Помощь Германии испанским мятежникам в статьях газеты «Правда» за 1936.
27 февраля 1936г. парламент Франции ратифицирует советско-французский договор о взаимопомощи от 2 мая 1935г. В ответ на это уже 7 марта Германия вводит свои войска в демилитаризованную рейнскую зону, фактически нарушая Версальский договор от 28 июня 1919г.
3 октября 1935г Италия напала на Абиссинию и к маю 1936 захватила ее. В этом конфликте Великобритания и Франция заняли непоследовательную позицию. С одной стороны, захват Абиссинии угрожал их стратегическим интересам в районе Красного моря, и они поддержали решение Лиги Наций об экономических санкциях против Италии. С другой, стремясь сохранить единство антигерманского «фронта Стрезы», Великобритания и Франция попытались достигнуть компромисса с Муссолини по эфиопскому вопросу (соглашение Хор-Лаваль 9 декабря 1935), но эта попытка закончилась полной неудачей. Эта политика «умиротворения» способствовала дальнейшему укреплению оси Рим – Берлин.
Гитлеровские планы подготовки и развязывания второй мировой войны предусматривали использование экономических ресурсов Испании и её выгодных военно-стратегических позиций. Установление контроля Германией над добычей в Испании железной руды, ртути, меди и других цветных металлов значительно укрепило бы сырьевую базу Германии, а создание немецких военных баз на Пиренейском полуострове не только поставило бы под удар с тыла французскую армию на Рейне, но и подорвало бы позиции Англии в восточной Атлантике и западной части Средиземного моря. Кроме того Германия рассматривала Испанию как трамплин для развертывания борьбы за передел в свою пользу африканских владений Англии и Франции, а также для проникновения в Латинскую Америку[46].
Сразу после прихода к власти в Германии национал-социалисты установили тесный контакт с представителями испанских военных, в частности с генералом Франко. Национал-социалисты обещали оказать испанским военным поддержку в свержении республики и установлении профашистской диктатуры, а последние взамен обязались предоставить Германии возможность создания военных баз на испанской территории и эксплуатации природных ресурсов страны. На аналогичных условиях была достигнута договорённость и с фашистским правительством Италии[47].
Победа Народного фронта в Испании на выборах 16 февраля 1936 года показала национал-социалистам, что планы, касающиеся Испании, могут не осуществиться. Хорошо зная о глубоком недовольстве правящих кругов
Англии и Франции этим успехом демократических сил Испании, фашисты приступили к реализации своих агрессивных замыслов под флагом борьбы с «угрозой коммунизма, нависшей над Испанией». В марте 1936 года один из руководителей испанских заговорщиков генерал Санхурхо прибыл в Берлин для разработки мер по организации военно-фашистского мятежа в Испании. Вслед за этим испанским заговорщикам были направлены большие партии оружия[48].
«Над всей Испанией безоблачное небо» — эти слова, переданные в ночь с 17 на 18 июля 1936. в эфир по радио Сеуты (Испанское Марокко), стали сигналом к началу мятежа в Испании против правительства Народного фронта[49].
Мятеж Франко с первого же дня встретил решительное противодействие испанского народа. Даже по сообщениям германских наблюдателей, находящихся в Испании, положение мятежников было бесперспективным. Так советник германского посольства в Мадриде Швендеман отмечал 25 июля 1936г., что развитие обстановки в Испании с начала мятежа свидетельствует о растущей силе и успехах правительства и о застое и развале у мятежников, соотношение сил противников с точки зрения морального состояния и действенности пропаганды также продолжает развиваться в пользу правительства Народного фронта. Правительство Народного фронта рекламирует программу, привлекающую широкие массы испанского народа: защита Республики, свобода, прогресс и т.д. Такое соотношение сил в области пропаганды сказывался на ходе военных действий: члены Красной милиции полны фанатического боевого духа и сражаются с исключительным мужеством, соответственно неся и потери. Но эти потери, легко восполняются за счет масс населения Испании, тогда как мятежники, которые имеют в своем распоряжении только собственные войска, обычно лишены таких резервов. Если не случится что-либо непредвиденное, трудно рассчитывать, что военный мятеж в силу всего этого может одержать успех[50].
И непредвиденное произошло - спасая своего ставленника, А.Гитлер и Б.Муссолини немедленно оказали Франко военную помощь. В небе Испании появились германские и итальянские самолёты. В захваченные испанскими мятежниками порты прибыли германские, а затем и итальянские военные корабли с воинскими частями, техникой, снаряжением. Началось прямое вмешательство фашистских держав в гражданскую войну, которая с этого момента перестала быть внутренним делом Испании и превратилась в войну европейского фашизма против испанской демократии[51].
Первое упоминание Германии, связанное с Гражданской войной в Испании появилось в советской печати в газете «Правда» 25 июля 1936г. писавшей, что по сообщению германского информационного бюро от 24 июля 1936г. два германских броненосца «Дейчлянд» и «Адмирал Шеер» сегодня отправились к берегам Испании, под предлогом оказания помощи подданным Германии[52].
26 июля 1936г. в «Правде» появляется статья, в которой говорится, что в порты Испании стягиваются иностранные военные корабли, в том числе прибыли германские броненосцы. Также «Правда» писала, что фашистское командование мятежников обратилось к правительствам Германии и Италии с просьбой дать оружие и деньги, а также повлиять на правительство Великобритании, с целью, чтобы Великобритания помешала действиям республиканского флота[53].
29 июля 1936г. газета «Правда» писала, что в связи с положением в Испании правительство Германии усиливает германский флот в водах Испании крейсером «Кельн» и 3 миноносцами. Также сообщалось, что иностранный отдел германской национал-социалистической партии приступил к организации «фонда помощи немцам в Испании», и первый взнос в этот фонд сделал рейхсканцлер Германии А.Гитлер, пожертвовавший пятьдесят тысяч марок[54].
30 июля 1936г. «Правда» сообщает, что в Тетуан (Испанское Марокко) пребывают 40 германских и итальянских самолётов для испанских мятежников, и перепечатывает сообщение «Ассошиэйтед пресс», корреспонденту которой офицеры мятежников сообщили, что большинство винтовок находящихся у мятежников изготовлено в Германии и Великобритании[55].
1 августа 1936г. газета «Правда» писала, что между правительством Германии и испанскими мятежниками заключён секретный договор, по которому мятежники обязались возместить оказываемую Германией помощь передачей во владение Германией порта Магон расположенного на Балеарских островах. Также мятежники взяли на себя обязательство содействовать Германии на Средиземном море в случае германо-французского военного столкновения и воспрепятствовать переброске французских войск из Северной Африки в Европу. «Правда» писала, что в Берлине жаждут победы испанских фашистов в надежде зажать Францию в тиски фашистских государств. В некоторых кругах в Берлине заявляют, что если бы осуществилось окружение Франции фашистскими государствами, то возник бы подходящий момент для создания фашистского блока на Востоке. Целью этого блока был бы подрыв политики СССР и в этот блок вошли бы Германия и Италия, а также Венгрия, Австрия и Югославия[56].
5 августа 1936г. «Правда» сообщала, что в Барселоне обнаружены документы, разоблачающие диверсионную деятельность германских дипломатических учреждений в Испании. Утверждалось, что группы германских фашистов участвовали в рядах мятежников во время боёв в Барселоне[57].
В «Правде» вышедшей 8 августа 1936г. сообщалось, что германский пароход находится на пути в Испанию, имея на борту 28 бомбардировщиков, сопровождаемых пилотами и механиками[58].
14 августа 1936г. газета «Правда» писала, что установлено, что в распоряжении генерала Франко в Севилье сейчас находится 20 германских самолётов «Юнкерс» и 5 германских истребителей. Утверждается, что в Севилье видели германских и итальянских инструкторов прибывших для обучения испанских лётчиков и артиллеристов. «Правда» писала, что в Севилье находится 60 германских и 12 итальянских лётчиков, а также недавно поставлены 6 орудий германского типа и самолёты «Юнкерс» регулярно используются для переброски войск мятежников из Марокко на юг Испании[59].
15 августа 1936г. «Правда» сообщала, что 25 германских военных самолётов 12 августа 1936г. приземлились на юге Испании и были посланы в Севилью на помощь испанским мятежникам. Также сообщалось, что высшее германское морское командование опубликовало сообщение, что германский флот намерен прочно обосноваться в водах Испании и в конце августа будет произведена смена уже находящихся в Испании кораблей двумя линкорами, одним крейсером и шестью эсминцами[60].
31 августа 1936г. газета «Правда» писала, что германские фашисты регулярно снабжают испанских мятежников оружием, самолётами и боеприпасами, а также добровольцами. Утверждалось, что помощь со стороны Германии испанским мятежникам стала единственным источником, поддерживающим гражданскую войну в Испании и не будь её мятеж был бы ликвидирован[61].
1 сентября 1936г. «Правда» сообщала, что даже после провозглашения эмбарго на вывоз оружия в Испанию правительство Германии продолжает поставки военного снаряжения в Лиссабон и Ла Корунья, что доказывает, что германское правительство продолжает политику вмешательства в испанские дела[62].
3 сентября 1936г. газета «Правда» писала, что бомбы над Мадридом сбрасывали германские самолёты, пилотируемые германскими лётчиками. Сообщается, что испанские мятежники продолжают получать помощь из-за границы в виде военного снаряжения, самолётов и разного рода военных материалов[63].
29 сентября 1936г. «Правда» опубликовала предварительный отчёт общественного Лондонского комитета по расследованию фактов иностранной помощи испанским мятежникам, в котором содержались следующие выводы: перед началом мятежа в Испании агенты германской НСДАП проявляли в Испании широкую активность, уже тогда в Испанию доставлялось оружие; с начала мятежа, невзирая на введение эмбарго, шла усиленная доставка большого количества оружия, а также военных советников из Германии и Италии[64].
1 октября 1936г. газета «Правда» опубликовала отчёт общественного комитета по расследованию фактов помощи испанским мятежникам оказываемой Германией, Италией и Португалией, и пришедших к выводу, что Германия и Италия с первых дней мятежа в Испании открыто, переправляли в районы, занятые испанскими мятежниками кадровые соединения регулярной армии. Это происходило как до соглашения о невмешательстве, так и после него. Характерно, что опознавательные знаки германских самолётов не закрашивались и многие лётчики продолжали носить свою форму, находясь на территории другого государства. Сообщалось, что германские и итальянские лётчики участвовали в бомбардировках Мадрида, Толедо, Бильбао и других испанских городов. По неполным данным с 19 июля по 25 сентября 1936г. Германией переброшено в Испанию до 320 самолётов, Италией до 180 самолётов[65].
13 октября 1936г. «Правда» сообщала, что военная помощь Германии испанским мятежникам началась вместе с мятежом в ночь с 17 на 18 июля 1936г. Мятеж готовился не только в Марокко и в гарнизонах Мадрида, Барселоны и Севильи, но и в Берлине и Риме. Когда оказалось, что мятеж потерпел неудачу в основных центрах Испании и мятежники оказались изолированными в отдельных очагах и большинство испанского флота не поддержали мятежников, вопрос о военном вмешательстве был решён. Так как в случае отсутствия помощи испанские мятежники оказались бы изолированы в Испанском Марокко, а отдельные очаги мятежа разгромлены.
Поэтому самой важной задачей испанских мятежников с начала августа являлось сформировать и вооружить отряды в Марокко, а затем перебросить их на материк. Но сами испанские мятежники не могли решить этой задачи собственными силами из-за того, что республиканский флот господствовал в водах Гибралтарского пролива. В это время основной поток помощи испанским мятежникам отправлялся в Марокко и южные испанские порты, захваченные мятежниками. Первая половина августа отмечена интенсивным движением транспортов с военным снаряжением из Германии и Италии в Марокко. Попытки испанских военных кораблей задерживать эти транспорты использовались для провокационных выступлений против правительства Испании. После инцидента с германским транспортом «Камерун», задержанным испанским крейсером «Либертад», Германия сосредотачивает в испанских водах эскадру из 14 военных кораблей. Командир эскадры получает полномочия открывать огонь по испанским кораблям в случае задержания ими германских транспортов. Под прикрытием итальянских и германских бомбардировщиков Франко начинает переброску первых отрядов марокканцев в район Севильи. Установленный факт, что именно после присоединения Германии и Италии к соглашению о невмешательстве помощь мятежникам резко возрастает, а правительственные войска Испании начинают испытывать недостаток в военном снаряжении[66].
1 ноября 1936г. газета «Правда» писала, что в Германии предпринимаются меры для отправки тысяч добровольцев для организации «Испанская фаланга». Помимо вербовки добровольцев в Германии организуется подготовка технических и военных инструкторов для испанских мятежников[67].
12 ноября 1936г. «Правда» сообщала, что военная помощь Германии не прекращается и приобретает всё большие размеры. Германцы и итальянцы, находящиеся на действительной военной службе в Германии и Италии сражаются в рядах мятежников. Бомбардировщики испанских мятежников в большинстве случаев пилотируются германскими и итальянскими лётчиками. Корабли Германии и Италии продолжают оказывать содействие мятежникам при переброске на материк марокканских войск. Непротивление вмешательству фашистских государств в дела Испании приводят к тому, что Германия, Италия и Португалия готовятся перейти к прямой интервенции в Испании. Об этом свидетельствуют сведения о готовящемся итало-германском десанте в Каталонии[68].
19 ноября 1936г. газета «Правда» писала, что признание правительства генерала Франко Германией и Италией означает новую фазу военного вмешательства[69].
20 ноября 1936г. в «Правде» сообщалось, что правительство Германии в связи с испытываемыми генералом Франко затруднениями решило отправить ему подкрепления. Германский батальон зенитной артиллерии из 3 батарей и 800 солдат на днях пребудет в Испанское Марокко[70].
21 ноября 1936г. газета «Правда» писала, что за последние несколько недель Германия наряду с посылкой в Испанию военных материалов, отправляет в Испанию всё больше людей. В Германии сформирован танковый отряд в составе двух рот для отправки вместе с техникой в Испанию[71].
2 декабря 1936г. «Правда» сообщала, что 6 тысяч полностью вооружённых германцев высадилось в Кадисе с германских транспортов. Большинство высадившихся принадлежат к инженерным и техническим войскам[72].
4 декабря 1936г. газета «Правда» писала, что Кадис и Севилью продолжается наплыв германцев, присоединившихся к испанским мятежникам. В ближайшее время ожидается прибытие 20 тысяч германцев, которые номинально будут находиться под командованием испанских мятежников[73].
17 декабря 1936г. «Правда» сообщала, что поток добровольцев из Германии в Испанию продолжается. Например, в Испанию отправлены солдаты и офицеры 6-го танкового полка. Утверждается, что правительство Германии уже израсходовало 200 миллионов марок на помощь испанским мятежникам. Германские потери в гражданской войне в Испании составили от 900 до 1200 человек убитыми[74].
Хотя вопрос гражданской войны в Испании напрямую не обсуждался германскими и советскими дипломатами, тема помощи испанским мятежникам Германией неоднократно упоминалась в переписке советских дипломатов. Например, 12 октября 1936г. Полпред СССР в Германии Суриц писал замнаркому иностранных дел СССР Крестинскому, что в отношении гражданской войны в Испании Германия продолжают укреплять и развивать ту недвусмысленную позицию поддержки военного мятежа, какую они заняли с первых дней выступления Франко. В соответствии с этой позицией, с надеждами на скорое взятие Мадрида и расчетами на слабость Франции Германия заняла сразу вполне непримиримую точку зрения в отношении нашего шага по вопросу о невмешательстве. Германия не намерена отступать от линии, занятой ею по испанскому вопросу. Можно не сомневаться, что гитлеровцы будут саботировать всякие обращения и даже решения комиссии по контролю, если такие решения вообще состоятся. Наша открытая помощь мадридскому правительству может вызвать не только усиление германской помощи мятежникам, но не исключает при известных условиях и возможность открытого столкновения между немцами и нами[75].
Таким образом, в газете «Правда» за 1936г. освещалось для населения СССР военная помощь Германии испанским мятежникам состоящая в отправке военного снаряжения, техники, добровольцев, отдельных частей и соединений немецкой армии. Также газета «Правда» раскрывала причины вмешательства Германии и Италии в гражданскую войну в Испании на стороне испанских мятежников. Помощь Германии генералу Франко, хотя и не влияла на официальные советско-германские отношения, всё же вызывала некоторую обеспокоенность советского дипломатического ведомства.