Органы, осуществляющие оперативно-розыскную
Деятельность
Наряду с уголовно-процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, законодатель предусматривает возможность проведения оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Она проводится органами, осуществляющими оперативно –розыскную деятельность, с соблюдением конспирации, проведением оперативно –розыскных мероприятий гласно и негласно, направленная на защиту жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, собственности от преступных посягательств, обеспечение безопасности общества и государства.
В соответствии с Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 15 июля 2015 г. право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставлено восьми оперативным подразделениям уполномоченных государственных органов: органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов пограничной службы, Службы безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитическому центру при Президенте Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, таможенных органов, разведывательным службам Вооруженных Сил (ст. 12).
В рамках оперативно-розыскной деятельности осуществляется ряд оперативно-розыскных мероприятий: оперативный опрос; наведение справок; сбор образцов; исследование предметов и документов; оперативное отождествление; оперативный осмотр; наблюдение; проверочная закупка; слуховой контроль; контроль почтовых отправлений, контроль в сетях электросвязи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент (ст. 18).
В соответствии со ст. 16 названного Закона данные мероприятия проводятся только при наличии к этому установленных законом оснований и общих условий такого проведения (ст. 19). Их проведение допускается как по возбужденным органами предварительного расследования уголовным делам, так и до возбуждения уголовных дел, а также в иных случаях.
Оперативно-розыскное мероприятие, проведение которого требует получения санкции прокурора или его заместителя, в случаях, требующих незамедлительного принятия мер по обеспечению безопасности общества и государства и не терпящих отлагательства, для предупреждения, выявления, пресечения тяжкого или особо тяжкого преступления, розыска и задержания гражданина, его совершившего, а также при наличии сведений о событиях и действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь, может проводиться на основании постановления Министра внутренних дел , Председателя Комитета государственной безопасности, заместителя Председателя Комитета государственного контроля – директора Департамента финансовых расследований или лиц, исполняющих их обязанности, без санкции прокурора или его заместителя (ст. 35).
Согласно ст. 36 оперативно- розыскное мероприятие, проведение которого требует получение санкции прокурора или его заместителя, в отношении гражданина, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства, проводится с согласия Президента Республики Беларусь и санкции Генерального прокурора или лица, исполняющего его обязанности, или с согласия Президента Республики Беларусь на основании постановления Министра внутренних дел, Председателя Комитета государственной безопасности, заместителя Председателя Комитета государственного контроля – директора Департамента финансовых расследований или лиц, исполняющих их обязанности, без санкции Генерального прокурора или лица, исполняющего его обязанности.
Оперативно-розыскное мероприятие, проведение которого требует получения санкции прокурора или его заместителя, в отношении депутата Палаты представителей и члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, судьи, прокурора, начальника следственного подразделения, следователя проводится с санкции Генерального прокурора или лица, исполняющего его обязанности, или на основании постановления Министра внутренних дел, Председателя Комитета государственной безопасности, заместителя Председателя государственного контроля- директора Департамента финансовых расследований или лиц, исполняющих их обязанности, без санкции Генерального прокурора или лица, исполняющего его обязанности, если иное не установлено частью первой настоящей статьи (ст.36).
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел и доказательств по ним, а также для подготовки и осуществления следственных (судебных) действий и оперативно-розыскных мероприятий и в иных случаях (ст. 49).
Международная организация уголовной полиции – Интерпол – была образована в 1923 г. Ее высшими руководящими и исполнительными органами являются Генеральная Ассамблея, Исполнительный комитет и Генеральный секретариат.
Интерпол обеспечивает международное сотрудничество государств в области борьбы с международной уголовной преступностью (контрабанда, наркобизнес, терроризм, бандитизм на внутренних и международных линиях гражданской авиации, розыск преступников и без вести пропавших, розыск произведений искусства и др.) путем кооперации и координации действий полиции разных стран.
Назначение Интерпола – быстрый обмен информацией в целях предупреждения и расследования преступлений транснациональной направленности.
Национальное центральное бюро (далее НЦБ) Интерпола в Республике Беларусь создано в 1993 г. и действует в составе Главного управления криминальной милиции.
В целях улучшения взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов Республики Беларусь с правоохранительными органами иностранных государств в борьбе с преступностью, защите прав и законных интересов личности, повышения роли Национального центрального бюро Интерпола в Республике Беларусь в информационном обеспечении сотрудничества в рамках Международной организации уголовной полиции Интерпола, постановлением МВД и Прокуратуры Республики Беларусь от 30 апреля 2003 г. № 108/13, утверждена Инструкция об обеспечении информационного взаимодействия в рамках Интерпола. В соответствии с ней НЦБ Интерпола в Республике Беларусь содействует предоставлению необходимой информации указанным органам; объявляет лиц в международный розыск, обеспечивает ведение правоохранительными органами розыска и задержания преступников на территории Республики Беларусь, а также выполняет ряд других функций.
4 Вопросы для самоконтроля.
1.Понятие органов предварительного следствия и дознания, их задачи.
2.Органы предварительного следствия, их система, организация и компетенция.
3.Следственный комитет Республики Беларусь, его задачи, функции, структура.
4.Органы дознания, их система, организация и компетенция.
5. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Их задачи и компетенции.
Темы рефератов
1 Правовое регулирование деятельности и предпосылки образования Следственного комитета Республики Беларусь.
2.Органы предварительного следствия, их система, организация и компетенция. .
3..Органы дознания, их система, организация и компетенция.
4..Деятельность органов дознания по уголовным делам.
Тема 12. АДВОКАТУРА
1 Понятие, задачи, принципы организации адвокатуры и адвокатской деятельности. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.
2 Правовой статус адвоката и доступ к профессии.
3 Организационные формы осуществления адвокатской деятельности.
4 Саморегулирование и государственное регулирование адвокатуры.