Сми в политической системе общества
Средствами массовой информации называют средства со& здания, тиражирования и распространения информацион& ных сообщений в массовой аудитории (нередко говорят
«средства массовой коммуникации»). К ним относят перио& дические печатные издания (прессу — газеты, журналы), средства передачи звуковой (радио) и аудиовизуальной (те& левидение) информации.
В политологии средства массовой информации определя& ются как совокупность каналов распространения информа& ции, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств, с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в мире, конкретной стране, определенном регионе, а также для выполнения спе& цифических социальных функций.
Ключевым словом в этом определении является «инфор& мация», под которой понимаются передаваемые сообщения, сведения о чем&либо. В политике особое значение имеет социальная информация — знания, сообщения о социаль& ной жизни, которыми люди обмениваются между собой и которые касаются их общественных интересов и деятель& ности. Массовая информация имеет ряд особенностей. Прежде всего, это сбор, обработка и распространение инфор& мации в массовом масштабе для неограниченного круга потребителей и пользователей. Это целенаправленный пре& имущественно в одном направлении (хотя существует воз& можность и обратной связи) поток информации — от СМИ к потребителю. Она предназначена для численно большой, территориально рассредоточенной, непостоянной аудитории. Эта информация отличается регулярностью распростране& ния. Ее содержание открыто для всех.
|
Современную политическую жизнь невозможно предста& вить без прессы, радио, телевидения. Роль СМИ в политике проявляется прежде всего в их функциях. Общей для всех СМИ является информационная функция, которая состоит в сообщении о наиболее значительных событиях. Специфиче& ские функции включают выбор и комментирование инфор мации, ее оценку. На этой основе осуществляются и другие функции. Функция политической социализации заключает& ся в приобщении людей к политическим ценностям, нор& мам, образцам поведения. Функция критики и контроля позволяет гражданам анализировать и оценивать деятель& ность органов власти. Еще одна функция — представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на по литику. С этим также связана функция формирования общеO ственного мнения. А функция мобилизационная выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям.
«Свобода совести, образования, слова, собраний состав& ляет основы демократии, и все они были бы аннулиро& ваны, если когда&нибудь была бы успешно уничтожена свобода прессы».
Ф. Рузвельт
Функционирование СМИ обеспечивается постоянной ра& ботой многих тысяч специалистов (журналистов, инженеров и техников, работников типографий и др.). Они объединены в специализированных организациях и учреждениях (изда& тельствах газет, радиовещательных корпорациях, телецент& рах, редакциях и т. п.), располагающих необходимыми со& оружениями и специальной техникой. Их деятельность регулируется соответствующими социальными нормами. В нашей стране они сформулированы прежде всего в Консти& туции РФ и в Законе РФ «О средствах массовой информа& ции». Все это свидетельствует о том, что СМИ в XX в. ста& ли важным социальным институтом. Будучи инструментом управления поведением людей и контроля над действиями власти, институт СМИ является частью современного меха[ низма функционирования власти в обществе, занимает зна[ чительное место в его политической системе.Р а з в и т и е но& вых информационных технологий (спутниковое вещание, Интернет) открыло возможность создания всемирного едино& го информационного пространства.
В демократических государствах различные газеты, ра& диостанции, телевещательные корпорации имеют разных собственников, среди них и государство, и частные компа& нии, и общественно&политические организации. Государство не только учреждает собственные СМИ, создает свои пресс& центры, но и устанавливает законы, гарантирующие свобо& ду информации, защищающие ее от злоупотреблений. Него& сударственные СМИ являются важной частью гражданского
W
|
общества. Они обычно имеют различную идейно&политичес& кую ориентацию. Прежде всего через них проявляет себя об& щественное мнение, а политическая оппозиция имеет воз& можность критиковать политику властей и излагать альтернативные программы.
В авторитарных государствах СМИ, как правило, нахо& дятся под полным государственным контролем. Они исполь& зуются как инструмент пропаганды. Государство осуществ& ляет жесткую цензуру.
В современном обществе никакая общественно&политиче& ская организация и ни один политический деятель не могут быть успешными в публичной политике без доступа к СМИ.