Статьи 71, 72, 73 Конституции РФ посвящены разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов.
Разграничение предметов ведения имеет важное значение. Россия, как Федеративное государство, решает лишь те вопросы, которые касаются защиты суверенитета страны, прав и свобод граждан, проживающих на всей территории государства. Но есть вопросы. Которые РФ не может решать без участия субъектов, для этого Конституция и разделяет все группы вопросов на предметы ведения собственно РФ и предметы совместного ведения РФ и ее субъектов.
В статье 71 дан исчерпывающий перечень предметов ведения РФ. Указанные предметы ведения делятся на несколько основных групп:
Компетенция РФ по защите Конституции и федеральных законов, по вопросам федеративного устройства и территории страны, защиты государственной границы.
2. К ведению РФ в области экономики, финансов, социально- культурной сферы отнесены: вопросы, касающиеся федерального бюджета. Федеральных налогов, управления федеральной собственностью, федеральными энергетическими системами, атомной энергетикой, федеральным транспортом.
3. В сфере международных отношений, обороны и безопасности: вопросы оборонного производства, торговли оружием, производство наркотических средств и порядка их использования.
4. В данную группу предметов ведения РФ можно отнести отрасли действующего законодательства – уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское, гражданско-процессуальное, вопросы помилования и амнистии.
К предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов отнесены вопросы, которые касаются:
- Обеспечения защиты прав человека и гражданина, прав национальных меньшинств, законности и правопорядка, общественной безопасности и др.;
- Разграничения государственной собственности, налогообложения, вопросы владения, пользования и распоряжения землей. Охраны окружающей среды, общих вопросов воспитания, образования. Культуры и здравоохранения;
- Вопросы, направленные на обеспечение единства РФ, управления целостным государством в интересах всех его граждан;
- Вопросы координации международных и внешнеэкономических связей. Распределение предметов ведения между РФ и ее субъектами выражает как интересы государства в целом, так и интересы субъектов, в то же время обеспечивает целостность России и дает широкую самостоятельность регионам. Очень важным является конституционное закрепление о том, что положение о совместном ведении Федерации и ее субъектов распространяется в равной мере, это означает, что все субъекты поставлены в равные условия в отношениях с Федерацией и друг с другом.[57]
Конституция не дает перечень предметов субъектов РФ, так как их деятельность настолько широка и разнообразна, что четко определить круг их вопросов просто невозможно.
Таким образом, федерация – это сложное, союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью. При верховенстве общегосударственной власти и общегосударственного права государственные образования - члены федерации - имеют собственные конституции, законодательство, гражданство, высшие органы власти.
По своему замыслу федеративный принцип государственного устройства призван обеспечить свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, религиозными особенностями, создать оптимальные возможности для выражения их интересов.
Жизненность федерации зависит во многом от взвешенного, сбалансированного распределения компетенции между субъектами и центром, использование федеративной формы лишь для прикрытия унитарной централизованной структуры вызывает центробежные тенденции и, в конечном счете, может привести к распаду государства, что произошло с СССР, Югославией, Чехословакией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования пришли к следующим основным выводам.
При анализе политической системы государства важное значение имеет форма государственно-территориального устройства, под которой понимают национально-территориальную организацию государства, а также взаимоотношения центральных и региональных органов власти.
Формы государственно-территориального устройства разнообразны и сугубо индивидуальны. Тем не менее, выделяют две основные формы: унитарную и федеративную.
Унитарное государство представляет собой единое, политически однородное государство, с единой конституцией, судебно-правовой системой, гражданством, состоящие из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.
Унитаризм предполагает централизацию всего государственного аппарата, прямой или косвенный контроль над муниципальными органами, создаваемыми в административно-территориальных единицах. Придя на смену феодальной раздробленности, унитаризм исторически был прогрессивным явлением.