Вознаграждения можно разделить на внутренние и внешние.
Экономические стимулы и социальные гарантии.
Лекция 5.
Тема: Мотивация и стимулирование труда работников государственной организации.
План занятия
1. Сущность, роль и значение мотивации и стимулирования труда.
2. Мотивационная модель.
3. Мотивация и стимулирование труда как элемент процесса управления персоналом.
4. Отличие концепций теории управления США и Японии.
Краткое содержание занятия.
Программно-целевое планирование, как основа современных национальных проектов. Основные этапы формирования национальных проектов. Рынок труда. Безработица как превышение предложения труда над спросом на труд. Определение уровня занятости через взаимодействие спроса на труд с его предложением. Разработка проблемы занятости различными экономическими школами. Отрицание вынужденной безработицы классической политической экономией. Основные положения кейнсианской теории равновесие рынка не гарантирует полную занятость. Современное здравоохранение – национальный проект «Здоровье». Качественное образование – национальный проект «Образование». Комфортное и доступно жилье – гражданам России. Развитие АПК (целевая программа развития сельского хозяйства).
- Сущность, роль и значение мотивации и стимулирования труда.
Мотивация, это:
А) одна из основных функций деятельности управленческого работника, и именно с ее помощью оказывается воздействие на персонал предприятия.
Б) это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
В) это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов.
Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности.
Функция мотивации- она оказывает влияние на трудовой коллектив предприятия в форме:
− побудительных мотивов к эффективному труду;
− общественного воздействия;
− коллективных и индивидуальных поощрительных мер.
Указанные формы воздействия активизируют работу субъектов управления, повышают эффективность всей системы управления организацией.
Сущность мотивации: чтобы сотрудники организации выполнял работу в соответствии с делегированными им правами и обязанностями, сообразуясь с принятыми управленческими решениями.
- Мотивационная модель в управлении организацией.
Мотив - это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость.
Особенности формированиямотивов труда:
А) Мотив труда формируется только в том случае, когда трудовая деятельность является если не единственным, то основным условием получения блага.
Б) Большое значение для формирования мотивов труда имеет оценка вероятности достижения целей. Если получение блага не требует особых усилий либо его очень трудно получить, то мотив труда не формируется.
В) Формирование мотива труда происходит в том случае, если в распоряжении субъекта управления имеется необходимый набор благ, соответствующий социально обусловленным потребностям человека.
Для получения благ требуются личные трудовые усилия работника.
Группа ведущих мотивов, определяющих поведение работника, называется мотивационным ядром (комплексом), имеющим свою структуру, которая различается в зависимости от конкретной трудовой ситуации.
Сила мотива определяется степенью актуальности той или иной потребности для работника.
Мотивы труда разнообразны. Можно выделить несколько групп мотивов труда:
− мотивы содержательности труда;
− его общественной полезности;
− статусные мотивы, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности;
− мотивы получения материальных благ;
− мотивы, ориентированные на определенную интенсивность работы.
Благо становится стимулом труда, если оно формирует мотив труда.
Стимул труда: действия субъекта управления, обладающем набором благ, необходимых работнику, и предоставляющем их ему при условии эффективной трудовой деятельности (стимул).
Мотивы труда можно разделить на биологические и социальные. Биологические мотивы соотносятся с физиологическими позывами и потребностями.
К социальным можно отнести следующие:
- Коллективизм (потребность быть в коллективе) характерен для японского стиля управления персоналом, но имеет сильные позиции и у нас в России.
- Личное самоутверждение (самовыражение) характерно для большого числа работников, преимущественно молодого или зрелого возраста.
- Мотив приобретения нового (знаний, вещей) лежит в основе маркетинга, используется производителями новых товаров и услуг.
- Мотив справедливости проходит через всю историю цивилизации. Несоблюдение справедливости ведет к демотивации.
- Мотив состязательности генетически присущ каждому человеку. Это основа организации соревнования на предприятии.
Типы мотивации работников
Тип мотивации - это преимущественная направленность деятельности индивида на удовлетворение определенных групп потребностей.
Три категории мотивации работников:
А) работники, ориентированные преимущественно на содержательность и общественную значимость труда;
Б)работники, ориентированные по большей части на оплату труда и другие материальные ценности;
В) работники, у которых значимость разных ценностей сбалансирована.
Основные типы мотивации работников:
- «Инструменталист». Суть:
− мотивация такого работника ориентирована на голый заработок, желательно наличными и незамедлительно.
− он индифферентен к форме собственности, работодателю, другим поощрениям.
− по профессии к таким мотивационным типам относятся грузчики, водители такси и т.д.
- «Профессионал». Суть:
− работник такого типа считает важнейшим условием деятельности реализацию своих профессиональных способностей, знаний и возможностей.
− к этой профессиональной группе относятся люди, занимающиеся творчеством в разных проявлениях.
− для них достижением является именно положительное решение стоящей перед ними творческой задачи.
- «Патриот». Суть:
− основа его мотивации к труду высокие идейные и человеческие ценности. Это люди, преследующие целью своей деятельности принести людям добро и гуманизм.
− по профессии - это учителя школ, врачи, работающие в системе государственного здравоохранения, военные.
− особеннуюважность, данный тип мотивации имеет для работников государственного управления (социальный аспект).
- «Хозяин». Суть:
− мотивация такого типа основана на достижении и приумножении богатства, собственности. Потребности таких работников практически не ограниченны.
− это класс предпринимателей, то есть людей, которые идут на риск ради того, чтобы выиграть и увеличить собственное богатство;
− думаютв первую очередь не о благе общества, а о своем собственном благополучии.
- «Люмпен». Суть:
− такой работник предпочитает уравнительное распределение материальных благ.
− его постоянно преследуют чувства зависти и неудовлетворенности порядком распределения благ в обществе.
− он не любит ответственности, индивидуальных форм труда и распределения.
- Экономическое стимулирование, как элемент общей мотивации работника к труду.
Вознаграждение -это все, что работник считает ценным для себя.
Особенности вознаграждения: понятия ценности у людей специфичны, а, следовательно, различна оценка вознаграждения и его относительной ценностей.
Вознаграждения можно разделить на внутренние и внешние.
А) внутреннее вознаграждение - дает сама работа. Это может быть:
− чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения;
− дружба между членами одного трудового коллектива и просто общение с коллегами, возникающие в процессе работы.
Наиболее простой способ обеспечения внутреннего вознаграждения - создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи.
Б) Внешнее вознаграждение – дается организацией. Функция вознаграждения – стимулирование труда.
Стимулированиеявляется ориентацией на фактическую структуру ценностных устремлений и интересов работника, на более полную реализацию имеющегося трудового потенциала.
Отличия мотивации и стимулирования труда:
А)Мотивация, или мотивационная политика, - это стратегическая линия, направленная на достижение глобальных целей, стоящих перед работником, и сочетающаяся с целями предприятия.
Б) Стимулирование – это тактика решения проблемы, удовлетворяющей определенные мотивы работника (в большинстве случаев экономические) и позволяющей ему более эффективно трудиться.