Происхождение и направление эволюции политической
Власти
Власть – влияние, способность властвующего желательным для него способом воздействовать на подчиненных. Власть – авторитет, добровольное согласие подвластного подчиняться приказам властвующего. Власть – принуждение, давление властвующих на подвластных с помощью силы. Власть – могущество, способность использовать все виды влияния для воздействия на поведение других. Существует два метода логических подходов к трактовке происхождения политической власти: 1) Власть дана отдельному человеку, или целому народу Богом, либо природой. 2) Власть – двустороннее взаимодействие объекта и субъекта. Будучи социальной по своей сущности, власть проходит вместе с обществом сложный путь изменений, прежде всего изменения ее форм.
В примитивных обществах при родовом строе власть была анонимной, общинной, недифференцированной. Она проявлялась в коллективном «мы», в совокупности верований, обычаев, которые жестко регламентировали индивидуальное поведение. Лидерство в родоплеменной группе существовало, но полномочия лидера были существенно ограничены: он должен быть изобретательным, умелым, авторитетным, но он не имел возможности принуждать. На этом этапе власть не имела политического характера.
С появлением новых видов деятельности и усложнением взаимодействий между индивидами происходил процесс концентрации власти в руках вождей, группы вождей для эффективного решения возникавших проблем. Анонимная форма власти уступила место индивидуализированной, персонифицированной. Вождь в отличие от первобытного лидера призван быть организатором, распорядителем материальных благ, умело решать социальные и хозяйственные проблемы. На этом этапе возникает имущественное неравенство, выделяются различные кланы, обостряется борьба за власть.
Процесс нарастания имущественного и социального неравенства обнаружил слабость индивидуализированной власти как средства разрешения глубоких социальных конфликтов. Поэтому началась институциализация (институализация) власти, то есть она стала опираться в своей деятельности на специальные институты, осуществляющие функции управления, обеспечения мира, порядка и др. Появляется административный аппарат власти (прообраз современной исполнительной власти), происходит деление власти на центральную и региональную. Правитель из слуги общества превращается в законного субъекта власти, и этот процесс находит свое завершение в государстве. В результате власть обретает политический характер и выражается в деятельности государства и его институтов, а также партий и других организаций.
Ресурсы политической власти
Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.
Одну из наиболее распространенных в западной политологии классификаций ресурсов власти предложил американский социолог итальянского происхождения, последователь Макса Вебера Амитай Вернер Этциони. Он предложил выделять три группы ресурсов:
— утилитарные;
— принудительные;
— нормативные.
Утилитарные ресурсы – это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения.
Принудительные ресурсы – это меры административного наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.
Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов граждан и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.
В отечественной политологии наиболее распространенной является классификация ресурсов власти в соответствии со сферами общественной жизни. Соответственно выделяются экономические, социальные, культурно-информационные и политико-силовые ресурсы.
Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.
Социальные ресурсы – это понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.
Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др. Как считает известный американский социолог О. Тоффлер, в 21 веке традиционные ресурсы власти, такие как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Они становятся важнейшим ресурсом власти.
Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.
Ресурсы власти могут использоваться для наказания, для поощрения, для убеждения и для принуждения. Наказание, поощрение, убеждение, принуждение – это методы осуществления власти.