Политические идеи народничества в России

Народничество – идеологическое течение разночинной интеллигенции в России в 1860–1900 годах. Название течение получило благодаря своему постулату – «сближение интеллигенции с народом». Народничество XIX века в России началось с предложенной А. Герценом и развитой Н. Чернышевским теории общинного социализма. Постулатами этой теории и как следствие, основой идеологии народничества стали идеи о том, что:
- историческое развитие России должно идти и идет по-своему, отличному от стран Европы, пути.
- для России не характерно и неприемлемо такое явление, как капитализм.
- самодержавие не имеет социальной основы в русском обществе.
- в своем развитии Россия движется к социализму, минуя стадию капитализма.
- ячейка будущего социалистического общества не семья, а община.
- крестьянскими массами должна руководить организация профессиональных революционеров.
-крестьянство, в массе своей, уже готово к тому, чтобы воспринять и откликнуться на социалистические идеи.
-революция – единственно верный способ социальных изменений.

В середине XIX века решение крестьянского вопроса было главной задачей, стоявшей перед российской властью. Ибо оттого как будет решен этот вопрос зависело дальнейшее развитие страны. В среде интеллигенции предлагалось много вариантов развития страны, но все они сходились на скорейшей отмене крепостничества.

Целью народничества как общественно-политического движения было полное переустройство общества на основе социалистических принципов.

Народничество, как общественно-политическое течение, не было однородным. Объединенные главной идеей «общинного социализма», идеологи народничества предлагали разные пути достижения цели.

Путь достижения цели – через революцию, бунт и восстания. Череда мелких бунтов и восстаний готовит собой большой революционный взрыв. Идеология народничества оказала огромное влияние на общественную жизнь России второй половины XIX века. Прямыми наследниками этой идеологи были социалисты-революционеры – одна из ведущих сил русских революций.

59. Русский консерватизм и его крупнейшие представители (Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев, Л.А.Тихомиров). Анализ российской государственности в работе Тихомирова «Монархическая государственность».

Лев Александрович Тихомиров является крупнейшим представителем русского консерватизма конца XIX - начала XX века, к которому можно отнести также М.Н. Каткова, В.П. Мещерского, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, и др.

Консерватизм (франц. conservatisme, от лат. conservo - охраняю, сохраняю) как идейно политическое течение возникло в конце XVIII века как реакция на либеральные идеи периода французской революции. Консерватизм можно охарактеризовать как идеологию, направленную, на охрану исторических традиционных основ жизни общества. В советской науке консерватизм характеризовался как безусловно отрицательное идейно-политическое течение, противостоящее «прогрессивным тенденциям социального развития». На самом деле консерватизм является объективной и закономерной реакцией человека на изменения традиционных устоев, изменения, часто имеющие разрушительный характер. Человеку свойственно отдавать предпочтение тому, что прошло проверку временем и доказало свою жизнеспособность. С этой точки зрения консерватизм может иметь как отрицательный, так и положительный характер. Отрицательный консерватизм направлен на простое охранение старого, без всякого его развития. Консервативная мысль в России появилась фактически параллельно с европейским консерватизмом. Идеи Льва Александровича Тихомирова можно отнести к положительному направлению русской консервативной мысли, к «творческому традиционализму». К самобытным начала русского народа и государства он относил наличие у нации особого «нравственного идеала», самодержавие, православие, единство идеалов царя и народа и др.

60. Правовые взгляды С.Котляревского, П.Новгородцева, И.Покровского

Новгородцев - философ права, , родоначальник концепции возрожденного естественного права в России. Представитель этической концепции права - Этический момент в естественно-правовой конструкции заключается в том, что происходит оценка существующего положения с точки зрения нравственного долженствования. Н. считал основным вопросом философии права вопрос о высших и последних основаниях юридических установлении. Человек видит в праве установление, зависящее от личной воли и в то же время составляющее часть нравственной субстанции. Практическая сторона понятия естественного права, выражается в протесте нравственного сознания против недостатков действующего правопорядка. Это утверждение имело большое значение в условиях России на рубеже веков, когда позитивный закон был плох и необходим был упор на критическую сторону теории естественного права. Новгородцев стремился, учитывая состояние общественной жизни, выявить черты нового этапа идеи правового государства, а именно социально-правового государства.



Наши рекомендации