Мирное сосуществование: успехи и противоречия

В поисках новой стратегии.Уже в первые дни после смерти Сталина стали просматриваться две разные линии в руководстве внешней политикой страны. Министр иностранных дел В. Молотов, считая, что «перерыв» в «холодной войне» необходим, предлагал тем не менее сохранить жесткое противостояние двух систем. Он отрицал идею мирного сосуществования государств с различным общественным строем, ссылаясь на то, что при Ленине в программе партии такие взгляды осуждались как пацифистские. Иначе оценивал ситуацию Председатель Совета Министров Г. М. Маленков (а позже — Н. С. Хрущев), считавший, что после войны обстановка в мире изменилась в пользу СССР и стран социализма. Исходя из этого, а также видя реальную опасность, которую таит в себе ядерное оружие, Маленков не только выступал за мирное сосуществование, но и считал его в ядерный век единственно возможной основой межгосударственных отношений. Он справедливо полагал, что мирное будущее народа зависит в основном от развития отношений СССР с Западом. Это определило и направленность внешней политики СССР в постсталинский период.

Развитие отношений с Западом. Проблемы разоружения.Летом 1953 г. был достигнут компромисс с США, результатом которого стало подписание перемирия в Корее. В том же году СССР отказался от выдвинутой Сталиным идеи совместной с Турцией обороны черноморских проливов, предполагавшей создание советских военно-морских баз на ее территории. Были выдвинуты инициативы по нормализации отношений СССР с Турцией и Югославией. В 1954 г. было достигнуто важное соглашение о прекращении- войны в Индокитае. В 1955 г. страны-победительницы подписали Государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска. В том же году СССР объявил о прекращении состояния войны с Германией, а в 1956 г.— с Японией.

Маленков, выступая в марте 1954 г. перед московскими избирателями, не только подчеркнул традиционный тезис о необходимости борьбы за мир, но и выступил в качестве первого государственного деятеля, заявившего о недопустимости мировых конфликтов в условиях существования ядерного оружия.

XX съезд КПСС обосновал и закрепил тезисы о мирном сосуществовании и соревновании двух систем, о возможности предотвращения войны в современную эпоху, о многообразии форм перехода различных стран к социализму. В качестве трех главных направлений обеспечения мира Хрущев назвал тогда создание системы коллективной безопасности в Европе, а затем и в Азии, а также достижение разоружения.

В то же время действия советского руководства далеко не всегда проходили в русле этих идей. Зачастую его внешнеполитические акции носили явно пропагандистский характер. На деле сохранялся примат идеологии над политикой. Даже идея мирного сосуществования поддерживалась во многом именно потому, что расценивалась не иначе, как «специфическая форма классовой борьбы».

Многое объяснялось также взаимным недоверием лидеров СССР и Запада, отсутствием национальных средств контроля за ядерным оружием.

Кроме того, внешняя политика как западных держав, так и СССР велась с позиции силы. Как отмечал Хрущев, «договор имеет свою силу, если он подкреплен пушками. Если договор не подкреплен силой, то он ничего не стоит».

Принимая решение о значительном сокращении численности армии, Хрущев использовал в большей мере пропагандистский эффект от этого решения, так как еще в 1956 г., выступая в Гринвичском морском колледже (Англия), он заявил об изменении военной доктрины СССР, предполагавшей переход от массового применения войск на поле боя к ракетно-ядерному противостоянию. А в этой сфере во второй половине 50 — начале 60-х гг. СССР сумел добиться временного приоритета над США.

В 1957 г. в СССР прошли успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Впервые территория США оказалась уязвимой для возможного противника. Началось не только крупномасштабное оснащение ракетным вооружением сухопутных сил, ПВО, ВВС, но и создание мощного ракетно-ядерного подводного флота.

Призрак советского ядерного возмездия был серьезным фактором в переговорах советских лидеров с Западом. Во многом благодаря ему в 1956 г. удалось предотвратить агрессию западных держав против Египта. Опираясь на кратковременный приоритет в ракетном вооружении, Хрущев все чаще перемежал проводившуюся им тактику компромиссов силовыми приемами в отношении западных партнеров.

Так, в июле 1961 г. из-за жесткой позиции советского премьера провалом закончилась встреча Хрущева и президента США Д. Кеннеди в Вене. Отношения Восток — Запад обострились с новой силой, когда в августе 1961 г. по решению политического руководства стран Варшавского Договора в Берлине была возведена стена, полностью изолировавшая его западные секторы. В сентябре 1961 г. СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию ядерных испытаний. Все эти акции сопровождались угрозами применения ракетно-ядерного оружия.

Наиболее опасным оказался Карибский кризис 1962 г., когда по решению советского руководства на Кубе были размещены ядерные ракеты средней дальности. США в ответ начали подготовку вторжения на Кубу. Мир оказался на пороге ядерной войны. Ее удалось избежать в последний момент благодаря своевременно заключенному компромиссу между Кеннеди и Хрущевым. СССР согласился демонтировать и вывезти с Кубы все ракеты, США гарантировали безопасность Кубы, а также согласились вывезти ракеты с баз, расположенных в Турции.

После Карибского кризиса началась полоса относительной разрядки в отношениях Восток — Запад, в основе которой лежало наметившееся взаимное доверие между лидерами СССР и США. Но после гибели Кеннеди (ноябрь 1963 г.) и отставки Хрущева (октябрь 1964 г.) этот процесс на какое-то время оказался прерванным.

СССР и «социалистический лагерь».Поддержка просоветских режимов в странах Восточной Европы, а также в КНР, КНДР, МНР, СРВ, а затем и на Кубе оставалась одним из важнейших направлений во внешней политике СССР и после смерти Сталина.

В 1955 г. по инициативе советского руководства были нормализованы советско-югославские отношения. Это, казалось бы, означало признание в СССР возможности каждой страны идти к социализму своим путем. На XX съезде партии тезис о многообразии форм перехода к социализму получил теоретическое обоснование.

Эти идеи, наряду с критикой на XX съезде КПСС культа личности Сталина, были с воодушевлением встречены в странах социализма. В некоторых из них начались процессы демократизации, отказа от сталинского наследия.

Осенью 1956 г. произошла смена руководства в Польше, где с лета не прекращались демонстрации и забастовки рабочих. Тогда же начались демократические процессы в Венгрии, где под влиянием решений XX съезда КПСС шла активная критика старого руководства Венгерской партии трудящихся и просоветской ориентации страны. Увидев главную причину венгерского кризиса в «происках западных спецслужб» и деятельности внутренних «врагов венгерского народа», советское руководство ввело на территорию Венгрии свои войска и подавило выступление против коммунистического режима.

Венгерский кризис подтолкнул советское руководство не только к «закручиванию гаек» и пересмотру критики сталинизма в СССР, но и к ужесточению своей политики в рамках «социалистического содружества». С этой целью в 1957 г. и в 1960 г. в Москве были проведены совещания представителей коммунистических и рабочих партий, на которых резко отрицательно оценивались события в Польше и Венгрии. В документах совещаний подчеркивалась особая роль СССР и его опыта социалистического строительства.

Дополняя экономическое сотрудничество социалистических стран в рамках СЭВ военно-политическим, СССР, ГДР, ПНР, ЧССР, ВНР, РНР, НРБ и НРА заключили в мае 1955 г. в Варшаве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, предусматривавший создание объединенных вооруженных сил и выработку единой оборонной доктрины.

Однако с середины 50-х гг. и особенно после XX съезда КПСС в полной мере проявились претензии Китая на роль второго центра в социалистическом содружестве и мировом коммунистическом движении. Критика сталинизма была болезненно встречена не только в Китае, но также в Албании, КНДР, отчасти в Румынии. После Карибского кризиса размежевание в социалистическом лагере приобрело окончательный характер. Мао Цзэдун, оценивая политику разрядки, открыто говорил, что «советский ревизионизм и американский империализм, действуя в преступном сговоре, натворили так много гнусных и подлых дел, что революционные народы всего мира не пощадят их». В китайских кругах высказывались претензии на некоторые советские территории. Попытки Хрущева апеллировать в этом споре к мировому коммунистическому и рабочему движению привели лишь к началу открытого противостояния в его рамках двух центров —КПСС и КПК.

«Третий мир» во внешней политике СССР.В условиях начавшегося после второй мировой войны кризиса и крушения колониальных империй, сопровождавшихся ослаблением позиций метрополий — Англии и Франции, советское руководство предприняло значительные усилия для вовлечения освободившихся стран в орбиту своего влияния. На XX съезде КПСС национально-освободительное движение было названо, наряду с мировой системой социализма и мировым коммунистическим и рабочим движением, одной из трех ведущих сил революционного процесса в планетарном масштабе.

В 1955 г. высшее советское руководство (Н. Хрущев и Н. Булганин) совершило длительные государственные визиты в Индию, Бирму и Афганистан. Вслед за этим визиты руководителей СССР в развивающиеся страны стали весьма интенсивными (в 1957—1964 гг. состоялись переговоры с лидерами более чем 30 развивающихся стран). За это же время было подписано свыше 20 соглашений о сотрудничестве.

Стремясь направить развитие этих стран если не по социалистическому, то хотя бы по «некапиталистическому» пути, советские лидеры предоставляли им многочисленные льготные кредиты и безвозмездную помощь, вооружали их лучшими образцами военной техники. Только ОАР (Египет) покрывала за счет советской помощи до 50 % ассигнований на экономическое развитие, Индия в ходе реализации второго пятилетнего плана — 15 %. Результатом же этого явилось не только усиление регионального противостояния США и СССР, но и более тесная координация усилий западных стран в борьбе против «советской экспансии».

ДОКУМЕНТЫ

Наши рекомендации