Тема 1. Восточные славяне. Образование, развитие и распад древнерусского государства Киевская Русь (IХ – ХII вв.). Монгольское завоевание Руси

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в г. Уфе

Кафедра экономики и управления

Р. К. Зарипова

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (IХ – ХХIвв.)

Учебно-методические материалы

Для всех специальностей

Уфа - 2008

ББК 63.3 (2)

Учебно-методические материалы подготовлены преподавателем РГСУ филиала в

г. Уфе, кандидатом исторических наук Зариповой Р.К.

Рецензенты:

1. Валиуллин К.Б., доктор исторических наук, профессор кафедры истории Отечества

БашГУ;

2. Дормидонтова Л.М., заведующий кафедрой экономики и управления, кандидат

социологических наук, РГСУ филиал в г.Уфе.

Учебно-методические материалы утверждены на заседании кафедры экономики и

управления (протокол №3 от 28.02.08)

Учебно-методические материалы предназначены для студентов очной и заочной форм

обучения всех специальностей. Основными целями составления учебно-методических

материалов является ознакомление студентов с требованиями ГОСТ, программой

дисциплины, учебным планом, рекомендации по подготовке к зачету и экзамену с

примерными вопросами

Зарипова Р.К. История отечества (Х1-ХХ1вв). Учеб.-метод. материалы -Уфа.: Изд-

во,2008.- с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………4.

Дидактические единицы………………………………………………………5

Тематический план занятий…………………………………………………..7

Программа дисциплины………………………………………………………9

Список литературы……………………………………………………………20

План семинарских занятий…………………………………………………...22

Примерные вопросы к экзамену…………………………………………….32

ВВЕДЕНИЕ

Отечественная история не случайно изучается на первом курсе вуза, когда закладываются фундаментальные, мировоззренческие основы для получения высшего образования, овладения навыками самостоятельной работы и мышления.

История нашего Отечества, всех его регионов является удивительно богатой и неожиданной по своему сценарию, сложной и многоплановой по событиям, альтернативам, щедрой на проявления человеческого духа и редкой по драматизму и трагичности. По сей день вопросов в истории Отечества больше, чем ответов.

Трудности изучения истории сегодня связаны с отсутствием единой концепции исторического развития России, наличием самых разных, зачастую полярных оценок о прошлом и настоящем нашей страны. Эти моменты, в свою очередь, объясняются тем, что осмысление любого события так или иначе ведет к вторжению в сферу идеологии, духовной жизни и, в конечном счете, во внутренний мир человека. Курс отечественной истории нацелен на объективное изучение прошлого, но без компетентного, профессионального «проводника» – вузовского преподавателя – сделать это сложно. В немалой мере это связано с обилием учебной и научной литературы по курсу, в которой нередко соперничают крайние оценки.

В научной и публицистической литературе активно обсуждаются отдельные ключевые проблемы российской истории. Это, в первую очередь, проблема генезиса государственности в России, характера политической власти в Киевской Руси и Московском централизованном государстве, причины и условия складывания крепостнической системы в нашей стране. Немало новых и спорных публикаций появилось по проблеме монгольского влияния на историческое развитие российского государства. Столь же актуальной остается проблема реформ Петра 1, либеральных реформ Александра II – и те, и другие существенно изменили ход развития страны. Двадцатый век в истории России исключительно насыщен судьбоносными событиями, альтернативами и знаковыми явлениями. Осмысление произошедшего в ХХ столетии займет еще немало времени у исследователей новейшего периода истории отечества.

Цель курса – углубленное изучение истории России с учетом новейших достижений исторической науки.

Задачами курса являются:

- анализ основных этапов отечественной истории IX - XXI в.;

- изучение истории России как неотъемлемой части всемирной истории;

- выявление закономерностей и особенностей развития российского общества и государства в IX – XXI в.;

Изучив курс, студенты должны:

- иметь представление об основных тенденциях исторического развития России;

- знать исторических деятелей России, хронологию и сущность главных событий отечественной истории;

- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.

Организующим началом курса «Отечественная история» являются лекции и семинарские занятия.

Важную роль в изучении истории Отечества играет лекционная форма обучения, «живое слово» преподавателя – взвешенное, весомое, эмоциональное, способное прояснить сомнение, помогающее «нащупать» истину и дать объективную оценку.

Семинарские или практические занятия имеют целью научить студента необходимым навыкам работы с учебной и научной литературой, правильно подготовить доклад, грамотно и свободно излагать свои мысли, делать самостоятельные выводы.

Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по дисциплине «Отечественная история»

Индекс Дидактические единицы Всего часов
ГСЭ.Ф.03 · Сущность, формы, функции исторического знания, методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное, методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.   · Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в ХI-ХII вв. Социально-политические изменения в русских землях в ХIII-ХV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.   · Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной организации общества. Реформы Петра 1. Век Екатерины П. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.   · Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России в ХIХ веке. Реформы и реформаторы в России. Русская культура ХIХ в. и ее вклад в мировую культуру.   · Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов, проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма   · Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.   · Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.   · Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.   · СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.   · Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.   · Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.   · СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.   · Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.   · Становление новой российской государственности ( 1993-1999). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование тем Очное отделение Заочное отделение Очное отделение Заочное отделение
лекции семинары лекции семинары СРС СРС
1. Восточные славяне. Образование, развитие и распад древнерусского государства Киевская Русь. Монгольское завоевание Руси         ---
2.Формирование Русского централизованного государства и его развитие в XIV-XVII вв.           ---  
3. Российская модернизация XVIII в.: от реформ Петра I к «просвещенному абсолютизму» Екатерины II           ---
4. Россия в первой половине XIX в. Кризис крепостнической системы - ---
5. Россия во второй половине XIX- начале XX веков: от великих реформ к революции ---
6. Россия в 1917 году: от Февральской революции к Октябрьской. Альтернативы исторического развития. ---
7. Переход к миру: новая экономическая политика 1920-х гг. и форсированная модернизация 1930-х гг. Внешняя политика Советского государства. ---
8. Советская страна в годы в годы Второй мировой войны и Великой Отечественной войны. Послевоенное развитие СССР ---
9.Советская страна в 1950-е - 1980-е годы - - ---
10. Россия на современном этапе: поиски альтернативных общественно-экономических моделей развития (вторая половина 1980-х гг. – начало XXI века) - - ---
Итого: ---

ПРОГРАММА КУРСА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА (IХ – ХХIвв.)

Тема 1. Восточные славяне. Образование, развитие и распад древнерусского государства Киевская Русь (IХ – ХII вв.). Монгольское завоевание Руси.

Сущность и функции исторического знания. Методы исторической науки. Понятие «исторический источник» и его классификация. Отечественная историческая наука в прошлом и в настоящее время. Методология и теория исторического исследования. Отечественная история как неотъемлемая часть мировой истории.

Племена восточных славян, места их расселения, социальная и хозяйственная организации, быт, обычаи. Предпосылки образования государства у восточных славян. Два центра формирования государства. Норманская и антинорманская теории происхождения древнерусского государства, современная трактовка проблемы.

Социально-политическая и экономическая основы Киевского государства. Структура древнерусского общества. Появление групп зависимого населения. Формирование феодальной вотчины. Политика князей Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира, Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Крещение Руси: причины, последствия для развития и значение. Внешняя политика Киевской Руси: отношения со Степью, восточными соседями, походы на Византию, расширение международных связей.

Становление древнерусской культуры, ее особенности. Влияние христианства: появление летописания, грамотности, архитектуры и т.д.

Раздробленность как политическая система. Объективные и субъективные причины усобиц и раздробленности. Наиболее крупные княжества Руси: Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Новгородская республика. Особенности развития.

Нашествие монголов на Русь. Отражение немецко-шведской агрессии. Великий князь Александр Невский. Древнерусские земли в составе Золотой Орды. Политика ордынских ханов, принципы их взаимоотношений с русскими князьями. Особенности отношений Орды с Русской Православной церковью. Борьба русских княжеств с монголами. Куликовская битва. Причины долгого присутствия монгол на Руси. Значение и последствия монгольского господства.

Наши рекомендации