. Ваучер на образование.

• Программа «Проверка эффективности» - реализация новой системы проверки департаментских расходов. Устранить дублирование подразделений, сократить затраты, повысить эффективность. проводились опросы

• Финансово-управленческая инициатива – создание в каждом министерстве системы, посредством которой менеджеры любого уровня знали бы поставленные перед ними задачи и понимали как будет оценен результат их работы. Децентрализация гос управления, делегирование вниз ответственности за правильное использование бюджетных средств.

• 1991 программа «Хартия для граждан» - повышение эффективности обслуживания населения путем предоставления услуг. Определение стандартов, гласность, вежливость, консультации, жалобы.

• 1992 программа «Тестирование» расширение сферы услуг которая охвачена подрядами на конкурсной основе, выявление перспективных направлений для подрядов, оплата труда согласно показателям качества.

• лейбористы во главе Тони Блэр. Упразднение поста лорд-канцлера Великобритании. Демонтаж судебной системы существовавшей более 800 лет. Лорд-канцлер назначал всех судей, был главой судебной системы, председателем верхней палаты парламента и членом кабинета министров. Новая система: верховный суд – высшая судебная инстанция, право назначать судей и специальной независимой комиссии, верхняя палата парламента сама избирает председателя, в правительстве новый пост министра конституционных дел ответственного за судебно-правовые вопросы

Франция.

• Общее руководство административной реформой: министерство государственной администрации и гос реформы и в конце 90-ых созданы Межминистерский комитет по гос реформе и Межминистерское управление по гос реформе.

• Французская адм реф рассчитана на длительный срок и предусматривает многолетние программы. Создан Фонд для гос реформы.

• 1997 программа деятельности правительства по вступлению Франции в информационное общество. В 2000 создан сайт портал французской администрации, позволяет получить доступ к общенациональным и местным сайтам.

• С 1980 децентрализация гос управления – делегирование полномочий центральных органов местным административным службам.

• Правительство проводит эксперименты по внедрению системы контрактов между центральными учреждениями и их деконцетрированными службами.

• Адм реф также признаны сблизить менеджмент в гос органах с менеджментом в сфере бизнеса. 200 принят закон о регулировании гос службы. Гос служащие обязаны принимать любое заявление от граждан под расписку, при это они должны представляться гражданам.

• Упрощение административных процедур. Составление ежегодного плана упрощения адм процедур в каждом министерстве.

• Новый порядок платежей – терминалы.

• 2000 Созданы центры гос услуг – как у нас МФЦ.

• Внедрение непрерывного обучения госслужащих через системы повышения квалификации.

• 2000 учрежден особый межминистерский комитет для оценки гос политики

• В 2007 социал-демократы проиграли на выборах и президентом стал ультралиберальный политик Саркози: провел очень много реформ. Очень много изменений в конституцию.

Германия

• Реформы МСУ – территориальная, значительно сокращен штат муниципальных служащих

• Крупные города располагают гражданскими консультациями – помогают посетителям найти нужное учрежение, снабжают справочными материалами.

• Закон о прямых выборах мэра населением

• Местные референдумы часто проводятся

Наши рекомендации