Специфика политико-правовых учений в новых независимых странах Азии, Африки, Латинской Америки.

Характерные черты и особенности развития политической науки в странах Азии, Африки и Латинской Америки в XX столетии связаны с историческими победами национального освободительного движения, коренным образом изменившими политическую карту мира.

Особенно большой размах национально-освободительное движение народов колоний и зависимых стран приобрело после Октябрьской революции в России. Именно тогда борьба против колониального рабства стала превращаться в важный фактор международной жизни. Тогда же появились первые крупные политические лидеры, которым суждено было сыграть выдающуюся роль в судьбах своих народов, в разрушении системы деспотизма, насилия и произвола. Это были по преимуществу молодые люди, не связанные ни какими догмами, свободные от предрассудков, хорошо знающие нужды, интересы и стремления своих народов. Их теоретические взгляды отличались последовательным демократизмом и революционностью.

В содержании разработанных национальными лидерами политических программ на первом этапе национально-освободительных революций – в период борьбы за независимость, центральное место занимали вопросы стратегии и тактики освобождения от колониального рабства, на втором этапе – после завоевания независимости, проблемы ликвидации последствий многолетнего хозяйничания колонизаторов (организация власти, аграрная реформа, индустриализация, развитие образования, подъем жизненного уровня народа и т.д.).

Типичные (не по форме, а по существу) политические взгляды лидеров национально-освободительных революций с наибольшей полнотой выражены в выступлениях и статьях таких выдающихся борцов за свободу угнетенных народов, как Сунь Ятсен, Мохандас Кармчанд Ганди, Гамаль Абдель Насер, Фидель Кастро Рус, Патрис Эмери Лумумба и др.

Под национализмом Сунь Ятсен понимал необходимость уничтожения маньчжурской монархической власти и воссоздание подлинной китайской национальной государственности. Под народовластием – утверждение демократического конституционного режима. Под народным благосостоянием – проведение социально-экономических реформ и уравнение прав на землю («каждому пахарю свое поле»).

Идеи Сунь Ятсена оказали огромное влияние на развитие освободительной борьбы китайского народа. Они помогли сплочению миллионов крестьян, ремесленников, рабочих, представителей интеллигенции под лозунгом превращения Китая в независимое, сильное, процветающее государство.

К крупнейшим политическим деятелям ХХ века по праву относится и Монханданс Карамчанд Ганди – многолетний лидер партии Индийский национальный конгресс, основатель сложного, противоречивого, националистического учения – гандизма.

Политические и социальные взгляды М. Ганди уходят корнями в религиозно-нравственные постулаты индуизма. Определяя принципиальные тактические установки борьбы против колонизатора, М. Ганди разработал теорию «сатьяграхи» («сатьяграха» означает стойкость, твердость в отстаивании истины). Ганди писал: «Однажды в разговоре с европейцами я убедился, что термин «пассивное сопротивление» слишком узок, что под ним подразумевается оружие слабого против сильного, почти такое, что внушено ненавистью и, в конце концов, может вылиться в насилие. Я решил предупредить лжетолкование и разъяснить подлинную природу индийского движения».

«Сатьяграха» имела две формы: несотрудничество и гражданское неповиновение. Несотрудничество - это бойкот всего, связанного с деятельность государства: отклонение от государственной и военной службы, неучастие в правительственных партиях, отказ от почетных титулов и должностей, игнорирование государственных займов, воздержание от учебы в государственных учебных заведениях и т.п. Гражданское неповиновение – это открытое, демонстративное нарушение несправедливых законов колониальных властей, невыполнение предписаний официальных учреждений. Посредством «сатьяграхи» Ганди надеялся произвести «революцию в сердцах людей» и на этой основе реорганизовать, обновить общество. Он думал одной нравственной силой сопротивляющихся заставить врага подвергнуться «самоочищению». Ему представлялось, что религиозное непротивление индийской нации «облагородит» ее противников, превратит их в сторонников свободы и процветания Индии.

Арабский национализм, или панарабатизм – это течение общественной мысли, охватывающее широкий круг экономических, политических и других проблем. Его цель – объединить все народы, говорящие на арабском языке, в единое независимое государство. Возможность такого объединения идеологи арабского национализма связывают с развитием «национального чувства», объединяющего якобы всех арабов. Практические попытки создания различного рода федераций, конфедераций и союзов арабских государств предпринимались не однократно (Сирия-Египет, Ливия–Египет, и т.д.). Однако все они заключались неудачно и проблема единства арабских стран и народов по-прежнему остается жизненно важной задачей государств Ближнего Востока.



Наши рекомендации