Коллоквиум (собеседование). Тема: Роль бюрократии в политическом управлении.
Тема: Роль бюрократии в политическом управлении.
При разработке проблемы следует учесть, что тема бюрократии занимает особое место в политическом управлении. Необходимо раскрыть как теорию бюрократии в рамках классических теорий государственного управления, так и показать новые подходы к этому феномену. Предполагается представить модель бюрократии по М. Веберу, К. Марксу, Л. фон Мизесу, М. Крозье, Р. Мертону, У. Нисканену и т. д. Студентам надо выделить основные характеристики бюрократии, ее положительные и отрицательные стороны как технологии управления. Представляется важным отметить динамику бюрократии в современных обществах и в Российской Федерации.
Литература для коллоквиума
1. Атаманчук Г. В. Демократия и бюрократия в государственном управлении // Государственное управление: Учеб. пособие. Глава 12. М., 2000.
2. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. М., 1990.
3. Масловский М. Политическая социология бюрократии. М., 1997.
4. Политическая социология: Учебник для вузов. / Под ред. чл.- корр. РАН Ж. Т. Тощенко. М., 2002.
5. Охотский Е. В., Смальков В. С. Бюрократия и бюрократизм. М., 1996.
6. Спиридонова В.И. Бюрократия и реформа (анализ концепции М. Крозье). М., 1997.
7. Соловьев А. Этика бюрократии: постсоветский синдром // Общественные науки и современности. 1995. №4.
Тематика рефератов:
1. Основные направления в развитии PR-технологий.
2. Политическая коммуникация в информационном обществе.
3. Информационные технологии в политическом управлении.
4. «Чистые» и «грязные» технологии российских выборов.
5. Рекламные технологии в политике и работа со СМИ.
6. Специфика лоббизма в современных политических условиях России.
Основная литература
1. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2002.
2. Лысенко Г.В., Иванова Е.А. Применение технологий печатных СМИ в дискурсивном контексте политической кампании // Проблемы соответствия партийной системы интересам гражданского общества современной России. / Отв. ред. В.Г. Игнатов. Вып. 1. Ростов н / Д., 2004. С. 245-252.
3. Политическая социология: Учебник для вузов. / Под ред. Ж.Т. Тощенко. М., 2002. Гл. 24.
4. Политология: Учебник. / Отв. ред. В. С. Комаровский. М., 2002. Гл. 6.
5. Пушкарева Г.В. Политология: Краткий курс лекций. М., 2002. С. 198-206.
6. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2002. Гл. 21.
Тема 16: Политический маркетинг.
Логические задания
№1. На основе важности социальных проблем для различных групп населения сформируйте маркетинговую стратегию для Вашего кандидата на выборную должность. (См.: Гоулд Ф. Стратегическое планирование избирательной кампании // Полис. 1993. №4; Мухаев Р. Т. Политология: Учебник для вузов. 2-е изд. М., 2001. Тема ХХ; Лисовский С. Ф., Евстафьев В. А. Избирательные технологии: история, теория, практика. М., 2000).
№2. Охарактеризуйте роль рекламы в политическом маркетинге. Сформулируйте назначение политической рекламы. Попытайтесь выделить основные правила рекламы (например: «Высказывайтесь просто», «Излагайте факты» и т. д.).
№3. Опишите привлекательный образ кандидата на основе того, какие качества избиратели хотели бы в нем видеть. Определите, какой тип имиджа политического лидера Вы «обрисовали»:
- объективный;
- субъективный;
- моделируемый.
ТЕСТЫ
Выберите правильный вариант ответа.
I. Что такое политический маркетинг?
а) синтез всех устремлений и ориентаций индивида на то, чтобы представить свои идеи, проекты, продукцию на рынок;
б) совокупность теорий и методов, посредством которых органы власти и политические партии формулируют свои цели и добиваются их поддержки со стороны населения;
в) скрытое воздействие на политическое сознание в целях формирования определенного политического поведения;
г) особый вид управления в политике.
II. Традиционно, возникновение политического маркетинга связывается с именем:
а) В. Вильсона;
б) Дж. Ф. Кеннеди;
в) М. Тэтчер;
г) Д. Эйзенхауэра.
III. Что не является элементов политического рынка?
а партийная принадлежность кандидата;
б) обмен;
в) политическая конкуренция;
г) власть.
IV. Кому из политических лидеров принадлежит предвыборный слоган (девиз) «Голосуй сердцем!»?
а) Г. Явлинскому;
б) Б. Ельцину;
в) Г. Зюганову;
г) В. Жириновскому.
Дать определение терминам:
I блок:
- политический маркетинг;
- политически имидж кандидата;
- слоган.
II блок:
- политический рынок;
- политическая программа;
- политическая конкуренция.
III блок:
- политическая реклама;
- политическая стратегия;
- авторитет политического лидера.
IV блок:
- имиджмейкер;
- политическая пропаганда;
- политическая мобилизация.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем состоит сущность политического маркетинга?
2. Каковы слагаемые политического маркетинга?
3. Выделите особенности избирательного маркетинга?
4. Назовите главные составляющие политического маркетинга, применительно к институту лидерства.
5. Что такое политический имидж?
6. Перечислите главные элементы имиджа кандидата.
7. Каким образом связаны предпочтения избирателей и личный имидж кандидата?
8. Каково назначение маркетингового исследования?
9. Укажите основные функции политической рекламы.
10. В чем особенности технологий избирательного маркетинга в России?
11. Каковы, на Ваш взгляд, положительные и отрицательные стороны политического маркетинга?
12. Аргументируйте возможности развития политического маркетинга в Российской Федерации.