Важнейший принцип общественных объединений – добровольность формирований.

19 Вопрос. Основы административно-правового статуса учреждений

Административно-правовой статус учреждений — это комплекс прав и обязанностей, которые предприятие или учреждение приобретает и реализует в процессе осуществления следующих действий:

— создания предприятия или учреждения;

— государственной регистрации предприятия или учреждения;

— получении лицензии на занятие определенными видами деятельности;

— определении круга вопросов и полномочий государственных органов по отношению к предприятию;

— ведении и предоставлении бухгалтерской и статистической отчетности и т. п.

20 Вопрос. Орган государственного правления является частью госаппарата, поэтому им присущи основные черты, свойственные другим госорганам. Основными признаками ОГУ является:
1) госорганизация, коллектив людей, госслужащих, определенным образом организованы и юридически оформлены
2) цель: осуществление задач и функций государства
3) вышеуказанные задачи и функции осуществляются посредством особого вида госдеятельности – госуправления
4) ОГУ наделе госвластью, которая закреплена во властных полномочиях
5) Каждый ОГУ имеет свою структуру
6) Каждый ОГУ имеет свой масштаб деятельности
7) ОГУ обладает определенной самостоятельностью
8) ОГУ соответствующим образом учреждается
9) ОГУ осуществляет свою деятельность на основе и во исполнение закона, используя в этих целях юридические средства нормативного, юрисдикционого характера
10) ОГУ осуществляет общее, непосредственное, повседневное, оперативное руководство в экономической, социально-культурной, административно-политической и межотраслевых сферах
ОГУ правомочны устанавливать подзаконные юридические нормы и осуществлять нормотворческую деятельность. Административная правосубъектность ОГУ определяется уставом или положением, в котором определена его компетенция: назначение органа, его задачи, структура, формы, методы деятельности и др.
Система ОГУ представляет собой целостное явление, совокупность органов, однородных по своим задачам. Система ОГУ строится в соответствии с административно-территориальным устройством, а также с учетом других фактов: организационных, экономических, правовых. Вышестоящие и нижестоящие субъекты, т.е. обеспечивается определенная субординация в отношениях между ее элементами.
Перечень структурных звеньев системы госуправления:
1) президент – напрямую не относиться к ОГУ, является главой государства, однако наделен высшими полномочиями в сфере исполнительной власти
2) аппарат президента
• администрация президента
• управление делами президента
• совет безопасности
• КГК
3) национальный банк
4) Совмин
• Президиум Совмина
• Аппарат Совмина
5) министерство
6) госкомитеты
7) организации, подчиненные правительству
8) высшая аттестационная комиссия
9) национальная академия наук
10) органы исполнительной власти на местном уровне
• органы местного управления (местные исполкомы, местные администрации, отделы и управления исполкомов)
• ОГУ на местах (управление КГБ по брестской области)
11) администрация госпредприятий, учреждений, организаций
Класификация ОГУ может быть различной, в зависимости от того, какая сторона их организации и деятельности ведет за основным критерием.
Райсовет: госбюджетный, коллегиальный, местный. При классификации ОГУ в некоторых случаях следует исходить не только из наименований основного органа, а из его правового положения, а также места в общей системе ОГУ. В зависимости от тех или иных критериев ОГУ могут быть разбиты не определенные видовые группы:
1) по территориальному масштабу деятельности:
• центральный исполнительно-распорядительный ОГУ – Совмин
• республиканские ОГУ – министерства, госкомитеты и другие организации подчиненные правительству
• местные ОГУ – исполкомы, управления и отделы местных исполкомов, органы управления министерств и ведомств на местах, не подчиненные местным исполкомам
2) по порядку образования
• образуемые президентом
• Совмином
• Министерствами
• Местными исполкомами
3) по характеру и объему компетенций:
• органы общей компетенции – управляемы в пределах подведомственности или территориальности, одновременно всеми или основными отраслями управления (Совмин, местные исполкомы)
• ОГУ отраслевой компетенции – осуществляют руководство определенной отрасли (министерства, отделы управления исполкомов). В своей деятельности ответственны перед соответственным органами общей компетенции и им подотчетны
• ОГУ специально и межотраслевой компетенции – выполняют специализированные функции в определенных сферах управления (Минфин, налоговая)
4) по способу разрешения подведомственных вопросов:
• коллегиальные – во главе группа лиц, образующих коллегию. Основные вопросы обсуждаются и решаются на его заседаниях коллективно. Для вынесения решения по обсуждаемому вопросу необходим форум, а решение принимается большинством голосов. Эти органы призваны решать вопросы касающиеся многих отраслей госуправления (Совмин, исполкомы)
• единоличные – во главе одно лицо-руководитель (министр). Такой руководитель руководит данным органом и осуществляет общее руководство нижестоящими органами. Он единолично, под свою ответственность принимает решения, которые обязательны не только для должностных лиц, ответственных за определенный участок работы внутри аппаратов данного органа, но и для всех его работников, а также нижестоящих органов, предприятий и организаций (пример: приказ министра МВД, который носит нормативный акт). Органы единоличного управления: министерства, отделы и управления исполкомов, администрация предприятий.
5) по источникам финансирования:
• госбюджетные
• хозрасчетные
Деятельность каждого из видов регламентирована специальными правовыми актами: уставом, положением и др. 21. Вопрос.Служба - это деятельность по реализации обязанностей и прав по должности. Происходит от слова «служить», т.е. выполнять обязанности, права служащего, работать в качестве служащего. Служба государственного сектора связана с Государственными органами, с их деятельностью. Это выполнение служащими на занимаемой должности в государственной организации обязанностей и прав за соответствующее вознаграждение (зарплату).





Общими признаками государственной службы являются:

1) замещение служащим государственной должности государственной службы, предусмотренной штатным расписанием государственного органа;

2) исполнение полномочий государственного органа, специфических должностных обязанностей с установлением служащему денежного содержания.

Государственная служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной деятельности, поэтому можно выделить несколько видов государственной службы.

В органах ветвей власти:

- служба в органах законодательной власти;

- служба в органах исполнительной власти;

- служба в органах судебной власти.

В зависимости от отраслей и сфер, в которых она осуществляется:

- служба в органах внутренних дел;

- служба в прокуратуре;

- служба в таможенных органах;

- служба в налоговых органах и т.д.

В зависимости от места органа в системе государственных органов:

- служба в республиканских органах;

- служба в местных органах.

22.Вопрос. Государственная должность - должность, предусмотренная Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» и иными законодательными актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа с определением для занимающего ее лица круга обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа.

По характеру выполняемой работы всех служащих делят на:

• служащих государственных органов, осуществляющих задачи и функции государства (государственных служащих);

• служащих государственных предприятий, учреждений, организаций.

По органам, в которых служащие работают, их делят на

• служащих представительных органов;

• служащих исполнительных органов;

• служащих судебных органов;

• служащих Аппарата Президента Республики Беларусь.

По характеру полномочий служащих делят на:

• должностных лиц;

• оперативный состав (функциональные работники);

• вспомогательный персонал.

23.Вопрос - Под государственным служащим понимается гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

Виды государственных служащих:

- в зависимости от наличия государственно-властных полномочий:

- служащие, имеющие государственно-властные полномочия;

- служащие, не имеющие государственно-властных полномочий.

- по функциональным обязанностям они подразделяются на: руководителей, специалистов и технических исполнителей.

- в зависимости от полномочий государственные служащие подразделяются на:

- должностных лиц - категория служащих, которые имеют право совершать юридически значимые действия властного характера, которые влекут за собой определённые последствия, в виде возникновений, изменений и прекращений правовых отношений. Должностные лица наделены правом издавать приказы и распоряжения.

- представители власти - категория лиц, наделённая правом предъявлять властные требования от имени государства, которые являются обязательными для исполнения. Законодательством установлена специальная ответственность представителей власти за правонарушения, равно как и ответственность лиц, покушающихся на их деятельность.

- оперативный состав (функциональные работники) – государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов (экономисты, юристы и т.п.).

24.Вопрос. Правовой статус государственного служащего

В соответствии с теорией понятие государственного служащего рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле это лицо которое занимает государственную должность и получает доход из государственного бюджета(преподаватели, врачи, работники администрации). Однако в РБ статус государственного служащего рассматривается в узком смысле – это лицо наделенное властными полномочиями имеющее доход из государственного бюджета и соответствующее всем требованиям государственной службы.

В соответствии с законом «о государственной службе» государственный служащий должен:

1. иметь гражданство РБ

2. по медицинским показаниям соответствовать занимаемой должности

3. иметь необходимый уровень образования(среднее специальное, высшее)

4. достигнуть определенного возраста необходимого для государственной службы

5. предоставлять правдивую информацию о своих доходах

права государственного служащего:

1. выступать от имени государства

2. требовать от граждан исполнения приказов и распоряжений

3. на посещение организаций и учреждений с проверкой в пределах полномочий

4. на гарантии со стороны государства

5. на получение зарплаты, пособий, страхования жизни

6. на издание приказов, распоряжений в соответствии с полномочиями и др.

обязанности госслужащего:

1. действовать в пределах законодательства и должностных обязанностей

2. соблюдать служебный регламент и этику

3. хранить тайну о государственной информации и секретах, которые стали доступны в период исполнения должностных обязанностей

4. обязан докладывать вышестоящему руководству о всех полученных подарках, грамотах от организаций за государственную службу

государственный служащий несет ответственность за исполнением своих служебных обязанностей различного вида: дисциплинарную(замечание, выговор, повышение в должности, лишение премии), административную, уголовную, гражданско-правовую.

25. Вопрос: Кто имеет право на поступление на государственную службу?

Право на поступление на государственную службу имеют граждане РБ, достигшие 18 возраста и отвечающие иным требованиям, установленным законодательными актами о государственной службе. При поступлении на государственную службу не допускаются какие-либо ограничения и (или) преимущества в зависимости от пола, расы, национальности, социального происхождения, имущественного положения, отношения к религии, убеждений, а также принадлежности к политическим партиям и иным общественным объединениям, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией РБ.

Квалификационными требованиями, предъявляемыми при поступлении на государственную службу, являются:

* соответствующее образование, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности наличие определенного образования не требуется;

* необходимый стаж и опыт работы по специальности, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности они не установлены;

* владение государственными языками РБ; * знание Конституции РБ, законов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Гражданин не может быть принят на государственную службу в случаях:

-признания его в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

-лишения его судом права занимать государственную должность в течение определенного времени;

-наличия подтвержденного медицинским заключением заболевания, препятствующего исполнению служебных обязанностей;

-отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты, если исполнение служебных обязанностей по государственной должности, на занятие которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

-несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к гражданам для занятия соответствующих государственных должностей;

-близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с государственным служащим, если их служебная деятельность будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

-отсутствия гражданства РБ;

-представления заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия государственной должности;

-непредставления декларации о доходах и имуществе или умышленного внесения в нее неполных либо недостоверных сведений;

-наличия судимости;

Лицо, принятое на государственную службу, приобретает особый правовой статус. В частности, государственный служащий не имеет права:

-заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение;

-принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией;

-занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

-принимать участие в забастовках;

-заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемых по согласованию с руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность, или уполномоченным им лицом;

-выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях;

-использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы;

-принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду в виде услуги в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий;

-использовать во внеслужебных целях имущество государственного органа и служебную тайну;

-иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах;

-принимать без согласия Президента РБ государственные награды иностранных государств.

Государственный служащий обязан передать в установленном порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Государственная служба прекращается в случаях:

* достижения государственным служащим предельного возраста, установленного для пребывания на государственной службе (65 лет) (в случаях, предусмотренных законодательством, для отдельных категорий государственных служащих не устанавливается или может быть установлен иной предельный возраст пребывания на государственной службе);

* истечения срока, досрочного прекращения полномочий на государственной должности;

* несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой;

* разглашения сведений, составляющих государственные секреты;

* отказа от принесения присяги;

* нарушения требований законодательства при приеме на государственную службу;

* отставки;

* грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе;

* прекращения гражданства РБ вследствие выхода из гражданства или его утраты;

* неудовлетворительного результата предварительного испытания;

* вступления в законную силу обвинительного приговора суда.

26.Вопрос Прохождение государственной службы – непрерывный процесс государственно–служебной деятельности, связанной с возникновением, развитием и прекращением государственно–служебных отношений. При этом данный процесс имеет основные этапы, которые тщательно регламентируются Трудовым кодексом, Законом об основах службы в государственном аппарате, декретами и указами Президента Республики Беларусь, актами законодательства, другими правовыми актами.

Основанием возникновения государственно–служебных отношений является в большинстве случаев приказ руководителя государственного органа или его структурного подразделения о назначении на должность того или иного лица (следует отметить, что наиболее распространенным способом замещения должностей в госаппарате Республики Беларусь считается назначение). С этого момента у государственного служащего возникают основные и должностные обязанности и права для выполнения возложенных на него функций.

Согласно ст.39 Конституции, граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах. При поступлении гражданина на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, политических воззрений.

Не имеют права занимать должности в государственном аппарате граждане:

профессиональная подготовка которых не соответствует квалификационным требованиям; ограниченные решением суда в дееспособности либо признанные недееспособными, а также те, кому судом запрещено занимать должности в государственном аппарате или заниматься определенной деятельностью; имеющие, в соответствии с заключением медицинского учреждения, заболевание, препятствующее выполнению служебных обязанностей; имеющие судимость, не снятую или непогашенную в установленном законом порядке (ст.9 Закона об основах службы в государственном аппарате).

Запрещается также состоять на государственной службе лицам близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их служебная деятельность связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Для поступления на государственную службу гражданин должен представить ряд документов: личное заявление; документ, удостоверяющий личность (паспорт); трудовую книжку; документы, подтверждающие профессиональное образование; декларацию о доходах и имуществе.

Кандидаты на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, проходят медицинское обследование, специальную проверку на допуск к государственным секретам, представляя в Государственный секретариат Совета Безопасности следующие документы о себе: справку–объективку; характеристику, отражающую его деловые, профессиональные и личностные качества, организаторские способности, умение работать с людьми; выписку из протокола решения Межведомственной медицинской комиссии Республики Беларусь о его первичном медицинском обследовании; анкету; автобиографию; декларацию о своих доходах, имуществе и совершеннолетних членах своей семьи, совместно с ним проживающих и ведущих совместное хозяйство.

Гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок, или на условиях контракта, заключенного в письменной форме на определенный срок (не менее одного года и не более 15 лет).

Для служащих государственного аппарата установлены классы: высший класс и 12 классов, из который 12–й класс является низшим. Присвоение классов служащим госаппарата производится соответствующей комиссией в последовательном порядке в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией, стажем работы в госаппарате, а также с учетом ранее присвоенного класса. Приоритетное значение при этом имеет занимаемая должность.

В целях совершенствования управленческой деятельности, определения уровня профессиональной подготовки и наиболее рационального использования государственных служащих, установления соответствия их занимаемой должности в государственном аппарате проводятся периодические аттестации. Так, руководящие работники системы государственных органов, должности которых включены в «Кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь», проходят периодическую аттестацию один раз в 2,5 года. С государственными служащими, осуществляющими служебную деятельность на условиях контракта, проводится аттестация не реже одного раза в три года.

Прекращение государственно–служебных отношений осуществляется на основании выхода в отставку госслужащего или его увольнения, в том числе и в связи с выходом на пенсию Увольнение возможно как по инициативе руководителя госоргана (его структурного подразделения), так и по инициативе государственного служащего. Например, служащие государственного аппарата имеют право на отставку при наличии общего трудового стажа (для мужчин не менее 30 лет, для женщин – не менее 25 лет) и стажа работы в качестве госслужащего не менее 20 лет. При этом руководители высших государственных органов (Премьер–министр Республики Беларусь и другие члены Правительства, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля и др.) имеют право на отставку независимо от времени нахождения в должности.

27.Вопрос Административное производство это уже порядок рассмотрения и разрешения какой-то определенной категории дел в сфере управления.

28.Вопрос Основными видами обращений граждан являются предложения, заявления и жалобы.

Предложение - это рекомендации по улучшению деятельности государственных органов, иных организаций (должностных лиц), совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества.

Заявление - это ходатайство о реализации прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), не связанных с их нарушением.

Жалоба - это требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), нарушенных действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, иных организаций или граждан.

В реальной действительности в одном и том же обращении могут содержаться указанные позиции в их различном сочетании.

Обращения должны быть рассмотрены не позднее 1 месяца со дня их регистрации в государственных органах, иных организациях, к компетенции которых относится решение

вопросов, изложенных в обращениях, а обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, - не позднее пятнадцати дней, если иной срок не установлен законодательными актами РБ. При необходимости проведения специальной проверки, запроса необходимой информации руководители государственных органов, иных организаций, в которые поступили обращения, могут продлить указанный срок, но не более чем на один месяц с одновременным уведомлением об этом граждан.

При необходимости направления запросов в иностранные государства и (или) международные организации срок рассмотрения обращений может быть продлен до 6 месяцев.

В случае, если в установленный срок гражданин не получил ответ на свое обращение или получил ответ, который его не удовлетворяет, он вправе подать жалобу в вышестоящий орган или в суд.

29.Вопрос Административно-правовые режимы -- это специальный комплекс оперативных государственных управленческих решений и административно-правовых мер убеждения и принуждения, способных обеспечить достаточно оперативно стабилизацию общественных отношений в регионе или государстве в целом, и последующее упорядочивание общественных отношений, вышедших за пределы влияния обычных административно-правовых мер воздействия.

Основанием для введения специальных административно-правовых режимов выступают нестандартные, неординарные, нетипичные ситуации социального или природно-техногенного характера. Выделяют такие виды специальных административно-правовых режимов:

а) в зависимости от объекта:

-- территориальные режимы (военного положения, карантина, континентального шельфа, исключительной экономической зоны);

-- объектные режимы (режим водохранилища, режим изоляторов временного задержания);

-- режим поведения с предметами, которые представляют собой повышенную опасность или имеют важное государственное значение (режим оружия, наркотических средств, ядов, документов, представляющих государственную тайну, паспортный режим);

б) по предмету регулирования: природоохранные (заказников, национальных и природных парков, курортов и т. д.)

в) по времени действия: постоянные, временные, ситуативные.

Таким образом, в жизни любого общества и любого государства могут возникнуть ситуации, несущие угрозу существованию и того и другого. Это могут быть чрезвычайные природные катаклизмы, различные социальные явления, приобретающие разрушительные черты [5, с. 193].

В перечисленных выше ситуациях государство и общество заинтересованы в действенных инструментах контроля и воздействия. Таким инструментом являются административно-правовые режимы, которые призваны решить две задачи:

1) недопущение негативных для общества и государства последствий, обусловленных чрезвычайными ситуациями природного, социального и техногенного характера;

2) в случае возникновения негативных для общества и государства последствий чрезвычайных ситуаций природного, социального и техногенного характера обеспечить преодоление последствий указанных чрезвычайных ситуаций, минимизацию ущерба, помощь пострадавшим.

30. Вопрос Административное право — это управленческое право, представляющее собой совокупность норм о государственном управлении. Поэтому можно утверждать, что действие норм административного права распространено там, где присутствует государственное управление. Последнее осуществляется не толь­ко органами государственного управления (исполнительной власти, но и иными государственными органами (прокуратуры, суда, следствия, рабочими группами Национального собрания, а также в местных представительных органах).

31.Вопрос Основные принципы организации и деятельности государственных органов:

1) разделение властей;

2) демократический централизм;

3) законность;

4) принятие управленческих решений и обеспечение их исполнения;

5) отчетность перед гражданами, гласность управленческой деятельности;

6) невмешательство государственных органов в деятельность общественных организаций.

Принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную "ветви" означает четкое разграничение их функций и полномочий, независимость, равную ответственность и возможность взаимодействовать, контролировать друг друга. Реализация этого принципа стимулирует демократизацию политико-властных отношений, функционирование "системы сдержек и противовесов", предупреждающей злоупотребления властью.

В Республики Беларусь в систему органов государственной власти входят:

1) Президент Республики Беларусь (президентская власть);

2) органы законодательной (представительной) власти;

3) органы исполнительной власти (исполнительно-распорядительные);

4) органы судебной власти;

5) контрольно-надзорные органы. (Приложение 1 рисунок 1)

Эти институты олицетворяют единую государственную власть. В законах страны закреплен их статус, определены функции и полномочия в управлении обществом.

Президент Республики Беларусь, является Главой государства, гарантом Конституции страны, прав и свобод граждан. Порядок избрания и компетенция Президента, его освобождения и смещения закреплены в главе 3 раздела IV Конституции Республики Беларусь.

Законодательная власть - это система полномочий и представительных органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории государства.

Органы законодательной (представительной) власти в Республике Беларусь является:

1) Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь;

2) Советы депутатов (областные, районные, городские, поселковые, сельские).

Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Состав Палаты представителей - 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются выборщиками (Советами депутатов) по 8 членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Депутат Палаты представителей осуществляет свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, может быть одновременно членом Правительства. Срок полномочий Парламента - 4 года. Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены в случае грубого нарушения Конституции и при отказе в доверии Правительству. Решения по этим вопросам принимает Президент страны.

Палаты собираются на две очередные сессии в год.

Палата представителей избирает из своего состава Председателя и его заместителя. Совет Республики также избирает из своего состава Председателя и его заместителя. Эти руководители Парламента ведут заседания и ведают внутренним распорядком Палат.

При Палате представителей функционируют Совет Палаты, постоянные комиссии, временные комиссии, депутатские группы. Совет Палаты является постоянно действующим органом, подотчетным Палате представителей. При Совете Республики функционируют президиум, а также постоянные и временные комиссии.

Полномочия Парламента, процедура внесения и рассмотрения законопроектов, принятия законов, основные формы деятельности Палаты представителей и Совета Республики закреплены в главе 4 раздела IV Конституции Республики Беларусь.

Исполнительная власть - это система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики государства.

Высший орган исполнительной власти - правительство; на региональном и местном уровне функции исполнительной власти выполняют органы местного управления и самоуправления.

Исполнительную власть в государстве осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь. Это центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Состав Правительства представлен, премьер-министром и его заместителями, министрами, председателями государственных комитетов, руководителями иных республиканских органов управления.

Компетенция Правительства:

1) разработка основных направлений внутренней и внешней политики и принятие мер по их реализации;

2) проведение единой государственной политики;

3) разработка республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

4) принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

5) организация управления государственной собственностью.

Судебная власть - система полномочий и государственных органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов.

Структура судебных органов:

1) Конституционный Суд Республики Беларусь;

2) общие суды (Верховный Суд Республики Беларусь, областные, городские, военные суды);

3) хозяйственные суды (Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, областные и городские хозяйственные суды).

К задачам судебных органов относятся:

1) защита конституционного строя Республики Беларусь, интересов личности, общества и государства;

2) правовое, гражданское воспитание граждан.

Основными принципами правосудия являются:

1) независимость судей и их подчинение только закону;

2) коллегиальность рассмотрения дел, состязательность и равенство сторон в судебном процессе;

3) гласность судебного разбирательства;

4) обеспечение обвиняемому права на защиту;

5) обязательность судебных актов для всех организаций и граждан;

6) неприкосновенность судей.

Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.

К Контрольно-надзорным государственным органам относятся, органы прокуратуры и Комитет государственного контроля.

Надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов осуществляют органы прокуратуры: прокуратура Республики Беларусь, областные, городские, районные, специализированные (транспортная, военная).

Государственный контроль исполнения республиканского бюджета, использования государственной собственности, исполнения актов Президента, Правительства и других государственных органов осуществляет Комитет государственного контроля.

32.Вопрос В систему республиканских органов государственного управления, подчиненных

Наши рекомендации