Коллоквиум (собеседование). Тема: Роль бюрократии в политическом управлении.

Тема: Роль бюрократии в политическом управлении.

При разработке проблемы следует учесть, что тема бюрократии занимает особое место в политическом управлении. Необходимо раскрыть как тео­рию бюрократии в рамках классических теорий государственного управле­ния, так и показать новые подходы к этому феномену. Предполагается представить модель бюрократии по М. Веберу, К. Марксу, Л. фон Мизесу, М. Крозье, Р. Мертону, У. Нисканену и т. д. Студентам надо выделить ос­новные характеристики бюрократии, ее положительные и отрицательные стороны как технологии управления. Представляется важным отметить ди­намику бюрократии в современных обществах и в Российской Федерации.

Литература для коллоквиума

1. Атаманчук Г. В. Демократия и бюрократия в государственном управле­нии // Государственное управление: Учеб. пособие. Глава 12. М., 2000.

2. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и по­слесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. М., 1990.

3. Масловский М. Политическая социология бюрократии. М., 1997.

4. Политическая социология: Учебник для вузов. / Под ред. чл.- корр. РАН Ж. Т. Тощенко. М., 2002.

5. Охотский Е. В., Смальков В. С. Бюрократия и бюрократизм. М., 1996.

6. Спиридонова В.И. Бюрократия и реформа (анализ концепции М. Крозье). М., 1997.

7. Соловьев А. Этика бюрократии: постсоветский синдром // Обществен­ные науки и современности. 1995. №4.

Тематика рефератов:

1. Основные направления в развитии PR-технологий.

2. Политическая коммуникация в информационном обществе.

3. Информационные технологии в политическом управлении.

4. «Чистые» и «грязные» технологии российских выборов.

5. Рекламные технологии в политике и работа со СМИ.

6. Специфика лоббизма в современных политических условиях России.

Основная литература

1. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2002.

2. Лысенко Г.В., Иванова Е.А. Применение технологий печатных СМИ в дискурсивном контексте политической кампании // Проблемы соответствия партийной системы интересам гражданского общества современной России. / Отв. ред. В.Г. Игнатов. Вып. 1. Ростов н / Д., 2004. С. 245-252.

3. Политическая социология: Учебник для вузов. / Под ред. Ж.Т. Тощенко. М., 2002. Гл. 24.

4. Политология: Учебник. / Отв. ред. В. С. Комаровский. М., 2002. Гл. 6.

5. Пушкарева Г.В. Политология: Краткий курс лекций. М., 2002. С. 198-206.

6. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2002. Гл. 21.

Тема 16: Политический маркетинг.

Логические задания

№1. На основе важности социальных проблем для различных групп насе­ления сформируйте маркетинговую стратегию для Вашего кандидата на выборную должность. (См.: Гоулд Ф. Стратегическое планирование изби­рательной кампании // Полис. 1993. №4; Мухаев Р. Т. Политология: Учеб­ник для вузов. 2-е изд. М., 2001. Тема ХХ; Лисовский С. Ф., Евстафьев В. А. Избирательные технологии: история, теория, практика. М., 2000).

№2. Охарактеризуйте роль рекламы в политическом маркетинге. Сформу­лируйте назначение политической рекламы. Попытайтесь выделить основ­ные правила рекламы (например: «Высказывайтесь просто», «Излагайте факты» и т. д.).

№3. Опишите привлекательный образ кандидата на основе того, какие ка­чества избиратели хотели бы в нем видеть. Определите, какой тип имиджа политического лидера Вы «обрисовали»:

- объективный;

- субъективный;

- моделируемый.

ТЕСТЫ

Выберите правильный вариант ответа.

I. Что такое политический маркетинг?

а) синтез всех устремлений и ориентаций индивида на то, чтобы представить свои идеи, проекты, продукцию на рынок;

б) совокупность теорий и методов, посредством которых органы вла­сти и политические партии формулируют свои цели и добиваются их поддержки со стороны населения;

в) скрытое воздействие на политическое сознание в целях формиро­вания определенного политического поведения;

г) особый вид управления в политике.

II. Традиционно, возникновение политического маркетинга связывается с именем:

а) В. Вильсона;

б) Дж. Ф. Кеннеди;

в) М. Тэтчер;

г) Д. Эйзенхауэра.

III. Что не является элементов политического рынка?

а партийная принадлежность кандидата;

б) обмен;

в) политическая конкуренция;

г) власть.

IV. Кому из политических лидеров принадлежит предвыборный слоган (де­виз) «Голосуй сердцем!»?

а) Г. Явлинскому;

б) Б. Ельцину;

в) Г. Зюганову;

г) В. Жириновскому.

Дать определение терминам:

I блок:

- политический маркетинг;

- политически имидж кандидата;

- слоган.

II блок:

- политический рынок;

- политическая программа;

- политическая конкуренция.

III блок:

- политическая реклама;

- политическая стратегия;

- авторитет политического лидера.

IV блок:

- имиджмейкер;

- политическая пропаганда;

- политическая мобилизация.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем состоит сущность политического маркетинга?

2. Каковы слагаемые политического маркетинга?

3. Выделите особенности избирательного маркетинга?

4. Назовите главные составляющие политического маркетинга, примени­тельно к институту лидерства.

5. Что такое политический имидж?

6. Перечислите главные элементы имиджа кандидата.

7. Каким образом связаны предпочтения избирателей и личный имидж кан­дидата?

8. Каково назначение маркетингового исследования?

9. Укажите основные функции политической рекламы.

10. В чем особенности технологий избирательного маркетинга в России?

11. Каковы, на Ваш взгляд, положительные и отрицательные стороны поли­тического маркетинга?

12. Аргументируйте возможности развития политического маркетинга в Рос­сийской Федерации.

Наши рекомендации