От Российской империи к СССР
-
1914 1917 1921 1929
сферы | Россия для 1913 г. | Общественная модель «Военный коммунизм» | Нэповская общественная модель | Советская модель |
экономическая | 1.Позднее начало и высокие темпы. 2. Наличие огромного государственного сектора экономики. 3.Вмешательство государства в экономическую жизнь страны. 4.Неразвитость рыночных отношений. 5.Неравномерность модернизационных процессов :
| - ликвидация частной собственности - свертывание товарно-денежных отношений - организация прямого товарообмена между городом и деревней - полная национализация, огосударствление промышленности - введение продразверстки (изъятие всего) - господство всеобъемлющей государственно-распределительной системы - уравниловка в оплате труда - натурализация заработной платы - принудительная кооперация | - либерализация экономической жизни при сохранении командных высот в руках партии-государства - государственная собственность на крупную, значительную часть средней промышленности, торговли, транспорта - неэквивалентный обмен с деревней (отчуждение в пользу государства части продукции) - замена продразверстки продналогом - отход от насаждения коммун на селе - допущение элементов рыночных отношений - введение элементов хозрасчета на уровне государственных трестов и объединений - введение тарифной системы оплаты труда - относительная стабилизация финансовой системы - развитие внешней торговли (минимальная связь с мировой экономикой, гос. монополия внешней торговли) - создание концессий | - ликвидация свободы труда и замена ее внеэкономическим принуждением - фактическое присвоение государством средств производства и рабочей силы - государственное регулирование рабочего дня, заработной платы - фактический запрет забастовок - экономическая автаркия - милитаризация экономики - государственное регулирование имущественных отношений |
социальная | 1.Интенсивное размывание сословных перегородок. 2.Разделение общества по классовому (экономическому) признаку. 3.Одновременное существование как основных классов традиционного общества (помещиков и крестьян), так и капиталистического (буржуазии и пролетариата). 4. Расслоение внутри основных классов. 5. Аграрное перенаселение страны. 6. Маргинализация общества. 7. Малочисленность буржуазии, отсутствие у нее политических прав. 8.Отсутствие социальной базы реформ – слоя мелких и средних буржуазных собственников. | - введение всеобщей трудовой повинности - создание трудовой армии - милитаризация труда | - переход от натуральной оплаты труда к денежной - отмена трудовой повинности - появление совбуров (нэпманов) | - унификация общественной жизни |
политическая | 1. Самодержавный характер власти. 2. Огромная роль чиновничьего аппарата. 3. Отсутствие представительных органов власти. 4.Отсутствие легальных политических партий. 5. Начало образования политических партий (сначала возникают рабочие партии; слабое влияние земского либерального движения). 6. Интеллигенция возглавляет политические партии всего политического спектра. 7. Политическое бесправие народа. | - утверждение режима однопартийной большевистской диктатуры - всеобъемлющий контроль РКП(Б) над Советами, удаление из Советов меньшевиков и эсеров - террор против противников власти - командно-административные методы управления общественной жизнью - слияние функций партии большевиков с функциями госаппарата. | - сохранение и укрепление авторитарной диктатуры - формирование института вождизма - завершение разгрома оппозиционных политических партий - первые политические процессы над оппозицией - снижение роли Советов - относительная демилитаризация общества - сужение сферы непосредственного государственного вмешательства в общественную жизнь | - господство однопартийной системы - физическое уничтожение политических оппонентов - сращивание партийного и государственного аппаратов - создание системы официальных (негосударственных) массовых организаций - культ харизматического вождя - создание мощного репрессивного аппарата - мощный аппарат обработки массового сознания |
духовная | 1. Низкий уровень грамотности в стране. 2. Постепенное развитие системы образования. | - господство идеологии революционного штурма - культивирование веры в светлое будущее человечества - пропаганда мировой революции - разжигание классовой ненависти - утверждение необходимости большевистского руководства, самопожертвования и массового героизма как необходимых условий для достижения победы над контрреволюцией. - отделение церкви от государства и школы от церкви. | - насильственное внедрение в сознание марксистской идеологии (идеологическое единомыслие) - ужесточение идеологического контроля - введение в Уголовный кодекс статей об ответственности за убеждения - высылка за границу виднейших представителей интеллигенции - реформирование системы образования (ограничение доступа к образованию «бывшим») - усиление борьбы с неграмотностью - активизация антирелигиозной кампании | - Огосударствление партийной идеологии - изъятие и уничтожение литературы, не укладывающейся в идеологические рамки режима - государственный контроль над средствами массовой информации - Создание единой системы идеологизированного образования - идеологическая изоляция страны Унификация и стандартизация духовной жизни - деятельность пропартийных творческих союзов |
Крестьянин и интеллигент | Человек с ружьем, действующий с позиции силы | Нэпман и Шариков | партаппаратчик |