Народные движения в России в XVII в.
Причины народных движений.
В народные движения в XVII в. были вовлечены различные слои населения: крестьяне, горожане, казачество, стрельцы. Поэтому причины народных выступлений были самые разнообразные.
Казаки и стрельцы протестовали против ущемления их сословных привилегий.
Городское население в первой половине XVII в. было недовольно существованием в городах белых слобод, население которых не платило налогов, произволом воевод и стрелецких начальников.
Крестьяне выступали против закрепощения.
Общей причиной недовольства крестьян, горожан, части служилых людей была политика правительства:
- соляной налог; в 1646 г. повышены цены на соль и отменены ямская и стрелецкая подати; покупка соли сократилась, сократились поступления в казну; в конце 1647 г. соляной налог отменен, правительство решило собрать стрелецкий и ямской налоги за два года, что вызвало недовольство населения;
- чеканка медной монеты (см. ниже: “медный бунт”).
Московское восстание 1648 г.
1 июня 1648 г. в Москве вспыхнуло восстание. К городским низам, выступившим зачинщиками, примкнули стрельцы. Восставшие требовали выдать им начальника Земского приказа Плещеева, творившего произвол, и его покровителей: боярина Морозова и окольничего Траханиотова. Их считали виновными в введении соляного налога.
Власти, испугавшись, выдали Плещеева и Траханиотова, которые были казнены. Морозова спрятали в Кирилло-Белозерском монастыре.
Дворяне воспользовались ситуацией и подали царю челобитную с просьбой об отмене урочных лет и составлении нового Уложения.
Восстание в Москве было подавлено. Но уже в середине июля 1648 г. был созван Земский собор, на котором принято решение о составлении нового Уложения.
Городские восстания 1648 - 1650 гг.
Московское восстание имело большой резонанс. Восстания вскоре прокатились по ряду городов с севера до юга.
В южных городах (Козлов, Курск) посады были немногочисленны. Поэтому главной движущей силой восстаний были мелкие служилые люди. Они выступали против всевластия стрелецких начальников.
В северных городах (Чердынь, Соликамск) были крупные посады. Главной движущей силой восстаний было посадское население. Оно выступало против произвола купцов и воевод.
Самые крупные восстания прошли в 1650 г. в Пскове и Новгороде.
Восстание в Пскове началось в марте 1650 г. Причиной послужила передача шведам части хлебных запасов города в счет погашения долга русского правительства.
Восставшие отобрали у воеводы оружие, боеприпасы. Хлеб роздали населению. Из своей среды они выбрали вожаков: подьячего Томилу Васильева и стрельцов Порфирия Козу и Иова Копыто.
Примерно в это же время и по этой же причине вспыхнуло восстание и в Новгороде. Во главе новгородского правительства были поставлены митрополичий приказный Иван Жеглов и посадский человек Елисей Лисица.
Восстания в Пскове и Новгороде были поддержаны крестьянами окрестных деревень.
К лету оба восстания были подавлены.
Церковный раскол.
Одним из самых заметных событий середины XVII в. стала церковная реформа, приведшая к расколу в Русской православной церкви.
Две главные причины реформы.
Первая причина: глубинная. Царь Алексей Михайлович считал, что Россия должна превратиться в центр славянского и православного мира. А это предполагало, в частности, возвышение Русской православной церкви над другими православными церквами. Поэтому необходимо было привести русские богослужебные книги, иконы, обряды в соответствие с греческими канонами. За долгое время самостоятельного существования русской церкви накопилось много расхождений между русскими и греческими книгами, иконами, обрядами. Алексей Михайлович не хотел, что называется, “лезть в чужой монастырь со своим уставом”, то есть навязывать другим православным церквам “испорченные” книги, иконы, обряды.
Вторая причина: необходимость ликвидировать “нестроение”, то есть беспорядки внутри Русской православной церкви – многоголосие, игнорирование священниками своих пастырских обязанностей и, как следствие, неуважение к церкви со стороны прихожан.
В 1652 г. патриархом стал Никон. В 1653 г. он начал реформы. Уничитожались старые книги и иконы и заменялись новыми. Исправлялись церковные обряды. Так, вместо двоеперстия вводилось троеперстие. Вместо земных поклонов – поясные.
Реформы вызвали сопротивление как среди духовенства, так и среди прихожан. В 1656 г. противники реформ были отлучены от церкви. Возникло движение старообрядчества.
Патриарх Никон был крайне амбициозным человеком. Он считал, что духовная власть выше светской, власть патриарха выше власти царя.
Алексей Михайлович, отличавшийся самодержавными замашками, не собирался уступать власть и одернул патриарха. Никон обиделся и заявил об отречении от сана и уходе в монастырь. Надеялся, что его позовут обратно.
Но Алексей Михайлович собрал в 1666-1667 гг. Собор вселенских патриархов. Собор осудил поступок Никона, снял с него патриарший сан, а самого – в ссылку.
Старообрядцы надеялись, что Собор осудит не только Никона, но и проведенные им реформы. Однако Собор утвердил изменения, проведенные в Русской православной церкви. Это решение Собора привело к расколу в Русской православной церкви.
Церковные реформы не приняли, в частности, соловецкие монахи. Они отказались принять исправленные богослужебные книги. Протест монахов вылился в восстание, продолжавшееся с 1668 по 1676 г. Только благодаря предателю, указавшему тайный ход в монастырь, стрельцы смогли подавить восстание.
Одной из самых ярких фигур раскола был протопоп Аввакум. Его фанатизм, приверженность старой вере почти не знали пределов. Он обрушился с гневной критикой и на патриарха Никона, и на Алексея Михайловича. Терпение властей лопнуло, в 1682 г. Аввакум был сожжен.
Предполагалось, что церковные реформы завершатся учреждением в России папства. Правда, этого так и не произошло.
“Медный бунт”.
Финансовые трудности, с которыми правительство столкнулось в середине XVII в., вынудили его пойти на такую меру как чеканка медных денег. Однако они не пользовались довериемв народе. В 1662 г. это породило социальный кризис. В начале 1662 г. за 1 рубль серебром давали 4 медных рубля, в середине года – уже 15.
От обесценения медных денег больше всего страдали солдаты, стрельцы, получавшие жалованье, ремесленники и мелкие торговцы.
В июле 1662 г. в Москве вспыхнуло восстание, известное как “медный бунт”. Толпа стрельцов, солдат, горожан двинулась в Коломенское, к царю. В Москве громили дворы бояр. Восставшие требовали выдачи им членов Боярской думы Милославских, Ртищева, московского гостя Шорина.
С помощью верных правительству стрельцов восстание было подавлено. Но в 1663 г. правительство прекратило чеканку медных денег.
Восстание под предводительством Степана Разина.
Кульминацией народных высттуплений XVII в. стал “бунт Стеньки Разина”. В этом восстании принято выделять два этапа.
Первый этап. 1667-1669 гг. – так называемые “походы за зипунами”.
Второй этап. 1670-1671. Собственно восстание.
На первом этапе казаки грабили царские и купеческие суда на Каспии, истребляли “начальных людей”. Летом 1669 г. они разбили иранский флот и вернулись с богатой добычей.
Зиму 1669-1670 гг. провели в Кагальницком городке на Дону. Весной 1670 г. выступили в поход. Среди атаманов Разина наибольшую известность имели Василий Ус и Федор Шелудяк. У разинцев, как водится, были свои самозванцы. В их рядах якобы находились царевич Алексей Алексеевич и опальный патриарх Никон.
В апреле 1670 г. восставшие захватили Царицын. В июле – Астрахань. Астраханский воевода Прозоровский и дворяне были убиты. Через Царицын двинулись к Саратову и Самаре. Эти города сдались без боя.
Разин рассылал свои “прелестные письма”, в которых призывал истреблять бояр, воевод, приказных людей, “мирских кровопивцев”.
В сентябре 1670 г. восставшие осадили Симбирск. На помощь Симбирску было направлено около 60 тыс. служилых людей во главе с Барятинским. Разинцы потерпели под Симбирском поражение и отступили на юг, на Дон.
В апреле 1671 г. Разин был схвачен, а в июне того же года казнен. Восстание было подавлено.
Долгое время в исторической литературе существовала точка зрения, что восстание Разина – это крестьянская война. Сейчас от нее отказываются. Так, по мнению историка А.Н. Сахарова, – это было выступление казаков, боровшихся за свои привилегии.
Как видим, XVII в. недаром называют “бунташным”. Он начинался Смутой, закончился восстанием стрельцов, вобрал в себя городские восстания, выступление казаков во главе с Разиным, протесты старообрядцев и т.д.