Протокол допроса дулатова мир-якуба[40] 3 января 1929 года
Вопрос: Вы пишите, что не согласившись с предложениями Правительства Колчака расформировать «Алаш-Орду», Вы отправились в Тургай и там продолжали деятельность этого Правительства. Меня интересует вопрос такой: Как называлась эта организация, которая находилась в Тургае?
Ответ: Она называлась Тургайским отделом. В Семипалатинске был Восточный отдел, Западный отдел в Уральске, а этот Тургайский отдел «Алаш-Орды».
Вопрос: Кто входил персонально в Тургайский отдел «Алаш-Орды»?
Ответ: Я, Испулов, Кадырбаев и Байтурсынов.
Вопрос: Как были распределены между вами обязанности?
Ответ:У нас работа была коллективная и разделения функцией не было, т.к. мы вели кочевой образ жизни.
Вопрос: Но все-таки какие-то отделы у Вас были?
Ответ:Был Военный отдел, во главе которого стоял генерал Дашкин. Второй отдел назывался Военным Советом.
Вопрос:Кто ведал гражданскими функциями?
Ответ: Военный Совет.
Вопрос: Какие воинские части стояли в Тургае, подчиненные Вам?
Ответ: После того как ушел от нас генерал Дашкин, во главе нашего отряда встал Касымов, который убит. Подчинен нам был наш отряд.
Вопрос: Как он назывался и кто командовал?
Ответ: Назывался он отрядом «Алаш-Орды» и командовал им Касымов. Других воинских частей не было. Был полк Могилева, состоящий из казаков (русские).
Вопрос: Значит других воинских частей не было, т.е. частей, состоящих спеицально из казахов?
Ответ: Нет. Не было других казахских частей, кроме отрядов «Алаш-Орды»
Вопрос: Из Ваших показаний следует, что Вы, не желая подчиниться Колчаку, решили уйти в степь Тургай. Стало быть Вы никаких отношений с Правительством Колчака не имели?
Ответ: Мы не имели даже связи с Восточными и Западными отделами. С Правительством же Колчака ни я, никто другой из нас связи не имел. Первое время, поскольку «Алаш-Орда» работала в контакте с Комитетом Учредительного собрания и Колчаковским Правительством, связь была, но когда я перешел в Тургай, то никаких отношений, донесений и вообще все то, что принято понимать о взаимоотношениях с действующим отрядом этого не было.
Вопрос: Значит Вы никаких сношений, ни устных, ни письменных от Правительства «Алаш-Орды», находившегося в Тургае, с Правительством Колчака не имели?
Ответ: Нет. Когда мы присоединились к Совету, мы дали своего представителя.
Вопрос: Занимался ли Тургайский Отдел «Алаш-Орды» судебными функциями?
Ответ: Нет.
Вопрос: Вы сами или отдельные члены Правительства «Алаш-Орды» принимали какое-либо участие в расстрелах отдельных лиц из того Красноармейского отряда, который был в Тургае?
Ответ:Нет, никаких расстрелов по отношению представителям Советской власти мы лично не производили. Расстрел производил без нашей санкции Могилевский полк.
Вопрос: И Вы не протестовали?
Ответ: Мы не в силах были, так как когда приехал Могилевский полк, то он забрал все в свои руки.
Вопрос: Расстрелам предшествовали переговоры с Вами?
Ответ: Нет.
Вопрос: Не помните ли Вы к какому времени относится Ваше пребывание в Тургае?
Ответ: К началу апреля или концу марта 1919 года, примерно в июле или августе месяца я оттуда уехал.
Вопрос: Из Ваших показаний видно, что беспрерывная работа Ваша при Советской власти начинается с 20 сентября 1920 года, т.е. с момента когда Вы приехали в Омск и явились в Губисполком. С этих пор вы активно работаете на пользу Советской власти. Занимались ли Вы какой-либо антисоветской деятельностью за время с 1920 года по 1929 год?
Ответ:Я за все время своей работы при Советской власти антисовесткой деятельностью не занимался и подпольной работы не вел.
Дополнение[41] к моему показанию: за время организации и работы Тургайской организации один раз был у нас от Восточного отдела «Алаш-Орды» представитель, это было зимой в конце 1918 года или 1919 года, приезжал Сарсенов Далиль, а затем от нас ездил Кенжин – летом 1919 года, когда мы находились в Тургае.
М.Дулатов ________ (қолы қойылған)
Сұраған – Зам. П.П.ОГПУ по КССР (Саенко). (117 стр.)
*** *** ***