Тема 5. политическая и правовая мысль

МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

1. Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого.

2. Политические и правовые идеи И.С. Пересветова.

История Московского государства начинается со второй половины XIII века. В течение XIV-XV вв. оно превращается из небольшого княжества в мощное централизованное государство с сильной монархической властью. К концу XVI в. его территория расширяется.

В начале XVII в. происходит крах общественно-политической системы Московского государства, который выливается в так называемую СмутVу. «Смутное время» заканчивается в 1613 г. утверждением на русском монархическом престоле новой династии – Романовых.

Таким образом, говоря о политической и правовой мысли Московского государства, имеется ввиду эпоха, длившаяся с конца XIII до начала XVII в.

Социально-экономический и политический строй Московского государства отличался от социально-экономического и политического строя Киевской Руси. Московия значительно дальше продвинулась по пути феодализации. Это было уже вполне зрелое феодальное общество.

Политическая и правовая идеология Московского государства выглядит уже более сложной по содержанию, более разнообразной по тематике. В рамках ее существуют идеологические течения, предлагающие прямо противоположные варианты решения одних и тех же проблем. Представители этих течений ведут борьбу между собой, как идеологическую, так и политическую.

Русская политическая и правовая мысль в условиях Московского государства имела значительно более солидный культурный фундамент для своей эволюции, чем тот, на котором она развивалась в Киевской Руси.

1. Иосиф Волоцкий (1440-1515 гг.) – выдающийся деятель и идеолог русской православной церкви. Его работы: «Просветитель, или обличие ереси жидовствующих», послания, сказания.

«Ересью жидовствующих» Волоцкий называл еретическое движение, возникшее в Нижнем Новгороде в 70-х гг. XV в. Эффективная борьба с ней невозможна без содействия верховной государственной власти. Стремление обеспечить такую поддержку и заставляет Волоцкого говорить о сущности и функциях великокняжеской власти, об обязанностях великого князя, о взаимоотношениях светской и церковной властей и т.п.

Волоцкий усматривал в «ереси жидовствующих» опаснейшую угрозу нравственным устоям русского общества, распад которых неминуемо влек за собой его гибель.

Таким образом, судьба православной веры и церкви зависит от характера верховной государственной власти и от того, как эта власть будет действовать.

Отстаивая независимость церковной организации, Волоцкий не считал, что государственная власть должна быть поставлена на службу церкви.

В своих посланиях Волоцкий проповедовал идею божественного происхождения верховной государственной власти. От Бога цари получают в управление государство. При этом сам носитель Богом данной царской власти остается подобным другим людям. Но Волоцкий не признавал божественного характера власти русских удельных князей.

Таким образом, Волоцкий придавал верховной государственной власти на Руси, светской по своей сущности, церковный характер. Он смешивал светские законы с религиозными установлениями.

Провозглашение власти Московского государя божественной по своему источнику и придание этой светской власти характера власти церковной огранивало ее произвол строгими рамками. Царь есть Божий слуга, Бог ставит его на царство, возвышает над всеми не для удовлетворения своих эгоистических желаний, а для исполнения особо важной для общества миссии. Русский государь – это, в представлении Волоцкого, прежде всего хранитель православно-нравственных устоев общества, защитник его от всякого вреда душевного и телесного. Волоцкий возлагал на государственную власть церковную, по своей сущности, функцию.

Волоцкий допускал возможность того, что человек, волей Бога посаженный на царский престол, окажется недостойным своей миссии. Поэтому, настаивая на необходимости выказывать властям покорность и послушание, Волоцкий отмечал, что следует служить телом, а не душою, воздавая им царскую честь, а не божественную.

2. Иван Семенович Пересветов – русский мыслитель XVI в. Основные произведения: челобитные Ивану IV (Малая и Большая), сказания, слова.

В своих проектах политических преобразованийПересветов рассмотрел вопросы, касающиеся формы правления и объема полномочий верховной власти, организации общерусского войска, создания единого законодательства, реализуемого централизованной судебной системой. В области управления внутренними делами страны он предусмотрел проведение финансовой реформы, ликвидацию наместничества и некоторые мероприятия по упорядочению торговли.

Пересветов значительное внимание уделяет определению наилучшего варианта организации государственной власти. Единодержавие как наилучшая форма государственной власти и государственного устройства не подвергалась сомнению. Пересветов пользовался термином "самодержец" для выражения представления о суверенном верховном властителе всей русской земли.

Пересветов отмечал неправедные пути обогащения вельмож, ведущие к оскудению страны; взаимные свары между ними, а также творимый ими неправедный суд. Он считал, что беззаконие, беспрепятственно чинимое вельможами в государстве, опасно для царской власти. Искоренения недостатков он ожидал от сильной центральной власти, при этом наличие Совета он считал необходимым атрибутом всякой власти, опирающейся на законные основания.

В системе государственных преобразований Пересветова центральное место занимает военная тема. Пересветов обосновывает необходимость создания общегосударственной казны, призванной заменить наместнический порядок собирания и распределения доходов, предлагает полную ликвидацию наместничества.

Пересветов предлагает принцип оценки личных заслуг, поощрения усердия и талантов в противовес местнической системе иерархического распределения благ и почестей.

Пересветов последовательно проводит идею реализации законности во всех формах общественной и государственной деятельности. Наибольшее внимание он уделяет критике беззакония, критикует такие проявления "неправедности" в деятельности суда, как лжесвидетельство, ложная присяга, рассмотрение заведомо ложных, сфабрикованных дел и т.д.

Пересветова считал, что во все города необходимо направить прямых судей, назначаемых непосредственно верховной властью, жалованных из государевой казны. Судебные пошлины взимать в казну. Судить судьи должны по Судебным книгам. Перед законом все должны быть равны. Жалованье "прямые судьи" должны получать прямо из государевой казны. В этой идее Пересветов впервые ставит вопрос об отделении суда от администрации и образовании единой централизованной судебной системы. Из общей судебной системы Пересветов выделяет воинский суд, который в армии осуществляется высшим начальством, знающим своих людей. Суд свершается на месте, скорый, правый, грозный и не облагаемый пошлиной, по единому для всех Судебнику.

Среди видов преступлений Пересветов упоминает разбой, кражу, обман при торговле, различные правонарушения судебных и государственных чиновников, воинские преступления, ябеду, а также азартные игры и пьянство.

В принцип праведного правления Пересветов включает законную деятельность всего государственного механизма с возглавляющей его центральной властью. Таким образом, Пересветов в своих представлениях близок именно к модели сословно-представительной монархии.

Наши рекомендации