Общечеловеческие ценности и элементы морали
Закрепляются нормами права
В мире нет абсолютной и универсальной морали, делают вывод современные, западные авторы, а есть лишь мораль, связанна с определенными профессиями, религиозная политическая, мораль различных классов, социальных групп, наконец, мораль отдельно взятого в историческом плане общества и его членов – представителей, стоящих у власти или y находящих в оппозиции подвластных классов.
Моральным представляемых рабовладельцев Спартак соответствовали, например, периодически проводившиеся здесь массовые убийства государственных рабов – илотов. Это позволяло держать их постоянном страхе и повиновении. Чтобы придать таким бесчеловечным расправам видимости справедливости и законности, высшие должные лица. Спарты – эфоры – даже объявляли ежегодно илотом войну. И это соответствовало взглядом рабовладельцев на добро, гуманизм, справедливость, общественную полезность. Но соответствовало ли это взглядом на мораль рабов?
Возьмем другой пример. В Древней Индии, согласно Законом Ману, закреплявшим представления господствующих кругов о добре и зле, справедливости и несправедливости, население делилось на неравные во всех отношений групп людей – касты. Первой и высшей из них считалось каста жрецов – брахманов. Закон о них говорит так: Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными – разумные, между разумными – люди, между людьми – брахманы. Рождаясь, брахманы занимает высшее место на земле как владыка всех существ.
Подобные правовые установления, естественно, отвечали интересам находившихся у власти слоев, и соответствовали их морали. Но совпадали ли они с представлениями о морали - добре и зле, справедливости и несправедливости – других слоев общества, в частности низшей касты именуемой в Законах Шудрой? Ведь по закону и морали высшей касты они должны были оставаться полностью бесправными и вести нищенской образ жизни. Ибо все, что существует в мире, - это собственности брахмана: вследствие превосходства рождения именно брахмана имеет право на все это. На долю Шудры Закону Ману оставляли лишь право и обязанность служения высшим кастам со служением. В любом обществе господствующее положение всегда занимала мораль господствующих слоев и классов мораль властвующих, но не подвластных. Это касалось взаимоотношений как внутри страны, так и на между народной арене. Излишне говорить, сколько похвальна в государстве верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность, - писал его светлости Медичи. Н. Макиавелли на тему соотношение морали и право, морали и управления. Однако, продолжал он, мы знаем по опыту, что в наше время велики дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца: такие государи в конечном счете преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность[10].
Мораль и право-взаимодействие и противоборство
2.1 Формирование права в результате правотворческой
Деятельности государства
Кроме исторических происходящих норм морали ее ценностей, носителями которых является те или иные классы, социальные слои, правящие денастие, группы, существуют и непреходящие, вечные, общечеловеческие ценности и элементы морали. Это не только не убий, не укради, не обмани. Но это уважений ближнего как самого себя, неуклонно следуй совету старших, пожелай счастья другим, как самому себе. Известный французский-матералист Гольбах, активно отставивший принципы всеобщей морали, не без оснований утверждал: Все любят себя, все желают своего счастья, все стремятся к тому, что им представляется желательным, и избегают того, что им кажется вредным, все способны следовать опыту, размышлению и в большей или меньшей мере- разуму. Таким образом, все они способны узнать цену добродетели и опасность порока. Обращаясь к сильным мира сего с призывом следовать принципам всеобщей морали, Гольбах писал: Государи! Правьте не на основании справедливости, морали и законов.… Будьте великими, энергичными, справедливыми, творите добро, уважайте свободу и собственность гражданина, не позволяйте угнетать его от вашего имени. Дайте ему полезные и мудрые законы. Старайтесь о его нравственном воспитании…. Иными словами, воплощайте в издаваемых вами законах общечеловеческую мораль.
Общечеловеческие ценности и элементы морали закреплялись и закрепляются нормами права, как в международных, так и в национальных правовых актах. Многочисленных подтверждения тому можно видеть на пример не только современных, но и многих раннее изданных, в том числе и древних, правовых актах.
Так, даже в Законах Ману, закреплявших неравенств и несправедливости, можно найти отражавшие общечеловеческую мораль статьи. Такова, в частности, ст.51(гл.3), в которой записано: Разумному отцу не следует брать даже самого не значительного вознаграждение за дочь: ибо человек, берущий по жадности вознаграждение, является продавцом потомства. Или ст.55 той же главы: Девушки не должны быть почитаемые и украшаемы отцами, братьями, мужьями, а также деверями, желающими много благополучия. Или ст.56: Где женщины почитаются, там боги радуются, но где не почитаются, там все ритуальные действия бесплодны.
На основание данного и других примеров можно сделать вывод о том, что общечеловеческие ценности, заложенные на различных этапах развития общества в праве и морали, совпадают. Право в данном случае закрепляет и охраняет мораль. Последняя, в свою очередь, поддерживает право. Право морально, а мораль согласуется с правом. В этом заключается одно из проявлений их общего и особенного.