Особенности федеративного устройства Российской Федерации раскрыты на основе работы Баглая М.В.
В последнее время в периодической печати появилось несколько интересных статей, анализирующих основные аспекты исследуемой проблемы.
Среди них необходимо отметить статью Котрашева А.А. “Конституционно-правовые способы федерального принуждения: проблемы теории и реализации в Конституции РФ”, где проанализированы основные конституционно-правовые способы федерального принуждения. Проблема разграничения государственной власти в федеративном государстве поднята в статье Чиркина В.Е. “Государственная власть субъекта федерации”. Особенности федерализма как формы государственно-территориального устройства и тенденции развития федеративных отношений освящены в статье Умновой Н.А. “Современная конституционная модель российского федерализма: проблемы совершенствования и тенденции эволюции”.
Автор не претендует на исчерпывающее изложение материала. Дальнейшего детального и разностороннего изучения заслуживает проблема сближения децентрализованных унитарных форм государственно-территориального устройства и федеративных; различные подходы к определению особенностей форм автономий и другие.
ГЛАВА 1. УНИТАРИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ
КАТЕГОРИЯ
Общее понятие и классификация форм государственного устройства.
Под формой государства понимаются организация и устройство государственной власти, отражающие особенности исторического, экономического, национального развития страны, уровень развития демократии и культуры населения. Иными словами, форма государства- это сложная, причудливо переплетенная совокупность его признаков, сформировавшихся под воздействием различных объективных и субъективных причин, отличающих одно государство от другого. В характеристике государства принято выделять такие его основные признаки, как форму правления, форму государственного устройства и политический режим.[1]
При анализе политической системы государства важное значение имеет форма государственно-территориального устройства, под которой понимают национально-территориальную организацию государства, а также взаимоотношения центральных и региональных органов.
Вопрос о государственно-территориальном устройстве - это вопрос о том, как организована территория данного государства, из каких частей она состоит и каково их правовое положение. В это понятие входит проблема соотношения и взаимосвязи между различного рода органами (административными, муниципальными, субъектов федерации) существующими в территориальных структурах данного государства, с центральными органами государственной власти.
Причины разнообразия форм государственно-территориального устройства многочисленны.
Главнейшими из них являются следующие:[2]
1. Исторические особенности становления и развития национальной государственности. Например, принятие федеративной формы государственного устройства такими странами, как США, ФРГ, Швейцария, Аргентинская Республика, Мексиканские Соединенные Штаты, объясняется историческими условиями возникновения самого государства, а не национальными моментами.
Национальный состав населения данной страны. Именно это обстоятельство обусловило установление федерации в таких многонациональных государствах, как Индия.
3. Избрание той или иной формы в молодых странах, освободившихся от колониальной зависимости, в значительной степени зависело от влияния метрополии. Например, Великобритания навязала Малайе, а затем Малайзии федеративную форму государственного устройства.
Формы государственно-территориального устройства зарубежных стран разнообразны и сугубо индивидуальны.
Тем не менее, выделяют две основные формы – унитарную и федеративную, что, конечно, никак не исключает существования смешанных форм государственно-территориального устройства.
Унитарное государство представляет собой политически однородное государство, с единой конституцией, судебно-правовой системой, гражданством, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.
Говоря о различных формах государственного устройства, необходимо упомянуть такое распространенное в прошлом, но не свойственное новому времени образования, как империя. Империи – это сложные многонациональные государства, создаваемые с помощью захвата и насильственного удержания в своем составе суверенных соседних государств.
Можно было отнести Южно-Африканскую республику, удерживавшую в течение десятилетий в своем составе Намибию.[3]
От федерации как формы территориально-политического устройства государства следует отличать конфедерацию как международно-правовое объединение суверенных государств. Такое объединение может преследовать различные цели: военные, политические, экономические. Со временем конфедерация может перерасти в федерацию, как это имело место в прошлом в Швейцарии и Эмиратах, или распасться, как это произошло с Сенегамбией. Государства-члены конфедерации сохраняют свой суверенитет и продолжают выступать как самостоятельные субъекты во внутренних и внешних делах. Конфедеративные органы обладают императивной властью в отношении государств-членов лишь в пределах, которые определены конфедеративным договором.[4]