Региональные факторы формирования особенностей управления Сибирью
Как и любая форма социальной организации, управление Сибирью базировалось на особенностях местной природы и общества. Естественные условия, в которых оказывалось русское население сибирской тайги, степи и тундры, заставляло модифицировать управленческие органы, успешно до того действовавшие в европейской части России, или создавать новые институты. Сочетание политических и природных данных породило ряд политико-географических факторов, определявших формы управления краем. Они влияли на функционирование центральной и местной администраций практически на протяжении всего рассматриваемого периода. Особенности профессиональной и сословной принадлежности пришлых россиян придали характерный колорит многонациональному сообществу сибиряков — служилых людей, крестьян, купцов, промышленников и казаков. Конкретные исторические условия колонизации (освоения) края, социальный состав его жителей привели к возникновению важных социально-политических факторов управления. Наконец, сложная этническая структура, сосуществование пришельцев и туземцев вызвали к жизни этносоциальные факторы.
Важную роль в формировании административной системы Сибири сыграли политико-географические факторы. В основе многих особенностей управления Сибирью лежали обширность ее территории и удаленность от столиц государства. Россия с конца XVI в. начала быстро расширяться к востоку, присоединяя к себе все новые земли. Перед правительством встал вопрос, каким образом контролировать новоприобретенные владения и управлять ими. Стольная Москва, а тем более Петербург оказывались на западной периферии империи, границы которой достигли Тихого океана. Неотложного решения требовала задача элементарного правительственного надзора над зауральским пространством. В этой ситуации выход виделся в выделении Сибири в качестве административной единицы с особым режимом управления. Такой подход был оправдан и актуален как в XVII в., так и в началеXX в. Идеолог сибирского "областничества" Г.Н. Потанин в 1907 г. писал: "Обширная империя не может не расчленяться на отдельные области, хотя бы связь между ними и продолжала сохраняться". Обоснование этой мысли он давал с позиций экономического развития окраин России: "Это расчленение должно устанавливаться не на этнографических, а на экономических особенностях в силу того, что физические условия в разных областях империи различны"2. Хотя экономические цели (прежде всего доходы от пушнины) действительно являлись одним из основных стимулов учреждения российских властей за Уральским хребтом, но все же непосредственно на организацию управления влияли в первую очередь не соболиные "сорока", а стремление не допустить сепаратизма и казнокрадства со стороны многочисленных казацких и служилых начальников.
Правительство приняло решение учредить в Сибири особый, параллельный столице государства, административный центр, которому подчинялись бы местные органы власти. Сначала таким центром хотели сделать отвоеванную у татар Тюмень, но затем резиденцией верховных сибирских воевод стал основанный в 1587 г. Тобольск3. Тобольский наместник возглавил так называемый "разряд" — крупный округ, состоявший из нескольких уездных воеводств. Судя по последним исследованиям, разряды в Сибири появились раньше, чем на других российских окраинах4. В дальнейшем (в XVIII — началеXX в.) управление краем было построено на принципе организации больших округов, наместничеств и генерал-губернаторств. Высший администратор Сибири получил гораздо больший объем власти по сравнению с его коллегами в других частях империи.
Суровые природные условия и удаленность от обжитой Европейской России побудили полицейское ведомство использовать Сибирь как место ссылки и каторги. При шахтах, рудниках и горных заводах образовались целые поселения уголовников; беглые каторжники сбивались в шайки и рыскали по тайге, терроризируя лесные поселки и туземные стойбища. Осужденные составляли значительную часть населения Сибири, поэтому, с одной стороны, от местных властей требовалась особая бдительность, а с другой — им были необходимы и особые правоохранительные полномочия. Сосредоточение в Сибири пенитенциарных заведений служило причиной намеренного усиления власти местных административных органов.
Введение крупных округов в крае, как и болеемелких территориальных подразделений, облегчалось отсутствием старого административного деления в масштабах всей Сибири. Огромная страна, мало изученная и слабо освоенная, не имела внутренних границ, унаследованных от дорусской эпохи. Отсюда частое перекраивание административной карты Сибири основывалось только на пропорциональности народонаселения, взаимном расположении провинциальных городских центров или естественно-ландшафтных зонах (наиболее ярко это проявилось при проведении губернской реформы 1775 г.)5.
К политико-географическим факторам, несомненно, относилось соседство Сибири с центральноазиатскими и тихоокеанскими странами; большая власть глав сибирской администрации содействовала передаче им дипломатических и торговых связей с сопредельными государствами. Через Сибирь шли купеческие караваны из Китая и Монголии, поэтому организация таможенной службы стала одной из основных внешнеэкономических прерогатив сибирских правителей еще в XVII в. Кроме того, тобольский разрядный воевода получил право дипломатических сношений (отправки и приема посольств) с монголами и калмыками6.
Важнейшей предпосылкой формирования системы управления явились особенности заселения края русскими. Сибирь заселялась, с одной стороны, служилыми людьми, выполнявшими функции государственного управления, обороны и "объясачивания"; с другой стороны, за Урал переходили русские крестьяне, привлеченные местными просторами, богатыми угодьями и отсутствием здесь крепостного права. Сибирские власти не могли позволить себе превысить меру налогового и политического давления, поскольку у подданных всегда оставалась возможность перебраться подальше в глухомань и оказаться вне досягаемости казенного начальства. Переселенцы шли из разных местРоссии, поэтому, селясь вокруг городов и крепостей-острогов, они образовывали посадские и сельские сообщества, отличные от российских, так как в их основеуже не лежала традиционная община. Без опоры на нее в далекой и пока не освоенной стране россияне поневоле попадали в большую зависимость от местной государственной власти. Посадское самоуправление практически отсутствовало, а административные органы посада превратились по существу в низшие полицейские инстанции, тогда как в европейской части страны они стояли на страже мирских интересов и прав7. Вместе с тем исследователи отмечали сплоченность сибирского мира, что в целом отвечало и интересам администрации. Столичные приказные, чиновные органы видели в низовых социальных учреждениях средство дополнительного контроля над воеводами8.
Отсутствовало в Сибири и организованное дворянство. Представители же княжеских и боярских родов, присылавшиеся на воеводство, по отбытии службы возвращались "на Русь". Соответственно не сложились поэтому необходимые условия для формирования представительных дворянских органов, составлявших основу местного управления в Европейской России.
Во-первых, это стимулировало единоначалие сибирских администраторов, которые были вынуждены сосредоточивать в своих канцеляриях все отрасли управления, вплоть до хозяйственных9. Бывали ситуации, когда на верховного наместника Сибири возлагались обязанности центральных органов. Так, в 1697 г. тобольскому воеводе были разрешены разверстка и раздача поместий10, тогда как обычно этим безраздельно ведал Поместный приказ. А при Петре I не наборщики из того же Поместного приказа, а снова воеводские порученцы провели в Сибири три рекрутских набора11.
Во-вторых, в условиях дефицита кадров местная власть была вынуждена пополнять свои ряды из нетрадиционных для России слоев — из купцов, промышленников, иногда и крестьян12. Именно нехватка квалифицированного управленческого персонала из дворян, кроме прочих причин, вынудила правительство оставить часть административных полномочий за аборигенной знатью, а М.М. Сперанского побудило начать в 1820-х гг. радикальное реформирование управления Сибирью13.
Власть должна была изобретать замену привычным российским институтам. В XVII в. появились специфические сибирские должности14 — письменные головы (доверенные лица воевод), слободские приказчики, слободчики и острожные приказчики, заправлявшие делами пашенных крестьян вновь основывавшихся слобод и острогов. Большинство обязанностей, исполнявшихся этими лицами, в европейских районах России возлагалось на местных помещиков. Поскольку в Сибири не было, как такового, крепостного права и все ее население являлось "казенным", центральное правительство, опираясь на региональные органы, имело возможность проводить там любые реформы и менять административное деление края — ведь высшей и единственной инстанцией для всех сибиряков были государственные учреждения.
Наконец, среди характерных проявлений русского заселения Сибири следует назвать ее малолюдность. Социально-политическое влияние этого заключалось в том, что, во-первых, в населенных пунктах не находилось достаточного количества жителей для образования каких-либо сословных, представительных, земских органов. Поэтому вместо выборов чаще практиковались назначения на должности (особенно в XVII — первой половине XIX в.)15.
Во-вторых, Сибирь как часть единого государства управлялась в общем теми же органами власти на местах, что и все государство. Однако малая населенность и нехватка квалифицированных кадров приводили к тому, что эти органы принимали зачастую упрощенный облик по сравнению с Европейской Россией16, имели более компактное организационное устройство.
Наконец,важным социально-политическим фактором стали каторга и ссылка, требовавшие от местного начальства особого внимания, основные зоны каторжных работ выделялись в горнозаводские округа, формально подчиненные губернской администрации, но имевшие собственные порядок управления и связь с правительственным аппаратом.
Определенную роль в формировании административной системы в Сибири сыграли этносоциальные факторы. Контакты государственной власти с сибирскими коренными народами также послужили причиной возникновения особенностей в управлении Сибирью. Задача обращения в подданство все новых племен и территорий, а затем удержания их в подчинении побуждала центральное правительство предоставлять сибирским наместникам не только гражданскую, но и военную власть. Кроме того, в числе обязанностей сибирских воевод появились такие функции, как сбор ясака, защита добытчиков пушнины ("ясачных людей") от набегов южных кочевников и пресечение распрей между сибирскими племенами.
Необходимо было соблюдать меру в отношениях с населением и не ожесточать до бесконечности податной, ясачный гнет. При понимании, что сибирские аборигены могли откочевать от государственных сборщиков в глубь тайги, а то и перебить острожные гарнизоны, приходилось постоянно демонстрировать лояльность по отношению к туземцам. Как только род или племя соглашались выплачивать ясачные оклады, правительство очень неохотно санкционировало насильственные меры, даже если они почему-либо прекращали поставлять меха или поставляли их не сполна17. Главным же средством привлечения "ясачных" людей на свою сторону было сохранение за родовыми старейшинами, племенными вождями, улусными князьями, их традиционных прерогатив взамен признанияими верховенства российской администрации. Внутри же родоплеменных общностей продолжало действовать обычное право. Так как знать соглашалась и подтверждала присягой согласие на выплату ясака в казну, то российская администрация оставляла за знатью ее власть над сородичами. Таким образом, родовая и племенная верхушка народов Сибири оказалась вовлеченной в организацию общей структуры управления, хотя и на самом низком уровне.
Итак, основными факторами, повлиявшими на специфику управления Сибирью, были следующие: политико-географические — обширность территории, отсутствие старого административного деления, соседство с азиатскими странами; социально-политические — отсутствие корпоративных сословных организаций дворянства и посада, дефицит управленческих кадров, отсутствие частновладельческих земель, военно-административный характер организации населенных пунктов, стихийное переселение крестьянства и малочисленность населения; этносоциальные — необходимость привлечения к управлению туземной знати.
Все это повлияло на формирование нескольких устойчивых традиций в Сибири. Заложенные в XVII в., они продолжали действовать вплоть до падения империи в 1917 г. Одна из таких традиций — административное деление Сибири на крупные округа. В XVIII в. это были разряды, во второй половине XVIII в. — наместничества, в XIX — начале XX в. — генерал-губернаторства. Каждое из этих подразделений могло делиться на губернии и уезды по общероссийскому образцу, но именно особенности Сибири породили необходимость в организации дополнительной территориальной единицы, промежуточного звена между центральным правительством и непосредственно властями на местах (в уездах, губерниях, городах).
Другая сложившаяся традиция — сильная административная прерогатива сибирских властей. Как разрядные воеводы времен царя Алексея Михайловича, так и генерал-губернаторы начала XX в. сочетали обязанности и по гражданскому, и по военному управлению Сибирью. Прерогативы и разрядных, и генерал-губернаторских канцелярий были во многом аналогичны тем, которыми обладали центральные ведомства (приказы, коллегии, министерства) на территории к западу от Урала.
В качестве местной традиции управления можно рассматривать и внешнеполитические полномочия высших сибирских сановников, которые проистекали из географического положения края и его Удаленности от Москвы и Петербурга. С расширением границ России на восток многие территории в конце концов оказались в ее составе и соответственно под управлением сибирского наместника. Внешнеполитические отношения тем самым превращались во внутригосударственные — вся история объясачивания являла собой именно такую картину. После того как Россия вышла к Тихому океану и завершила присоединение сибирских и дальневосточных земель, этот фактор не утратил своего значения. В качестве примеров можно указать на то, что Русская Америка в административном отношении номинально подчинялась главному правлению Восточной Сибири, а в 1914 г. в Иркутское генерал-губернаторство был включен автономный протекторат — Урянхайский край.
Сочетание многих факторов породило явление "особенного управления" Сибирью. Сам этот термин имел хождение в первой половине XIX в., но фактически управление этой восточной частью Российской державы было "особенным" с конца XVI в. вплоть до революции.