Тема 1. Восточные славяне. Образование, развитие и распад древнерусского государства Киевская Русь (IХ – ХII вв.). Монгольское завоевание Руси
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал в г. Уфе
Кафедра экономики и управления
Р. К. Зарипова
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (IХ – ХХIвв.)
Учебно-методические материалы
Для всех специальностей
Уфа - 2008
ББК 63.3 (2)
Учебно-методические материалы подготовлены преподавателем РГСУ филиала в
г. Уфе, кандидатом исторических наук Зариповой Р.К.
Рецензенты:
1. Валиуллин К.Б., доктор исторических наук, профессор кафедры истории Отечества
БашГУ;
2. Дормидонтова Л.М., заведующий кафедрой экономики и управления, кандидат
социологических наук, РГСУ филиал в г.Уфе.
Учебно-методические материалы утверждены на заседании кафедры экономики и
управления (протокол №3 от 28.02.08)
Учебно-методические материалы предназначены для студентов очной и заочной форм
обучения всех специальностей. Основными целями составления учебно-методических
материалов является ознакомление студентов с требованиями ГОСТ, программой
дисциплины, учебным планом, рекомендации по подготовке к зачету и экзамену с
примерными вопросами
Зарипова Р.К. История отечества (Х1-ХХ1вв). Учеб.-метод. материалы -Уфа.: Изд-
во,2008.- с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………4.
Дидактические единицы………………………………………………………5
Тематический план занятий…………………………………………………..7
Программа дисциплины………………………………………………………9
Список литературы……………………………………………………………20
План семинарских занятий…………………………………………………...22
Примерные вопросы к экзамену…………………………………………….32
ВВЕДЕНИЕ
Отечественная история не случайно изучается на первом курсе вуза, когда закладываются фундаментальные, мировоззренческие основы для получения высшего образования, овладения навыками самостоятельной работы и мышления.
История нашего Отечества, всех его регионов является удивительно богатой и неожиданной по своему сценарию, сложной и многоплановой по событиям, альтернативам, щедрой на проявления человеческого духа и редкой по драматизму и трагичности. По сей день вопросов в истории Отечества больше, чем ответов.
Трудности изучения истории сегодня связаны с отсутствием единой концепции исторического развития России, наличием самых разных, зачастую полярных оценок о прошлом и настоящем нашей страны. Эти моменты, в свою очередь, объясняются тем, что осмысление любого события так или иначе ведет к вторжению в сферу идеологии, духовной жизни и, в конечном счете, во внутренний мир человека. Курс отечественной истории нацелен на объективное изучение прошлого, но без компетентного, профессионального «проводника» – вузовского преподавателя – сделать это сложно. В немалой мере это связано с обилием учебной и научной литературы по курсу, в которой нередко соперничают крайние оценки.
В научной и публицистической литературе активно обсуждаются отдельные ключевые проблемы российской истории. Это, в первую очередь, проблема генезиса государственности в России, характера политической власти в Киевской Руси и Московском централизованном государстве, причины и условия складывания крепостнической системы в нашей стране. Немало новых и спорных публикаций появилось по проблеме монгольского влияния на историческое развитие российского государства. Столь же актуальной остается проблема реформ Петра 1, либеральных реформ Александра II – и те, и другие существенно изменили ход развития страны. Двадцатый век в истории России исключительно насыщен судьбоносными событиями, альтернативами и знаковыми явлениями. Осмысление произошедшего в ХХ столетии займет еще немало времени у исследователей новейшего периода истории отечества.
Цель курса – углубленное изучение истории России с учетом новейших достижений исторической науки.
Задачами курса являются:
- анализ основных этапов отечественной истории IX - XXI в.;
- изучение истории России как неотъемлемой части всемирной истории;
- выявление закономерностей и особенностей развития российского общества и государства в IX – XXI в.;
Изучив курс, студенты должны:
- иметь представление об основных тенденциях исторического развития России;
- знать исторических деятелей России, хронологию и сущность главных событий отечественной истории;
- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.
Организующим началом курса «Отечественная история» являются лекции и семинарские занятия.
Важную роль в изучении истории Отечества играет лекционная форма обучения, «живое слово» преподавателя – взвешенное, весомое, эмоциональное, способное прояснить сомнение, помогающее «нащупать» истину и дать объективную оценку.
Семинарские или практические занятия имеют целью научить студента необходимым навыкам работы с учебной и научной литературой, правильно подготовить доклад, грамотно и свободно излагать свои мысли, делать самостоятельные выводы.
Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по дисциплине «Отечественная история»
Индекс | Дидактические единицы | Всего часов |
ГСЭ.Ф.03 | · Сущность, формы, функции исторического знания, методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное, методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории. · Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в ХI-ХII вв. Социально-политические изменения в русских землях в ХIII-ХV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. · Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной организации общества. Реформы Петра 1. Век Екатерины П. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. · Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России в ХIХ веке. Реформы и реформаторы в России. Русская культура ХIХ в. и ее вклад в мировую культуру. · Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов, проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма · Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. · Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. · Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. · СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. · Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. · Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. · СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. · Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. · Становление новой российской государственности ( 1993-1999). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование тем | Очное отделение | Заочное отделение | Очное отделение | Заочное отделение | ||
лекции | семинары | лекции | семинары | СРС | СРС | |
1. Восточные славяне. Образование, развитие и распад древнерусского государства Киевская Русь. Монгольское завоевание Руси | --- | |||||
2.Формирование Русского централизованного государства и его развитие в XIV-XVII вв. | --- | |||||
3. Российская модернизация XVIII в.: от реформ Петра I к «просвещенному абсолютизму» Екатерины II | --- | |||||
4. Россия в первой половине XIX в. Кризис крепостнической системы | - | --- | ||||
5. Россия во второй половине XIX- начале XX веков: от великих реформ к революции | --- | |||||
6. Россия в 1917 году: от Февральской революции к Октябрьской. Альтернативы исторического развития. | --- | |||||
7. Переход к миру: новая экономическая политика 1920-х гг. и форсированная модернизация 1930-х гг. Внешняя политика Советского государства. | --- | |||||
8. Советская страна в годы в годы Второй мировой войны и Великой Отечественной войны. Послевоенное развитие СССР | --- | |||||
9.Советская страна в 1950-е - 1980-е годы | - | - | --- | |||
10. Россия на современном этапе: поиски альтернативных общественно-экономических моделей развития (вторая половина 1980-х гг. – начало XXI века) | - | - | --- | |||
Итого: | --- |
ПРОГРАММА КУРСА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА (IХ – ХХIвв.)
Тема 1. Восточные славяне. Образование, развитие и распад древнерусского государства Киевская Русь (IХ – ХII вв.). Монгольское завоевание Руси.
Сущность и функции исторического знания. Методы исторической науки. Понятие «исторический источник» и его классификация. Отечественная историческая наука в прошлом и в настоящее время. Методология и теория исторического исследования. Отечественная история как неотъемлемая часть мировой истории.
Племена восточных славян, места их расселения, социальная и хозяйственная организации, быт, обычаи. Предпосылки образования государства у восточных славян. Два центра формирования государства. Норманская и антинорманская теории происхождения древнерусского государства, современная трактовка проблемы.
Социально-политическая и экономическая основы Киевского государства. Структура древнерусского общества. Появление групп зависимого населения. Формирование феодальной вотчины. Политика князей Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира, Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Крещение Руси: причины, последствия для развития и значение. Внешняя политика Киевской Руси: отношения со Степью, восточными соседями, походы на Византию, расширение международных связей.
Становление древнерусской культуры, ее особенности. Влияние христианства: появление летописания, грамотности, архитектуры и т.д.
Раздробленность как политическая система. Объективные и субъективные причины усобиц и раздробленности. Наиболее крупные княжества Руси: Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Новгородская республика. Особенности развития.
Нашествие монголов на Русь. Отражение немецко-шведской агрессии. Великий князь Александр Невский. Древнерусские земли в составе Золотой Орды. Политика ордынских ханов, принципы их взаимоотношений с русскими князьями. Особенности отношений Орды с Русской Православной церковью. Борьба русских княжеств с монголами. Куликовская битва. Причины долгого присутствия монгол на Руси. Значение и последствия монгольского господства.