В децентрализованном унитарном государстве нет назначенных правительством администраторов, а местное управление осуществляют

выборные органы местных административных единиц (например, советы графств в Англии). На всех уровнях административно-территориального деления Великобритании местная власть представлена органами местного самоуправления. Самоуправление в административно-территориальных единицах осуществляется советами, избираемыми населением. Здесь контроль правительства за деятельностью местных органов носит более опосредованный характер и может проявляться, например, через бюджетное и финансово-кредитное регулирование. У выборных советов существует своя, определенная законом, компетенция, в которую центральные органы не вправе вмешиваться.

Кроме того, в децентрализованном унитарном государстве существует достаточно четкое разграничение полномочий между центральной властью и властью местных территориальных сообществ, что сближает эти государства с федерациями.

Формы и виды автономии.

Наряду с административно-территориальными единицами в унитарном государстве может быть одно или несколько автономных образований. В зависимости от этого различаются простые и сложные унитарные государства. В простом унитарном государстве существуют только административно-территориальные единицы, в сложном есть автономия. Простыми унитарными государствами являются: Беларусь, Польша, Болгария и т. д. Согласно ч.1 ст.2 Конституции Болгарии[19], в ней не допускаются автономные территориальные образования.

К сложным унитарным государствам относятся: Англия, Венгрия, Испания, Украина, Азербайджан, Грузия, Узбекистан и др.

В отдельных унитарных государствах Африки, являющихся республиками (Уганда, Гана, Намибия), есть своеобразные единицы – традиционные королевства, восстановленные в 90-х годах.[20]

Автономия – это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями. Статус автономии предоставляется таким районам Конституциями (поправками к Конституциям, Конституционными законами, статусами об автономиях, специальными законами). Например, согласно ст.116 Конституции Италии 1947г.[21] “Сицилия, Сардиния, Трентино-Альто Адидже, Фриули-Венеция Джулия и Валле-д,Аоста имеют особые формы и условия автономии согласно специальным статутам, установленным конституционными законами”.

Иногда после принятия Конституции или закона об автономии до окончательного создание автономного образования проводится референдум на этой части территории. Автономные образования – они называются автономными областями, краями, районами, округами и даже автономными республиками или государствами (Крым на Украине, Нахичеван в Азербайджане) – обычно создаются в унитарном государстве. Но иногда существуют и в субъектах федерации (в штате Ассам в Индии). Они имеют свою компетенцию, определенную законами, а иногда Конституцией. Решения органов автономии, принятые в рамках ее компетенции, не могут быть отменены вышестоящими органами.[22]

В зависимости от того, компактно или разрозненно проживают этнические и иные общности, а также других обстоятельств, используются три характеристики автономии:[23]

Персональная (национально-культурная).

Корпоративная.

Территориальная.

Персональная автономия (национально-культурная) обычно создается, когда какие- либо этнические группы, национальные меньшинства проживают разрозненно и создают объединения (Австрия, Венгрия), которые в основном занимаются вопросами культуры, быта. Они создают свои выборные органы, иногда посылают своего представителя в парламент, имеют представительство при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов языка, быта, культуры, особенно если это касается национальностей. В Скандинавских странах (Швеции, Норвегии, Финляндии) саамы создают свой выборный совет – его часто называют саамским парламентом, есть и межгосударственный совет саамов. Последний занимается не столько вопросами языка и культуры, сколько регулирует оленеводство.

В Конституции Болгарии[24] установлено, что в республике национальные и этнические меньшинства являются участниками осуществления власти народа - государствообразующими факторами. Республика предоставляет им охрану, обеспечивает их коллективное участие в общественной жизни, развитие их культуры, употребление их языка, обучение на родном языке. Законы обеспечивают на территории страны представительство этих меньшинств.

Национально-культурная автономия означает право этнических общностей на свободную реализацию своей культурной самобытности посредством создания на основании волеизъявления или по инициативе отдельных граждан национальных, культурных центров, национальных обществ и землячеств.

В Конституции Венгрии[25] установлено, что в республике национальные и этнические меньшинства являются участниками осуществления власти народа – государствообразующими факторами. Республика предоставляет им охрану, обеспечивает их коллективное участие в общественной жизни, развитие их культуры, употребление их языка…

Корпоративная автономия обычно связывается с существованием лингвистических общностей. Для которых нередко резервируется определенная доля мест в государственном аппарате, а государственные служащие других этнических групп, работающие в данном районе. Должны знать язык и быт местного населения, живущего небольшими группами вперемежку с другими народностями. Кроме того, судебный процесс, преподавание в школе могут осуществляться на местном языке. Такую форму автономии имеют, например, так называемые зарегистрированные касты и племена в Индии.

Территориальные автономии обычно бывают национально- территориальными или этнотерриториальными, но бывают и основаны не на этнических признаках, а на учете особенностей культуры, традиций, быта населения данной территории. Территориальная автономия образуется только в случае компактного расселения этнических групп или иных групп, отличающихся другими особенностями. Создаются автономные области, округа, районы, иные автономии, часто имеющие официально лишь географические названия (Азорские острова в Португалии), иногда включают в название наименование национальности (Иранский Курдистан), а в отдельных случаях – и определение автономии (Автономная Республика Крым). Иногда одни и те же этнические группы одновременно используют разные формы автономий (Саамы в Швеции и Норвегии).

В зависимости от объема полномочий существуют две формы территориальной автономии: политическая (законодательная) и административная (местная), хотя есть и некоторые переходные, промежуточные состояния, соединяющие отдельные черты той и другой (Шри- Ланка).[26]

Политическая автономия имеет внешние признаки государственности. Она обладает правом законодательства по местным вопросам, перечень которых указан в Конституции или в специальном законе об автономии, как это было с иранским Курдистаном в 1947 г., а иногда также и правом участия в решении некоторых общегосударственных вопросов (Азорские острова и некоторые другие автономные образования Португалии). В автономии создается парламент, иногда двухпалатный, который принимает законы. Политическая автономия образует свой исполнительный орган. Это может быть коллегия, избранная законодательным советом автономии, а может быть и его председатель, который создает различные службы.

Иногда политическая автономия имеет свое гражданство, принимает конституцию. В Италии конституционные законы о пяти крупнейших автономиях принимает парламент, иногда принимается положение об автономии ее органами, но утверждается парламентом.

Наши рекомендации