Система «Благодатного знания» Ж. Баласагуна.
Влиятельной фигурой общественной мысли Семиречья в XI веке был Жусуп Баласагун. Взращенный на синтезе тюркской и персидской культур, он сумел в своем творчестве представить в системном, оригинальном изложении основные социально-политические проблемы: правила социальной регуляции и функционирования государства, места и роли человека в обществе, идеальное правление.
Труд «Кутадгу Билиг» был написан в 1069 году в Кашгаре, куда автор переехал по службе. Двор Караханидов высоко оценил значение этой работы: Баласагуну было даровано звание «министра двора», и он активно влиял на жизнь государства Караханидов.
«Кутадгу Билиг» - энциклопедическое произведение, написанное на тюркском языке, в котором освещены различные сферы культуры и науки, политики, заданы нормы идеального общества. Социально-политические взгляды Баласагун характеризуются своей конкретностью, реалистичностью и стремлением улучшить и укрепить феодальные отношения в обществе. В своей поэме автор выражает свои размышления об исторически прогрессивных тенденциях, изменениях в Караханидском обществе, свидетелем которых он был сам. Мыслитель верит в возможность совершенствования общественной жизни и управления государством, опираясь на просвещение и науку. Эти идеи Жусупа созвучны взглядам аль-Фараби и Ибн-Сины. Он хорошо знал также «Шахнаме» Фирдоуси, о чем свидетельствуют частое упоминание имен героев Фирдоуси в поэме.
Политическое мышление Баласагуна направлено на анализ социально-классовой структуры феодального общества. Глубокое знание общественных отношений в Караханидском государстве позволило мыслителю на основе двух критериев – по имущественному цензу и по роду занятий – дифференцировать население общества. По своей социально-классовой структуре общество делится на богатое и среднее сословие, а также на бедняков. По роду занятий, отмечает мыслитель, население делится на дехкан, ремесленников, скотоводов, купцов, врачей и др. Различные социальные группы Баласагун рассматривает с точки зрения их роли в общественной жизни. В сочинении поэта каждой профессии посвящена отдельная глава. Земледельцы, считает поэт, - нужные люди, так как «они и питье, и питание дают», скотоводы обеспечивают общество молочными продуктами, животными, шерстью. «Все дива Вселенной – плод мастерства» ремесленников. Он призывает всех членов общества дружить и с уважением относиться к людям особенно этих профессий, поскольку они кормят и одевают людей. Это и означает разумность, разделение и гармонию между общественными функциями и их носителями. Примерно такие же небольшие главы посвящены тому, как должно обходиться с людьми благородного происхождения и простого звания, с людьми учеными и знающими, с лекарями и знахарями и др. Баласагун считал, что каждый член общества должен занимать определенную социальную нишу и трудиться на ней с полной отдачей сил. Тогда кооперация этих профессиональных групп позволит государству плодотворно функционировать и богатеть обществу и всем его слоям.
Мыслитель осуждает деспотизм жадных ханов и глупых беков, которые жестоко эксплуатируют народ, попирая их достоинство и право, грабят их. Феодалы развязывают междоусобные войны, чтобы расширить свою территорию, разоряют соседние народы, сжигают их города и поселения, превращают людей в рабов. Он призывает ханов и беков быть великодушными по отношению к бедным, «одаривать их», относится справедливо. Он призывает богатых относиться к низшим слоям по совести и справедливо, а трудящихся поучает быть верными, преданными своим бекам, и на путях этого достигнуть создания справедливого общества. Он считал, что необходимо соизмерять разделение богатства, иначе народ будет нищенствовать, а немногие богатеть и вырождаться.
Поможешь – и бедный на среднего тянет,
А средний – богатым, зажиточным станет.
Бедняк, ставши средним, упрочит доход,
А станет богат – вся страна расцветет.
Народ будет счастлив, страна благоденна,
В мольбах о тебе все склонятся смиренно[5].
Разумность общественного устройства не бросается в глаза, пока идет все нормально. Когда же социальный порядок разрушается, возникают новые идеи и лозунги, способные разрушить порядок и гармонию. Сравнивая общественное устройство с натуральным хозяйством, мыслитель отмечает, что оно само себя регулируется в нужном направлении. Однако важным условием разумности общественного устройства выступает наличие свободы, горизонтов волеизъявления.
По мнению академика А.Кононова, возможно, что Жусуп Баласагун ощущал настоятельную необходимость в создании новой морально-этической основы для раздираемого неурядицами общества.
Что ж так люди дурны? Что ж отринут закон?
Что за век послан мне, Где я жить осужден?
Как достойных возвысить, А зло выгнать вон?
Добрый лад и закон – Все утрачено сплошь.
Люди подлы, и где же добро ты найдешь![6]
Упорядочить на новой основе жизнь недавних кочевников во всех ее сферах, внести в нее политико-правовую организацию, такое государственное управление, которое должно дать подвластному народу самое главное – закон.
Основа страны, ее силы опора –
Две вещи, два корня, два твердых упора:
Закон справедливости – первый устой,
Второе – войска одарять с щедротой.[7]
Эти и некоторые другие мысли перекликаются с политическими воззрениями Н. Макиавелли, который также как и Баласагун стремился к созданию сильного централизованного процветающего государства. Однако если Макиавелли считал, что сила и страх должны лежать в основе управления, то Баласагун необходимым условием процветания государства считал морально-нравственный облик самого правителя, его высокая требовательность к самому себе. В этой связи мыслитель посвящает целую главу правителям, о том «…каким должен быть бек, достойный сана бека».
Быть беком достоин муж чести достойной –
Могучий, решительный, смелый, спокойный…
Ему ум и знанья иметь подобает,
Ему благородство, заметь, подобает…
Народу нужны храбрецы – вожаки,
Чьи силы в великих делах велики…
Муж должен быть дерзок, отважен и смел,
Да так, чтобы с недругом биться умел…
«Когда над собаками лев – голова,
Любая собака похожа льва».[8]
Важно, что Баласагун говорит не только о том, каким должен быть бек, но и чего не должно присутствовать в его правлении.
Две вещи опасны могуществу бека,
Они его путь искривляли от века.
И два этих зла – беззаботность и гнет,
Обеими бек развращает народ…
Насилием долго не держится власть:
Не стерпит народ, и – насилию пасть.
Бек должен чуждаться вина и разврата:
Два зла этих – верная счастья утрата.
А если властителя к играм потянет,
Он в нищенство всех за собою заманит[9].
Нельзя не удивиться прозрениям мыслителя, правота которого подтверждена временем. Именно благодаря политико-правовой мысли Баласагуна в тюркоязычной литературе уже с XI века четко закреплено понимание того, что одно из главных условий преобразования государственно-правовых отношений – это верховенство в нем закона. Даже в небольших строках поэмы «Кутадгу Билиг» можно уловить важнейший, существенный признак правового государства – господство закона. Он полагает, что единственным путем установления гармонических отношений между социальными группами и классами, утверждения социальной справедливости является выработка гуманного и строгого закона управления государством.
Где властен закон, там безбеден народ.
И в славе его имя живет.
Цветут при законе страна и весь мир.
При гнете – в загоне страна и весь мир[10].
Философ считал, что если государство будут возглавлять просвещенные ханы, опирающиеся в своей деятельности на науку, нравственность, то они будут издавать справедливые законы и действовать на основе этих законов. Справедливость, подчеркивает Баласагун, - это необходимое нравственное качество главы государства. А это значит действие в соответствие с законом. По мнению мыслителя, правитель должен быть справедливым при соблюдении законов, в решении вопросов управления обществом, он не может в своих действиях разделять людей на рабов и беков, а обязан относиться к ним одинаково, как герой его поэмы – правитель Кюнтогды (символ справедливости), который говорит:
По правде вершу все дела я привычно,
А бек или раб предо мной – безразлично.
И сын ли, чужой ли, родня ли, приятель.
Пришелец, приспевший ли – кстати, некстати ль
Они для меня по закону равны.
Я им не смягчу, ни прибавлю вины.[11]
Жусуп делает Кюнтогды символом законности. Только когда глава государства действует справедливо на основе закона, совести и разума, тогда возникает идеальное государство.