Октября 1612 года. Освобождение Москвы от поляков.
(Е. Лисснер. Изгнание поляков из Кремля)
11 июля 1613 года. Избрание царём Михаила Романова.
(А. Кившенко. Избрание Михаила Фёдововича царём всея Руси)
Как мы помним, утвердившийся на престоле Михаил Романов и его окружение не проявили особой признательности князю Дмитрию Пожарскому и нижегородскому купцу Козьме Минину за спасение отечества, оказав им унизительно малые знаки почтения. Только страна и народ не забыли доблесть этих русских воевод. Знаком уважения к их подвигу стал знаменитый памятник в честь этих героев русского народа.
«Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.
Он отмечен годом, днём,
И начертано на нём:
«Гражданину Минину
И князю Пожарскому –
Благодарная Россия».
(Н.П. Кончаловская. Наша Древняя столица. – М. : Детская литература, 1973. – С. 190 – 200.)
Прямым следствием прокатившейся по русской земле смуты стало крепнущее в народе стремление к стабильности и прядку. А ничто так не способствует стабилизации общества, как призыв вернуться к спасительной старине. К тому политическому порядку и тому социально-экономическому укладу, которые гарантировали общественное спокойствие раньше, до смуты, и должны были гарантировать их впредь. Так на почве усталости от смутного времени в народе стали брать верх настроения вернуться к прежним порядкам. После разорений, анархии и произвола смутного времени даже эпоха Ивана Грозного уже не казалась столь ужасной. На этом фоне оказалось возможным избрание на трон Михаила Романова, который (внучатый племянник первой жены Ивана Грозного – Анастасии Романовой), являлся символом преемственности власти, а значит единственным легитимным (вроде бы законным) претендентом на российский престол. Вот как это событие можно отразить в поэтической форме.
«Созвала Москва Собор.
Собрались князья, бояре,
Горожане всей страны
И казённые крестьяне,
Что пахали для казны.
Подошли стрельцы, казаки,
Проследить народ пришёл,
Чтобы шведы и поляки
Не попали на престол.
Горожане рассуждали:
Хоть бы русского избрали!»
И крестьянин думал так:
Русский всё ж не пан поляк!»
И боярство предложило
В государи Михаила –
Из своих, да молодого,
Слабовольного, больного,
Чтоб он властвовать не стал,
Чтоб боярам потакал…»
(Н.П. Кончаловская. Наша Древняя столица. – М. : Детская литература, 1972. – С. 210 – 211.)
Вот эта опора на здоровый консерватизм русского народа, на возобладавший в обществе идеал «всеобщего согласия» позволила первым царям из династии Романовых постепенно восстановить подорванные смутным временем и иностранной интервенцией производительные силы страны, наладить работу государственных учреждений, обеспечить закон и порядок на всей территории. И не только вернуть часть утраченных за годы Смуты и польско-шведской интервенции русские территории, но и добиться их значительного приращения за счёт присоединения Левобережной Украины. Всё это стало возможным потому, что умами людей овладела идея «государства – правды» с православным царём-батюшкой во главе в противовес анархии и разору Смутного времени.