Предполисный (Гомеровский) период истории Греции.

Период ранней истории греческого народа, известный под наименованием гомеровского, датируется XI—IX вв. до н. э. О событиях этого времени повествуется в известных поэмах «Илиада» и «Одиссея», приписываемых слепому сказителю Гомеру (отсюда и название периода), но, вероятнее всего, являвшихся продуктом коллективного творчества. Поэмы, каждая из которых составляет 24 книги, долгое время передавались из поколения в поколение устно, но в VII—VI вв. до н. э. были записаны, причем окончательная их редакция была произведена в Афинах в период тирании Писистрата в середине VI в. до н. э. Разумеется, указанные поэмы, считающиеся лучшими образцами эпического жанра во всемирном масштабе, являются в первую очередь литературными памятниками, в которых историческая правда соседствует с поэтическим вымыслом. Однако содержащиеся в поэмах сведения, дополняемые свидетельствами других источников, могут быть использованы для характеристики общественной организации греческих племен на рубеже II и I тысячелетий до н. э. Основными занятиями населения в это время являются земледелие и скотоводство. В земледелии используются сложные орудия труда (например, плуг), практикуется чередование посевов на различных полях, осуществляется мелиорация (удобрения, искусственное орошение). Известную роль играют садоводство и виноградарство. Появилось ремесло; его некоторые отрасли (например, кузнечное производство) полностью отделилось от сельского хозяйства. Эпоха бронзы сменяется эпохой железа. Хозяйство в основном сохраняет натурально-замкнутый характер, торговля развита слабо: каждая семья самостоятельно производит практически все, что необходимо для повседневной жизни. Если труд пастуха, земледельца, ремесленника пользуется уважением, то занятие торговлей считается еще презренным делом. Денежной системы не существует, стоимость товара измеряется соответствующим количеством голов скота. Возникающие города играют преимущественно роль военных укреплений, а не центров ремесла и торговли. В обществе уже отмечается значительное имущественное неравенство. Богатства (земля, скот, рабы, слитки металлов) скапливаются в руках знатной верхушки. Существуют богатые люди, владеющие несколькими земельными наделами; на другом полюсе концентрируются бедняки, бывшие общинники, потерявшие свой надел вследствие долговой кабалы и превратившиеся в бедняков-по денщиков. Беспрерывные войны между племенами, процветавший морской разбой (последний вовсе не считался тогда предосудительным занятием) ведут к дальнейшему усилению материальной дифференциации, к превращению родовой- аристократии в особую замкнутую группу. Знатность и богатство превращаются в нерасторжимые понятия. Экономическое могущество знати проявляется как в условиях мирной повседневной жизни, так и на полях сражений, поскольку только богатые люди могли приобрести полный комплект дорогостоящего вооружения, а тем более боевого коня. Рабство уже существует, но носит патриархальный (домашний) характер; эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства. Основными источниками рабства являлись война и пиратство. Поскольку сами способы приобретения рабов были связаны с большим риском, цены на рабов были достаточно высокими. Рабы — это главным образом домашняя прислуга, челядь, иногда весьма многочисленная (в домах знатных людей исчисляемая десятками). Рабы привлекаются иногда к сельскохозяйственным (полевым, садовым) и ремесленным работам. Население живет племенами (филами), подразделяемыми на фратрии ироды. Объединения нескольких племен в небольшие народности пока еще временны и неустойчивы. Между отдельными родовыми сообществами не существует никакой прочной связи; единственное, что заставляло их объединяться, — это необходимость защиты от внешней опасности. Сохраняют силу первобытно-общинные порядки и воззрения. Человек, не принадлежащий ни к какой филе или фратрии, фактически оказывается за пределами общества: будучи незащищенным религиозными и моральными нормами, он легко становится жертвой насилия и произвола. Обычай кровной мести за убийство остается общепризнанным, хотя он мог уже быть заменен выкупом, если на это соглашаются родственники убитого. Права как такового еще нет; сам термин «закон» (по-гречески <мимиу) в поэмах Гомера не упоминается ни разу. Роль главного регулятора общественных отношений играет обычай. Общественная организация гомеровского периода выглядит следующим образом. Постоянным органом власти внутри каждого племени являлся совет старейшин (ийхмка), составленный из представителей родовых общин. Это были не обязательно самые старшие по возрасту, но наиболее авторитетные, влиятельные и знатные представители родовой верхушки. Совет старейшин представлял данное племя в переговорах с другими племенами, вел текущие дела, принимал участие в судебной деятельности. Для решения наиболее важных дел племени по инициативе совета созывалось народное собрание Оно представляло собой сходку всех взрослых мужчин, которые, как правило, являлись на собрания вооруженными. Теоретически на этих сходках мог высказываться каждый присутствующий; реально же ходом собрания руководили представители знати, так что простой народ в обсуждение вопросов практически не вмешивался. Роль собрания сводилась к одобрению либо отклонению решения, заранее подготовленного старейшинами. Порядок голосования не был регламентирован; решения принимались возгласами одобрения либо порицания. Естественно, что такой митинговый способ позволял представителям родоплеменной знати манипулировать волей большинства по своему усмотрению. Главой племенной организации являлся вождь — базилеес . В его руках было военное командование, верховная судебная власть, руководство религиозным культом. Базилевс не мог действовать единолично — совещательным органом при нем выступал совет старейшин. Впрочем, мнение совета старейшин не имело для базилевса безусловно обязательного значения. В целом, в методах осуществления власти раннегрече-ского басилевса могут быть обнаружены некоторые деспотические черты, сближающие его с монархическими правителями Древнего Востока. Во время войны власть базилевса особенно усиливалась: он приобретал право жизни и смерти над своими подчиненными, поскольку его судебные полномочия логически вытекали из функций военачальника. Должность базилевса была в принципе выборной. Однако уже складывалась традиция, согласно которой старший сын умершего базилевса имел преимущества при выборах; таким образом, эта должность наследственно закреплялась в одной семье. Охарактеризованная ступень исторического развития древнегреческих племен XI—IX вв. до н. э. соответствует заключительному этапу в эволюции родоплеменного строя, когда первобытнообщинная демократия трансформируется в военную демократию, которая является последней формой древнего народоправства. Как уже было сказано, эта форма, пронизанная духом военной организации, включала в себя три элемента -базилевс (верховный военачальник), совет старейшин (каждый член которого является военным предводителем), народное собрание (каждый участник которого является воином). Власть и управление даже в этой военизированной системе продолжали сохранять общественный характер. Еще нет государства, не создано вооруженной публичной власти, отделенной от народа и противопоставленной ему. Военная власть еще как бы растворена в обществе, поскольку военная служба составляет обязанность и право каждого мужчины. Органы суда и управления также не оторвались от общества: народ (в лице народного собрания) вправе влиять на решение общих дел. В целом, общество и власть еще находятся в состоянии синкретизма (нерасчлененности). Гомеровская эпоха явилась важнейшим этапом в исторической эволюции греческого народа. В памках этого периода, ососбенно к его окончанию (к рубежу между IX и VII вв. до н. э.) постепенно созрели экономические и социально-политические предпосылки для последующего подъема древнегреческой общественной организации на новый, более высокий уровень развития, вступив на который этот маленький, но великий народ смог через три—четыре столетия продемонстрировать остальному человечеству невиданные до сих пор образцы материальной и духовной культуры, высшие в истории древнего мира достижения социального и политического прогресса.

Наши рекомендации