Во франции и германии xviii-xix вв.
1. Политико-правовая программа Вольтера.
2. Учение Монтескье о государстве и праве.
3. Теория народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо.
4. Учение И. Канта о праве и государстве.
5. Политико-правовое учение Гегеля.
К началу XVIIIв. Франция становится одним из крупнейших центров европейской торговли. ЕЕ промышленность, благодаря оживленным связям с другими столицами, начинает быстро развиваться. В то же время во Франции сохранились пережитки крепостнических отношений, которые препятствовали расширению рынка. В середине XVIIIв. Франция оказалась среди социально-экономических противоречий между феодальным строем и набиравшим силу капитализмом.
Молодой буржуазии во Франции противостояла абсолютная монархия, которая достигла верха своего могущества, поэтому французские буржуа искали социальную поддержку и шли на объединение с народными массами.
Буржуазия выступала во главе третьего сословия, к которому принадлежали тогда все непривилегированные слои населения.
Для Франции того периода наиболее характерны два течения политико-правовой мысли:
- просветители (Вольтер, Монтескье, Руссо). Основной упор они делали на достижение «царства разума», которое видели в установлении буржуазного правопорядка. По их мнению, при таком устройстве государства люди будут совершенными во всех отношениях, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни, такой правопорядок позволит обеспечить формальное равенство всех перед законом, а также свободу индивидам, благодаря всеобщим законам. Французские просветители выступали с критикой абсолютной монархии. Совершенной формой правления государства одни считали конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей, другие республику.
- коммунистическая политико-правовая мысль (Морелли, Бабеф). Идеалом для них был коммунизм, то есть строй который соответствует «природе человека», основанный на принципах общественной собственности и всеобщей обязательности труда.
1. Вольтер (1694-1778 гг.) – французский мыслитель, литератор. Основные труды: «Философские письма», «Метафизический трактат».
Вольтер утверждал, что в различных ситуациях и в разные периоды государство может выступать в различных организационных формах. Наиболее критично он относился к такой форме правления, как тирания, тиран – это «правитель, не признающий иных законов, кроме своих прихотей, присваивающий имущество своих подданных, а затем вербующий их в войско, чтобы отнимать собственность у соседей». Предпочтение он отдавал «просвещенному абсолютизму»: «Самое счастливое время, когда государь - философ». Однако государство с просвещенным монархом – не единственная для Вольтера форма «мудрого правления». Он отмечает, что первоначально государство возникает в форме республики, поэтому республика, по Вольтеру, наиболее приближает людей к их естественному состоянию, поскольку власть в ней осуществляется волею всех на основе законов. Наряду с республикой Вольтер чтит конституционную монархию, которая на тот период сложилась в Англии. Он дал высокую оценку всей политико-правовой системы Англии.
Вольтер выделил следующие неотчуждаемые естественные права человека: 1) свобода «Свобода состоит только в том, чтобы подчиняться только законам». Вольтер особо выделял свободу совести, поэтому полностью отвергал право на нетерпимость по отношению к иноверцам, и свободу на труд, эта свобода представляет собой право каждого индивида «продавать свой труд тому, кто за него дает наибольшую плату, ибо труд есть собственность тех, кто не имеет никакой собственности»; 2) собственность «…собственнический дух удваивает силы человека»; 3) равенство «Все люди рождаются равными…». Естественные законы, по Вольтеру, отражают справедливость, указанную людям природой и запечатленной в людских сердцах.
Наряду с естественными законами Вольтер выделял позитивные законы, необходимость которых объяснял тем, что «люди злы». Однако Вольтер говорил и о несправедливости позитивных законов, которые прежде всего должны были, по его мнению, гарантировать естественные права человека. Вольтер предлагал сжечь старые законы (несправедливые) и написать новые, правильные законы.
Корень всех социальных зол Вольтер находил в невежестве, предрассудках и суевериях, а главным виновником всего этого он считал церковь.
2. Шарль Луи де Монтескье (1689-1755 гг.) – французский правовед и политический мыслитель. Основные его работы: «Персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян», «О духе законов».
Главной темой всей политико-правовой мысли Монтескье является политическая свобода. В понятие своды он вкладывал два основных аспекта: 1) «Свобода есть право делать все, что дозволено законами». Однако Монтескье делал оговорку, лишь те законы способны обеспечить свободу, которые принимаются законодательным собранием, действующим регулярно; 2) «Свобода политическая заключается в нашей безопасности или, по крайней мере, в нашей уверенности, что мы в безопасности». Среди гарантий свободы Монтескье выделял: справедливые уголовные и уголовно-процессуальные законы; справедливые налоговые законы.
Монтескье утверждал, что человеческая свобода напрямую зависит от государственной власти. Для того, чтобы избежать злоупотреблений этой властью, необходимо ее распределить между разными органами. Он делил власть на законодательную (эту функцию должно осуществлять двухпалатное собрание, причем одна палата – наследственная (представляет интересы знати), другая – выборная (представляет интересы народа); исполнительную (эта функция должна находиться в руках монарха, которые имеет право отменять принятые законы, но при этом монарх не имеет право законодательной инициативы) и судебную (эта власть должна точно следовать предписаниям законов).
Монтескье различал естественное и позитивное право. Естественные законы согласуются с природой человека, вытекают из «устройства нашего существа» (например, стремление к миру, желание жить в обществе, добывать пищу и др.). Позитивные законы не всегда совпадают с естественными и могут им противоречить, что, по Монтескье, является несправедливым. Монтескье говорит о «духе законов», имея ввиду зависимость позитивных законов, их разнообразие от физических (климат, численность населения, размер территории и т.п.) и моральных (нравы, принципы правления, религия и т.п.) факторов.
Монтескье полагал, что потребность людей живущих в обществе на основании общих законов обусловливает необходимость образования государства: «Общество не может существовать без правительства…» Монтескье различал четыре формы правления: демократическую республику: «Законы, определяющие право голосования, являются основными для этого вида правления»; аристократическую республику: «Выбор по жребию не должен иметь места; он проявил бы здесь только свои дурные стороны»; монархию: «Власти посредствующие, подчиненные и зависимые образуют природу монархического правления, то есть такого, где правит одно лицо посредством основных законов»; деспотию (значение законов в этой форме правления сводится к нулю.Единственным основным законом деспотического правления является наличие должности полновластного визиря: «Учреждение должности визиря есть поэтому основной закон такого государства»). Природе каждого вида правления соответствует определенная основополагающая идея, которая приводит в движение ту или иную форму правления: для демократической республики такой идеей является добродетель; для аристократической республики – умеренность; для монархии – честь; для деспотии – страх. Поэтому, у Монтескье, природа каждой формы правления определяет основные законы государства.
3. Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) – французский мыслитель, писатель. Основные труды: «Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?», «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического права» и др.
Руссо утверждал, что первоначально люди существовали в естественном (догосударственном) состоянии, где не было частной собственности, все были равными и свободными. «Случайные обстоятельства способствовали совершенствованию человеческого разума», вследствие чего, люди открыли «искусство добывания металлов и земледелие». Следствием обработки земли стал ее раздел людьми, что привело к появлению частной собственности. Руссо полагал, что именно с появлением частной собственности возникает первая форма социального неравенства – имущественноенеравенство. Для ограждения от угнетения слабых, сдерживания честолюбивых и обеспечения каждому обладания тем, что ему принадлежит, происходит объединение бедных и богатых и в результате общественного договора возникает государство. С возникновением государства появляется вторая форма социального неравенства – политическое неравенство. С течением времени правители, став наследственными, стали рассматривать себя собственниками государства, а сограждан в качестве своих рабов, в результате чего появляется третьяформа социального неравенства – устанавливается неограниченная и неподконтрольная народу власть, власть деспотическая.
В своем труде «Об общественном договоре…»Руссо предложил создать такое государство – ассоциацию, которая «защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде». Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу. Основополагающим принципом государства Руссо выдвигает принцип народного суверенитета, который имеет следующие признаки: суверенитет народа неотчуждаем (поскольку в основе общественного договора и народного суверенитета лежит общая воля, то, по мнению Руссо, ее выразителем является весь народ и только непосредственно, а не через своих представителей); неделим (Руссо критикует теорию государственного суверенитета, приверженцем которого был Боден, Гроций и др., который включает в себя совокупность полномочий суверена (право издавать законы, назначать должностных лиц, право войны и мира т.д.).Суверенитет, согласно Руссо, - это только полномочие принимать законы, все другие полномочия – это следствие суверенитета); непогрешим (то есть народ, по мнению Руссо, выражая в законе общую волю, не может ошибаться); имеет абсолютный характер.
В зависимости от количества лиц, занимающихся управлением, Руссо выделяет следующие виды правительств: демократия (Руссо критично относился к ней, считая демократию не соответствующей «естественному порядку вещей»); аристократию и монархию. Однако Руссо полагал, что в чистом виде данные формы правления не существуют, при этом всякое правление посредством законов Руссо считал республиканским правлением.
Руссо придавал огромное значение законам, рассматривая их в качестве выражения общей воли народа. Руссо полагал, что только с помощью закона можно обеспечить справедливость, свободу и равенство людей. Он различает четыре вида законов: политические (рассматривают подданных как единое целое, а не как отдельных индивидов, а их действия как отвлеченные, а не как отдельные поступки); гражданские; уголовные и нравы, обычаи, общественное мнение (по мнению Русо наиболее важные из всех).
Конец XVIII начало XIX века в Германии – это период политической раздробленности и экономической отсталости. Однако именно в это время в Германии происходит расцвет политико-правовой мысли. На этот период приходится создание трудов таких классиков немецкой философии как Кант, Гегель.
4. Иммануил Кант (1724-1804 гг.) – великий немецкий философ, политический и правовой мыслитель. Основные работы: «Критика чистого разума», «Критика способности суждений», «Метафизика нравов».
Кант приверженец договорной теории происхождения государства. По Канту, государство – «объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Целью государства является соответствие государственного устройства «принципам права», то есть государство обязано обеспечить правопорядок.
В основу классификации форм правления государств Кант положил два критерия: принцип разделения властей и количество правящих. В зависимости от количества правящих, Кант выделял: автократию (правление одного), аристократию (правление меньшинства); демократию (правление всех). Согласно принципу разделения властей, Кант выделял: республику (под ней Кант понимал конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей (законодательная и исполнительная власть разделены)) и деспотию (законодательная и исполнительная власть не разделены). Республику Кант считал идеальной формой правления.
Кант рассматривал человека как существо со свободной разумной волей, поэтому и поведение человека, по Канту, зависит не только от общества, но и от самого человека. Кант различал несколько правил поведения (императивов), которые индивид создает сам для себя: гипотетический (условный) императив (это правило поведения, которое человек устанавливает для того, чтобы достигнуть конкретной цели) и категорический (безусловный) императив (это правило должного поведения, никак не связанное с достижением конкретной цели, то есть это моральный закон). Кант признавал недостаточность категорического императива для регулирования человеческого поведения, поэтому он выступал за необходимость правовой системы. В праве Кант различает три категории: естественное право (делится на частное право (регулирует отношения индивидов как собственников) и публичное (определяет взаимоотношения между людьми, объединенных государством)); положительное право (источником которого является воля законодателя) и справедливость (притязание, не предусмотренное законом и не обеспеченное принуждением).
5. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.) – немецкий мыслитель, философ, основатель диалектического учения. Основные его работы: «Наука логики», «Философия права», «Философия истории» и др.
Гегель различает два термина: гражданское общество и государство. Гражданское общество, по Гегелю, это сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. Развитие гражданского общества предполагает наличие государства как его основания «…Государство есть вообще скорее первое, лишь внутри которого семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства раскалывает себя на эти два момента». Формирование такого общества связано у Гегеля с утверждением буржуазного строя. Государство, по Гегелю, представляет собой идею разума, свободы и права. Гегель рассматривает государство с двух сторон. В первом случае государство есть внутренний организм. Гегель делит власть в государстве на: законодательную, которая устанавливает всеобщее (представляет собой Законодательное собрание, имеющее двухпалатную структуру: одна палата – наследственная, состоит из представителей земельной аристократии, другая палата – выборная, состоит из депутатов, которые выдвигаются промышленными корпорациями); правительственную, подводящую особенное и единичное под всеобщее (состоит из чиновников) и княжескую (суверенитет, по Гегелю, принадлежит монарху, а не народу, монарх своей подписью делает закон законом). Во втором случае государство – есть внешний организм (Гегель выступал против идеи вечного мира, полагая, что именно путем войн решаются споры между государствами и что только во время войн люди понимают, что они – для государства, а не государство для них).
Гегель выделял следующие формы правления государств: деспотия, аристократия, демократия и конституционнаямонархия. Идеальной формой правления Гегель считал конституционнуюмонархию. «В монархии есть один господин, в ней господствует право и закон; из нее вытекает реальная свобода».
Гегель рассматривал право в трех значениях: 1) право каксвобода; 2) особое право; 3) право как закон (позитивное право). Позитивное право должно быть общепризнанным. По Гегелю, особое право включает в себя три стадии. Первая – абстрактное право (правоспособность личности, которая имеет свободную волю). Абстрактное право имеет следующие формы выражения: собственность (может быть только частной, поскольку свободная воля может принадлежать только индивиду); договор (через договор приобретается право собственности, поэтому Гегель выступал за свободу договоров); нарушение права (например, обман, преступление). Вторая стадия – мораль (внутреннее самоопределение свободной воли, то есть намерения, цели, мотивы). Только с позиции морали Гегель оправдывал правонарушение. Третья стадия – нравственность (это осуществление свободной воли в общественных отношениях). Нравственность формируется в семье, гражданском обществе и государстве.
ТЕМА 9. БУРЖУАЗНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ I ½ XIX века.
1. Взгляды И.Бентамана право и государство.
2. Возникновение юридического позитивизма Дж.Остина.
3. Теория «надклассовой монархии» Л.Штейна.
Французская революция открыла дорогу развитию капитализма в ряде стран континентальной Европы. В это же время ощутимы результаты промышленного переворота в Англии. Общество становится в развитых странах более буржуазным и делится на два класса – буржуазию и пролетариат.
Во всех странах Западной Европы сохранялись монархии с сильными феодальными пережитками. Однако возродить уничтоженные революцией феодальные отношения в экономической, социальной и гражданско-правовой областях уже невозможно.
К буржуазной политико-правовой идеологии относятся те концепции, которые оценивали гражданское общество периода первоначального капитализма как неизбежное и необходимое явление, требующее теоретического осмысления, идеологического оправдания преимущественно в интересах торговой и промышленной буржуазии.
В этих условиях основным направлением буржуазной политической мысли становится либерализм. Либерализм стоит на защите «гражданской свободы», понимаемой как свобода предпринимательства, договоров, свобода слова, совести, мнений и печати. Государство лишь обеспечивает безопасность личности, частной собственности, общества. Особенно либерализм отстаивал невмешательство государства в экономическую жизнь.
1. Иеремия Бентам (1748-1832 гг.) – английский правовед, философ, родоначальник теории утилитаризма. Основные работы: «Введение в основания нравственности и законодательства», «Фрагмент о государственном правлении» и др.
Бентам не разделял мнения о том, что общество и государство возникли посредством заключения между людьми общественного договора. По его мнению, государства создавались насилием и утверждались привычкой.
Идеальной формой правления считал республику, при которой, по его мнению, достигается «наибольшее счастье наибольшего числа лиц». В вопросах организации государственной власти стоял на демократических позициях, полагая, что в республике учредительная власть должна принадлежать народу (право избирать депутатов парламента на основе всеобщего, равного и тайного голосования). Законодательная власть должна принадлежать парламенту (однопалатный орган). Депутаты парламента несут ответственность перед своими избирателями, которые наделяются правом отзыва депутатов и правом возбуждения в отношении них уголовных дел. Исполнительная власть должна принадлежать должностным лицам, часто сменяемым и ответственным перед парламентом.
Бентам разработал теорию утилитаризма. В основе теории утилитаризма лежат четыре основных положения: 1) получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности; 2) полезность, возможность быть средством решения какой-либо задачи – самый значимый критерий оценки всех явлений; 3) нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья (добра) для наибольшего количества людей; 4) максимизация всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и общественных интересов есть цель развития человечества.
Бентам критиковал теорию естественных прав человека, полагая, что признание такого рода прав должно привести к обоснованию допустимости сопротивления государственной власти. Естественные права человека, противопоставленные закону государства, являются для Бентама «величайшим врагом разума и самым страшным разрушителем правительства». Бентам считал право частной собственности одним из фундаментальных прав индивидов, а частную собственность благом для всего общества. Законодатель не должен посягать на частную собственность, поскольку такие действия законодателя могут привести к нарушению другого фундаментального права индивида – безопасности.Право Бентам определял как выражение воли государства. Поэтому формой права для него является закон. Бентам выступал с критикой прецедентного права Англии. Недостаток прецедентного права заключается в том, что оно создается без какого-либо участия народа и поэтому народу неизвестно.
2. Джон Остин (1790-1859 гг.) – английский правовед. Основной труд «Лекция о юриспруденции, или философия позитивного права».
Джон Остин разграничивает этику, которая имеет дело с моральными категориями; науку о законотворчестве, которая имеет дело с понятиями должного в праве и юриспруденцию – науку о праве. По мнению Остина, юриспруденция изучает право, которое «является правом, даже если оказывается, что нам оно не нравится, или даже если оно отличается от норм, которые мы считаем верными».
Остин полагал, что только право, в строгом смысле слова, я предметом юриспруденции. Право в строгом смысле устанавливается для разумных существ другим разумным существом или существами – законы, установленные Богом (божественное право) и законы, установленные людьми. Среди законов, установленных людьми не все можно, по мнению Остина, отнести к праву в строгом смысле (позитивному праву), например, правила этикета; правила, установленные лицами, не являющимися суверенами и др. Под позитивнымправомОстин понимает приказы, установленные сувереном. Суверен – это то лицо, которому большинство привыкло подчиняться. Суверен, по Остину, «свободен от правовых ограничений», то есть он не связан законами, изданными как им самим, так и его предшественниками, а также связан «законами Бога» и нормами морали. Решения судей, обычаи, мнения ученых, а также практику частных юристов Остин рассматривает как части позитивного права, поскольку они действуют с молчаливого согласия суверена.
3. Лоренц фон Штейн (1815-1890 гг.) – немецкий государствовед, историк и экономист. Основная работа «Социализм и коммунизм в современной Франции».
Штейн различает государство и гражданское общество. Общество основано на разделении труда, которое зависит от формы собственности. Штейн признает, что общество делится на классы и в таком случае государство должно носить надклассовый характер. Противоположные классы стремятся овладеть государственной властью и использовать ее в своих интересах.
Штейн критикует республику как государство, подчиненное обществу. Если в республике имеется высокий имущественный ценз, пояснял Штейн, она становится орудием власти капиталистов; и наоборот, наделение большинства политическими правами подчиняет республику пролетариату.
Единственной формой государства, независимой от классов, Штейн считал конституционную монархию. Наследственный монарх занимает могущественное и недосягаемое положение, поэтому ему чужды интересы какого-либо класса. Только монарх способен осознать интересы общества в целом. Исходя из этого, он предупреждал притеснение одного класса другим.
Штейн различал власти законодательную, правительственную и княжескую (монархическую). В законодательстве должно принимать участие представительное учреждение, перед которым ответственны министры.
Кроме того, Штейн обосновал законность, правопорядок, права граждан, понимаемые как равные возможности членов общества добиваться улучшения своего положения при помощи законных средств.