Раздел 9. Культура во второй половине XIX – начале XX в

Темы контрольных работ:

1. Народное образование в России

2. Женское образование

3. Цензура и печать

4. Бытовая культура крупных городов России

5. Развитие науки

6. Художественная интеллигенция в общественной жизни

Источники

Бенуа А. Мои воспоминания. В 5 кн. М., 1993.

Воспоминания о Серебряном веке. М., 1993.

Головнин А.В. Записки для немногих // Вопросы истории. 1996. № 4.

Засосов Д.А., Пызин В.И. Из жизни Петербурга 1890 – 1910 гг. Записки очевидцев. Л., 1991.

Книга и читатель, 1900 – 1917 гг.: Воспоминания и дневники современников. М., 1999.

Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге: Сб. док. СПб., 2000.

Писатели советуют, негодуют, благодарят: о чем думали и что переживали русские писатели ХIХ – начала ХХ в. при издании своих произведений. По страницам переписки. М., 1990.

Пыляев М.И. Старый Петербург. М., 1990.

Реформы Александра II (крестьянская, финансовая, земская, городская, полицейская, судебная, военная, реформа в сфере народного просвещения реформы) / Сост. О.И. Чистяков, Т.Е. Новицкая. М., 1998.

Свод законов Российской империи. СПб., 1893. Т. ХI. Ч. 1.

Хороший тон. Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной. М., 1991.

Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой октябрьской социалистической революции) / Сост. и автор вводных очерков С.Ф. Егоров. М., 1986.

Литература

Алексеева Е.В. Европейская культура в имперской России: проникновение, распространение, синтез. Екатеринбург, 2006.

Андреев А.Ю. Лекции по истории Московского университета. М., 2001.

Андреев А.Ю. Начало университетского образования в России в отечественной и зарубежной историографии // Отечественная история. 2008. № 4.

Античное наследие в культуре России. М., 1996.

Блистательный Санкт-Петербург. М., 2003.

Богданов И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и СССР. М., 1964.

Вахромеева А.Б. Духовное пространство университета: Высшие женские (Бестужевские) курсы 1878 – 1918 гг. СПб., 2003.

Вейс Г. История культуры народов мира: Обычаи и нравы. Костюм. Украшения. Предметы быта. Вооружение. Храмы и жилища. М., 2005.

Веременко В.А. Женщины в русских университетах (вторая пол. ХIХ – нач. ХХ в.). СПб., 2004.

Власть и наука, ученые и власть: 1880-е – начало 1920-х гг. СПб., 2003.

Высшее образование в России. Очерки истории до 1917 г. М., 1995.

Ганелин Ш.И. Классические гимназии. Реальные училища // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века. М, 1976.

Глезеров С. Петербургские окрестности: Быт и нравы начала ХХ в. М., 2006.

Гуманистические идеи, социально-педагогические эксперименты, бюрократические извращения в развитии отечественной школы. СПб., 1993.

Динерштейн Е.А. И.Д. Сытин и его дело. М., 2003.

Дореволюционная гимназия: содержание и организация обучения. М., 2000.

Егоров А.Д. Гимназическое образование в России // Исторический очерк. Иваново, 1990.

Есин Б.И. Путешествие в прошлое (газетный мир ХIХ в.). М., 1983.

Жуков В.И. Высшая школа России: исторические и современные сюжеты. М., 2000.

Звездный Петербург: начало ХХ в. Город и люди. СПб., 2003.

Иванов А.Е. Высшая школа в России в конце ХIХ – начале ХХ в. М., 1991.

Иванов А.Е. Студенческая «самопомощь» в высшей школе Российской империи. Конец ХIХ – начало ХХ в. // Отечественная история. 2002. № 4.

Иванов А.Е. Студенческая корпорация России в конце ХIХ – начале ХХ в.: Опыт культурной и политической самоорганизации. М., 2004.

Иванов А.Е. Студенчество России конца ХIХ – начала ХХ в.: социально-историческая судьба. М., 1999.

Изместьев Г.П. Классическое образование в истории России XIX века. М., 2003.

История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М., 2001.

Козлова Г.Н. «Образ жизни» отечественной гимназии конца ХIХ – начала ХХ в. // Педагогика. 2000. № 6.

Кондратьева М.А. Развитие отечественной гимназии в системе классического образования (2-я пол. XIX – начало XX в.). М., 1997.

Константинов Н.А. Школьная реформа 60-х годов XIX века. М., 1953.

Купцова И.В. Художественная интеллигенция России (размежевание и исходы). СПб., 1996.

Масанова М.Д. Земства и начальная народная школа, 1865 – 1881 гг. СПб., 2000.

Масанова М.Д. Земства и становление системы всеобщего обучения в России, 1864 – 1880 гг. СПб., 2000.

Михайлов В.П. Рассказы о кинематографе старой Москвы. М., 1998.

Никуличев Ю.В. Непрочитанная литература: век девятнадцатый // Отечественная история. 2002. № 1.

Ососков А.В. Начальное образование в дореволюционной России (1861 – 1917 гг.) М., 1982.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века. М, 1976.

Очерки русской культуры ХIХ в. М., 1998 – 2001. Т. 1 – 3.

Пархоменко Т.А. Культура России и просвещение народа во второй половине ХIХ – начале ХХ в. М., 2001.

Педагогика и политика в образовании России конца ХIХ – начала ХХ в. М., 1997.

Пертовская И.Ф. Театр и зрители российских столиц. 1895 – 1917 гг. Л., 1990.

Порох В.И. Офицер, историк, издатель: все о М.И. Семевском. Саратов, 2000.

Пряникова В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник – справочник. М., 1994.

Ривош Я.Н. Время и вещи: Очерки по истории материальной культуры в России начала ХХ в. М., 1990.

Российские университеты в ХIХ – начале ХХ в. Воронеж, 1998. Вып. 3.

Рубан М.В. Реальная гимназия // Русская словесность. 1994. № 4.

Русская художественная культура второй половины ХIХ в: диалог с эпохой. М., 1996.

Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт ХVIII – ХIХ вв. М., 1997.

Северюхин Д.Я., Лейкина О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820 – 1932 гг.). СПб., 1992.

Соловьева М.Ф. Земская школа: опыт общественно-государственного управления. Киров, 2000.

Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России второй половины ХIХ в. М., 1997.

Сысоева Е.К. Московский университет и общеобразовательная школа в ХVIII – начале ХХ в. // Вопросы истории. 2008. № 6.

Театральный Петербург: интеркультурная модель. Иностранные труппы и гастролеры. ХVIII – ХХ вв. СПб., 2002.

Филоненко Т.В. Развитие школьного образования в России в начале ХХ в. // Вопросы истории. 2003. № 9.

Школа России накануне и в период революции 1905 – 1907 гг. М., 1985.

Эймонтова Р.Г. Идеи просвещения в обновляющейся России (50 – 60-е гг. ХIХ в.) М., 1998.

Наши рекомендации