Глава 2. Основные виды прав и свобод человека и гражданина

2.1. Гражданские права и свободы: сущность и содержание.

СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА.В отечественной юридической науке достаточно широко распространено представление об универсальности механизма действия права. Вместе с тем явная очевидность различий в том, как функционирует право в разных ситуациях, позволяет предположить множественность таких механизмов. Поскольку наиболее очевидной и существенной спецификой, на наш взгляд, обладает действие гражданского права, полагаем интересным рассмотреть вопрос о сущности и современных особенностях его механизма.

Социальное предназначение права состоит в том, чтобы таким образом организовать реализацию существующих интересов, чтобы ее общий порядок был адекватным существующим в обществе ценностным представлениям, соответствовал им или по крайней мере не противоречил. Многообразие возможных способов установления и правового обеспечения указанного порядка свидетельствует о существовании различных логических алгоритмов, следование которым обеспечивает желательное и (или) допустимое с точки зрения права развитие отношений.

Специфика интересов, с обеспечением реализации которых связано воспроизводство и функционирование гражданского права, предопределяет особенности логики, исходя из которой осуществляется правовое упорядочение общественных отношений в соответствующей сфере. Данная логика предопределяет переход от интересов к притязаниям на их реализацию в обмен на реализацию притязающими интересов других субъектов, от указанных притязаний - к их взаимному признанию и, наконец, от взаимного признания - к взаимной реализации. В этой связи для гражданско-правовой сферы наиболее органичным и эффективным правовым механизмом оказывается механизм координации, согласования самими субъектами права усилий, обеспечивающих реализацию существующих у них интересов.

Специфика логики движения от интереса к его реализации в гражданско-правовом отношении предопределяет то, что обязательными элементами механизма действия гражданского права должны выступать договор, обязательство и акт реализации обязательства.

Договор предстает в качестве элемента механизма действия гражданского права именно как соглашение, а не как специфическая сделка или особый юридический документ. Поскольку логика движения от собственного (личного) интереса к его правомерной реализации предполагает преломление данного интереса не в абсолютном притязании, а лишь в притязании на обмен удовлетворения собственного интереса на действия, совершением которых может быть обеспечено удовлетворение интереса другого субъекта, обмен возможен только как результат согласования. Именно поэтому договор как акт, посредством которого такое согласование осуществляется, становится обязательным элементом механизма координации.

Акт реализации обязательства является с точки зрения своего содержания непосредственно актом совершения действий, обеспечивающих взаимное удовлетворение интересов. При этом структура каждого конкретного акта в значительной степени индивидуальна, поскольку определяется прежде всего спецификой содержания заключенного субъектами договора.

В механизме действия гражданского права обнаруживаются и иные элементы - претензия, иск, исковое производство, компенсация (восстановление) нарушенного права. Однако, поскольку они «срабатывают» лишь тогда, когда действие перечисленных выше основных элементов оказывается недостаточным для обеспечения нормальной логики развития гражданско-правовых отношений, они могут быть условно обозначены как факультативные, носящие дополнительный характер.

Если рассматривать современное гражданское право не с точки зрения его сущности, а с точки зрения фактически наблюдаемых особенностей его функционирования и тенденций развития, то можно обнаружить достаточно большое количество обстоятельств, свидетельствующих о существенной трансформации механизма его действия, изменении тех параметров, которые изначально обусловливаются самой природой обеспечиваемых им интересов и наиболее естественной для соответствующей сферы логикой их реализации. При этом подобные изменения оказываются непосредственно связанными с изменением места и роли государства в упорядочении гражданско-правовых отношений.

Исходя из специфики интересов, реализация которых обеспечивается действием гражданского права, и естественной логики движения к их реализации, основной формой государственно-властного участия в гражданско-правовом регулировании должно являться судебное разрешение споров и обеспечение принудительного восстановления (компенсации) нарушенных прав, вытекающих из заключенных самими субъектами договоров. Сегодня не менее значимым оказывается законодательное регулирование, и в результате юридическая норма становится таким же обязательным элементом механизма действия гражданского права, как и договор, - более того, в некоторых случаях юридическая норма даже заменяет последний. С рассмотренной особенностью оказываются тесно связанными и другие черты, указывающие на специфичность механизма действия современного гражданского права.

В современном гражданском праве роль судьи существенно снижается, оказывается зачастую менее значимой, чем роль законодателя. Самостоятельным элементом механизма действия гражданского права нередко оказывается государственный контроль. Соблюдение определенной формы при совершении правореализационных действий становится не менее важным, чем их содержание и конечный результат. Иск из метода обеспечения реализации условий договора зачастую превращается в самостоятельный способ добиться от государства силовой поддержки в осуществлении собственных интересов, т.е. реализовать последние вопреки правомерным интересам других лиц. Восстановление справедливости как изначальная цель искового производства подменяется оценкой и воздаянием.

Изложенное свидетельствует о том, что сегодня государственно-властное участие в гражданско-правовом регулировании в тех формах, в которых оно осуществляется, отнюдь не способствует эффективному действию механизма координации, наилучшим образом обеспечивающего реализацию гражданско-правовых интересов. При этом, однако, изменение роли государства в регулировании гражданско-правовых отношений по сравнению с той, которая определяется самой природой гражданско-правовых интересов, сегодня в целом обусловлено отнюдь не стремлением к установлению тотального контроля над обществом. Скорее имеет место благое намерение изначально создать условия, в которых сама возможность обмана или злоупотреблений со стороны участников договорных отношений могла бы быть исключена, а следовательно, и государственно-властное вмешательство в частноправовую сферу могло бы быть сведено к минимуму. Однако в результате вопреки всем расчетам достигается совершенно противоположный эффект.

СОДЕРЖАНИЕ ГРАЖДАСКОГО ПРАВА.Жизнь современного человеческого общества направлена на удовлетворение двух видов человеческих потребностей. Одни потребности человека носят общественный характер, они имеют в виду благо не отдельного человека, а известной совокупности людей, объединенных общими интересами; другие потребности обладают характером чисто личным, они имеют в виду благо отдельного лица.

Удовлетворение первого вида человеческих потребностей происходит путем установления определенной системы подчиненных и соподчиненных органов, с известным руководящим центром; в этом случае деятельность человека является заранее организованной и направленной на; удовлетворение соответственных общественных потребностей. Те правовые нормы, которые регулируют эти области народной жизни, принадлежат к разряду публичных прав.

Удовлетворение второго вида потребностей человека не находится под действием единой организующей системы. Эти области предоставлены свободному усмотрению действующих хозяйственных единиц, будь то отдельные люди или определенные общественные группы. То право, которое нормирует эти свободные от организации отношения, имеющие своею целью удовлетворете не общественных потребностей, а потребностей личных, называются правом частным или гражданским. Рассматривая понятие гражданского права, мы видим в нем следующие характерные черты. Субъекты гражданского права не являются зависимыми один от другого. Иначе говоря, отношения власти и подчинения, свойственные публичному праву, не находят себе места в праве гражданском.

Права гражданские, по общему правилу могут быть предметом свободного распоряжения, могут быть переданы, уступлены и т. п. Это правило не имеет применения в праве публичном, где господствует принцип неотчуждаемости прав.

Содержание гражданского права с точки зрения господствующей теории слагается из следующих частей. Во-первых. сюда относятся права имущественные, во-вторых, права, которые касаются личного положения субъекта относительно других субъектов - права личные. Имущественные права разделяются, в свою очередь, на несколько видов. К имущественным правам относятся права вещные, исключительные, обязательственные, наследственные; к личным правам — семейное право, за исключением отношений по имуществу. Под вещными правами понимаются те, которые подчиняют нам вещь непосредственно. Из этих вещных прав самым главным является право собственности, согласно которому вещь подчиняется сполна субъекту права. К праву собственности примыкают права на чужую вещь, состоящую в собственности другого лица; они подчиняют управомоченному вещь только в известных отношениях: сюда относятся сервитуты, залог. Вещное право устанавливает непосредственное отношение лица к вещи; это положение надо понимать в том смысле, что для осуществления своего права лицо не нуждается в посредничестве других лиц.

В близкой связи с вещными правами стоят так называемые исключительные права. Разница между этими правами заключается в их объекте. Для удовлетворения человеческих интересов могут служить не только вещи, как обособленные предметы внешнего мира, но и собственные действия, когда они имеют особое экономическое значение. Сюда относятся интересы автора, композитора, художника, сюда же принадлежат интересы в области промышленности в отношении промышленных изобретений, рисунков, моделей, клейм, фирмы. Принимая под свою защиту интересы этих лиц, право, предоставляя им исключительную возможность совершения известных действий, запрещает всем прочим возможность подражания. Таким образом различие между вещным и исключительным правом заключается только в том, что объектом вещного права являются вещи, а исключительного — собственные действия, когда они имеют особое экономическое значение.

Но для удовлетворения своих хозяйственных потребностей человек нуждается не только в том, чтобы другие люди не нарушали его права на вещи или свои действия, но и в том, чтобы они совершали для него определенные действия. Для удовлетворения своих потребностей человек нуждается в услугах других лиц. Как результат этих потребностей возникают права обязательственные, под которыми понимаются права кредитора на какое-либо, представляющее имущественную цену, действие должника. Здесь управомоченный не становится в непосредственное отношение к вещи. Действие должника является в данном случае необходимым посредствующим моментом в получении вещи.

Человек заботится не только о личном имущественном благополучии. Имущественная обеспеченность его потомков имеет для него весьма важное значение. Для этой цели создается целый ряд правовых норм, регулирующих переход имущества умершего к живущим. Эти нормы составляют наследственное право.

Последним видом гражданского права, по учению господствующей теории, является семейное право, регулирующее отношение семьи. К семейному праву относят также и право опеки. Однако с точки зрения того значения, которое, как мы ранее показывали, играет гражданское право, вряд ли можно отнести семейное право к праву гражданскому. Если право гражданское есть право свободное от непосредственного служения общественным потребностям и в то же время есть право свободное от всякой организации в смысле подчинения и неподчинения одних органов другим, то является вполне естественным, что право семейной организации и опеки, как служащее потребностям общественного характера и являющееся организованным и централизованным, не может занимать места в пределах гражданского права, а должно занять место в границах права публичного.

Переходя к вопросу о социальном значении гражданского права, нельзя не отметить того обстоятельства, что, будучи по природе своей направленным, казалось бы, исключительно на удовлетворение чисто личных потребностей, гражданское право вместе с тем содействует и потребностям социальной жизни.

Содействуя удовлетворению личных потребностей в области имущественных отношений, гражданское право регулирует распределение народного дохода между отдельными группами и членами народа. Но помимо этого регулирования распределения народного дохода, гражданское право, как и право вообще, выполняет и другую социальную функцию. Гражданское право регулирует также поведение людей путем психического воздействия. С этой точки зрения значение гражданского права состоит в устранении народно-хозяйственных и нравственно-вредных явлений и в благодетельной этической переработке человеческой души вообще.

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ СВОБОДЫ.

Гражданские свободы – это свободы, которые гарантированы, или должны быть гарантированы человеку для защиты его неотъемлемых прав от незаконного вмешательства других лиц, прежде всего представителей власти и судебных органов. Гражданские свободы призваны ограничить принудительные действия государства, которые формально могут быть оправданы. К таким свободам, в частности, относятся: запрещение самовольного ареста или задержания, выяснение в судебном порядке правомерности содержания под стражей; свобода слова; свобода законных собраний; свобода ассоциации; свобода передвижения; право не давать показания против самого себя. Некоторые гражданские свободы рассматриваются как проявление уважения к главенству закона, например право на справедливый суд. Значение гражданских свобод находит свое выражение в попытках обеспечить для них конституционные гарантии.

Внутри государственной территории государственное властвование не представляется безусловным, безграничным. Как властвование над свободными людьми, оно ограничивается всегда, хотя в весьма различной степени, их правами. Человек не является только гражданином, только членом государственного общения, но есть вместе с тем самостоятельная личность, имеющая свои особые от государства интересы, участник разнообразных общественных союзов, независимых от государства. Как бы ни был, поэтому, велик интерес, связываемый с существованием сильной государственной власти, интерес этот не может быть единственным, всепоглощающим интересом общественной жизни. Государственная деятельность не может исчерпать всего содержания общественной жизни. Понятие человеческой личности не покрывается понятием подданного и гражданина. Наряду с государственными интересами люди имеют и иного рода интересы, не менее важные, не менее дорогие для человека. Но обеспечение их не может быть дано теми правами, какие человек имеет, как участник государственного союза.

Имея только политические права, хотя бы самые широкие, человек, как человек, не будет еще чувствовать себя свободным. Участие в составе государственных учреждений представителей народа обеспечивает служение государственной власти народным нуждам и стремлениям. Этим путем народ освобождается от подчинения власти, чуждой его интересам, преследующей свои особые цели, не совпадающие со стремлениями народной жизни. Народ перестает в силу этого быть только средством для чуждых ему, навязываемых его деятельности задач. Общее направление политической жизни определяется самим народом. В этом и заключается политическая свобода.

Общее понятие гражданской свободы распадается на два главных вида: свобода личная и свобода общественная. Обе они тесно связаны друг с другом. Без личной свободы не может быть свободы общественной, потому что человек, лишенный свободы, не может, конечно, быть в свободном общении с другими людьми; но вместе с тем человек без свободы общения не может чувствовать себя свободным, так как в деятельности нашей мы на каждом шагу наталкиваемся на необходимость содействия нам других людей. Но, кроме этих двух основных видов гражданской свободы, обыкновенно еще выделяют особо свободу слова и свободу религиозную. Свобода слова занимает как бы среднее место между личной свободой и свободой общественной, так как слово, с одной стороны, есть акт отдельной личности, а с другой — непременно предполагает общение с другими людьми. Впрочем, самостоятельное значение имеет только свобода печатного слова, потому что свобода частных разговоров объемлется личной свободой и неприкосновенностью частного жилища, а свобода публичных речей неотделима от свободы собраний, так как, если люди сходятся вместе, то, конечно, не для того, чтобы молчать. Религиозную свободу выделяют особо потому, что она одинаково включает в себе элементы и индивидуальной свободы (свободы совести), и свободы общественной (свобода церковная), и притом так тесно связанные между собой, что отдельное их рассмотрение было бы весьма неудобно.

2.2 Политические права и свободы: понятие и система.

Политические права и свободы – это группа конституционных прав и свобод предоставляющих гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни. Право на участие в управлении государством, ИП, доступ к государственной службе и т.д.
Право на свободу мысли и слова: все демократические институты закрепляют эту свободу, как основу свободы печати и инакомыслия. Правомерно ограничение этого права только с целью охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и нравственности населения. Недопустимо проповедование национального и расового превосходства. В тоже время государства обычно не придают большого значения устным формам выражения мнений, не связанное с действием (Великобритания – Гайд-парк). Свобода слова тесно связана со свободой на получение информации и свободой творчества и преподавания.
Свобода создания общественных объединений, включая политические партии, союзы и ассоциации. Число партий и союзов очень велико, однако большинство из них малочисленны и не ведет сколько-нибудь заметной общественной деятельности. Реально проявляют себя только крупные политические партии, профсоюзы, религиозные общества, творческие союзы и спортивные клубы. Право на сопротивление унижению подразумевает запрет на применение пыток, истязаний, насилия унижающих человеческое достоинство. Свобода демонстраций и собраний: состоит в том, что на проведение собраний, демонстраций, шествий, манифестаций не требуется предварительного разрешения властей, и они не могут ограничиваться местом и временем. Но практически таких свобод нет ни в одной стране. Жесткие полицейские ограничения имеют четкое правовое закрепление в интересах общественного порядка. Свобода печати, радио и телевидения – эта проблема всегда носила острый характер, в ряде стран предусмотрены высокая материальная ответственность за нарушение законов о печати. С другой стороны предусмотрена конфискация публикаций, содержащих недопустимую информацию. Право на участие в отправлении правосудия. 2 формы: институт заседателей (шеффенов) (заседатели от 2 и более вместе с профессиональным судьей образуют единую коллегию, которая ведет весь процесс и решает все вопросы совместно – большинство европейских стран) и институт присяжных заседателей (США и Великобритания – обычные граждане в составе 12 человек образуют самостоятельную коллегию, которая единогласно (или большинством голосов) должна ответить на вопрос – виновен или нет обвиняемый).

Экономические, социальные и культурные права представляют собой второе поколение прав человека, которое возникло на основе социалистических учений, в результате классовой борьбы трудящихся за улучшение своего положения (впервые они были декларированы в Конституции РСФСР 1918 г.)

Особенности данных прав:

– для них характерно такое общее свойство, как единство материального (экономического и социально-культурного) содержания;

– они нередко выступают как права-гарантии, ибо обеспечивают реализацию других прав и свобод;

– имеют общесоциальную направленность, ибо выступают инстру­ментами утверждения гуманизма и справедливости;

– требуют в отношении себя более детальной конкретизации в теку­щем (трудовом, жилищном, гражданском и т. д.) законодательстве;

– одни права претерпели существенное изменение (право на труд, на образование и т.н.), другие – оказались принципиально новыми для приднестровской правовой системы (это, прежде всего такие фунда­ментальные для развития рыночной экономики права, как право на свободу предпринимательской деятельности и право частной собственности).

Некоторые из политических прав и свобод – связанные с функционированием государственной власти – принадлежат только гражданам. Они образуют способ привлечения граждан к управлению государством.

Свобода слова и средств массовой информации означает свободу выражения взглядов, мнений. Цензура запрещена. Установлена ответственность за ущемление, притеснение (нарушение) свободы. Вместе с тем запрещается пропаганда или агитация национальной, социальной, расовой, религиозной розни. Запрещается также пропаганда расового, национального, языкового превосходства.

Право на информацию. Каждый гражданин имеет право свободно искать, получать и распространять информацию. Он имеет право знакомиться с законами и другими нормативными актами, которые должны публиковаться в средствах массовой информации (исключение составляют сведения, представляющие государственную тайну в соответствии с законом о государственной тайне). Гражданин имеет право получать информацию о самом себе.

Право на объединение означает право создавать различные объединения, участвовать в них или выходить из них. Никто не может быть ограничен в своем волеизъявлении.

Право обращаться в органы власти с заявлениями, жалобами и т. д. Такие заявления могут быть коллективными или индивидуальными.

Право на участие в управлении государством также принадлежит только гражданам ПМР. В Конституции установлены следующие виды такого участия: избирательное право, право участвовать в референдуме, в местном самоуправлении, в правосудии (как присяжный заседатель), право на равный доступ к государственной службе. Конституция устанавливает, что избирательных прав и права на участие в референдуме лишены лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также лица, лишенные дееспособности по решению суда.

2.3 Социально-экономические и культурные права и свободы: понятие, система и содержание.

Социально-экономические права и свободы – это права призванные гарантировать человеку возможность удовлетворения его жизненных потребностей и получать от государства защиту своей экономической свободы и социальных льгот. Международный пакт связывает эти права с идеалом свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды.

Право частной собственности относится к числу основных прав человека и гражданина, одна из основ свободы личности. Большинство КЗС закрепляют это право и гарантируют защиту собственности, а также право ею распоряжаться и пользоваться. Частная собственность – необходимое условие рыночной экономики и свободного гражданского общества. С ней тесно связано право (свобода) предпринимательской деятельности и с другой стороны гарантии государства на содействие и помощь частному бизнесу.

Право на свободный труд, отдых, равную оплату за равный труд относится к индивидуальным трудовым правам человека. Как правило, эти права закрепляются в КЗС, детализируются в трудовых кодексах, коллективных договорах, судебных решениях. Эти права базируются на принципе свободы труда, т.е праве вступать в трудовые отношения не по принуждению, а по собственному желанию.

Право на коллективные действия в защиту своих интересов подразумевает право на объединение в профсоюзы, право на забастовку, заключение коллективных договоров, участие в управлении предприятием. Частью это и политические права.

Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание: оно далеко не всегда означает соответствующего субъективного права граждан. За исключением небольшого круга стран, КЗС не вводят права на бесплатное лечение в случае болезни, без чего это право остается декларативным в условиях дорого медицинского обслуживания.

Право на образование – это одно из основных социальных прав, его реализация непосредственно обеспечивает экономический, социальный и духовный прогресс общества, одновременно создавая предпосылки развития личности, ее культуры и благополучия.

Право на благоприятную окружающую среду. Культурные права – свободный доступ к культурным ценностям, свобода творчества и научных исследований.

Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником политического, духовного, социального и культурного прогресса. К ним относятся: право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество, право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения.

Право на образование. Основы международных стандартов права на образование сформулированы во Всеобщей декларации прав человека и в международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Это: обязательное и бесплатное начальное образование для всех; доступность среднего, профессионально-технического и высшего образования; свобода родителей выбирать школы для своих детей и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии с собственными убеждениями. Международно-правовые нормы устанавливают также и приоритетные цели образования: полное развитие человеческой личности и ее достоинства, уважение к правам и свободам человека, необходимость образования, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества и т.д. Международным стандартам в сфере образования соответствуют положения КС РФ, которая гарантирует получение бесплатного основного общего и среднего профессионального образования в гос. или муницип. образовательных учреждениях и предприятиях.

Право на участие в культурной жизни и связанная с ним свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества. Свобода творчества включает в себя возможность защиты моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, интеллектуальной собственностью.

Содержание и гарантии осуществления культурных прав были развиты и дополнены в ряде рекомендаций, принятых ЮНЕСКО. В них отмечено, что развитие собственной культуры является правом и долгом каждого народа; одинаковое право на сохранение и развитие традиций культуры имеют все нации, национальные меньшинства, этнические группы; каждому человеку должны быть обеспечены доступ к знаниям и возможность наслаждаться искусством и литературой всех народов, участвовать в прогрессе науки во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни.

Система социально-экономических прав и свобод личности в РФ включает в себя:

1) право собственности и его гарантии;

2) социальное обеспечение;

3) гарантии в сфере труда.

Культурные права включают в себя право на:

1) образование, его общедоступность и бесплатность независимо от уровня;

2) свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания;

3) доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни страны;

4) охрану интеллектуальной собственности.

Заключение

В завершение хотелось бы отметить, что права человека являются универсальными моральными категориями, они – неотъемлемая составная часть отношений человека с государством. Подчеркну в заключении три важнейших аспекта прав человека:

1. ограничительные рамки для любой власти по отношению к индивидууму;

2. автономная сфера жизни каждого человека, в которую никакая сила не может вторгаться;

3. возможность для каждого сделать серьезное заявление против государства с целью защиты своих прав.

Наиболее четкое понимание правового статуса человека и гражданина было сформулировано в Американской Декларации 1776 г., где сказано, что: "... все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем равными неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью". Однако признание обществом правового статуса человека и гражданина предполагало не только некий общественный договор, который призывал людей уважать личность, но и создание правовой системы, защищающей человека от произвола властей.

История человечества показала, что права и свободы человека не могут быть ограничены узко национальными рамками, поскольку все крупнейшие мировые события, независимо от территориальных, идеологических или иных барьеров, накладывают на нее свой отпечаток.

Права человека, принадлежа к комплексу моральных прав, отличаются, однако, от других моральных прав по ряду признаков. Так, некоторые моральные права могут принадлежать индивидууму в связи с его определенным местом или положением в обществе. Права человека, наоборот, являются универсальными: они принадлежат всем людям, в любых ситуациях, независимо от социального статуса. Тогда как некоторые другие моральные права могут приобретаться, права человека присущи ему от рождения, т. е. принадлежат каждому человеку как таковому, и каждый появляется на свет, уже обладая этими правами. Права человека неотъемлемы, что означает невозможность лишить их кого-либо, как и невозможность добровольного отказа от этих прав. Другие же моральные права могут быть добровольно ограничены, отданы или даже ликвидированы самим индивидуумом.

Итак, в данной работе я рассмотрел определения понятий «права», «свободы», «права человека», «права гражданина», так же очень детально изложил историческое формирование и развитие института прав и свобод человека и гражданина. Еще мною были рассмотрены основные виды прав и свобод человека и гражданина, а именно: сущность и содержание гражданских прав и свобод, понятие и система политических прав и свобод, понятие, система и содержание социально-экономических и культурных прав и свобод.

Список литературы

1. Горбунов А. Гарантии личной свободы в Англии. Ростов-н/Д., 1905. С. 8.

2. Локк Дж. Избр. философские произведения. В 2 т. Т. 2. М., 1960. С.19.

3. Юдовская А. Я. Эволюция права в государствах Европы и Америки (XVII–XIX вв.). СПб., 1996. С. 15.

4. Баскин Ю. Я. Святоотеческая литература о власти и государстве // Правоведение. 1997. № 1. С. 52.

Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Соч. В 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 268.

5. Локк Дж. Избр. философские произведения. В 2 т. Т. 2. М., 1960. С. 50.

6. Памятники истории Англии XI–XIII вв. М., 1936. С. 228.

7. Новгородцев П. И. История новой философии права (немецкие учения XIX в.): Лекции. М., 1898. С. 18.

8. Материалы, опубликованные на сайте: http://istmat.info

9. Материалы, опубликованные на сайте: http://народныйвопрос.рф

10. Материалы, опубликованные на сайте: http://grandars.ru

11. Материалы, опубликованные на сайте: http://base.garant.ru

12. Материалы, опубликованные на сайте: https://ru.wikipedia.org

13. Материалы, опубликованные на сайте: http://dic.academic.ru

14. Материалы, опубликованные на сайте: http://scicenter.online

15. Материалы, опубликованные на сайте: http://politike.ru

16. Материалы, опубликованные на сайте: http://studopedia.info

17. Материалы, опубликованные на сайте: https://cribs.me

Наши рекомендации