Внешняя политика государства 6 страница

СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНА­ЛИЗМ — направление в полито­логии, с позиций которого исследуются политические системы. С точки зрения структурного функци­онализма, любая политическая система состоит из структур, вы­полняющих определенные функ­ции. Под структурами понимаются политические организации или ин­ституты. Структуры состоят из со­вокупности взаимосвязанных ролей (например: депутат — это полити­ческая роль, а парламент — поли­тическая структура). Под функция­ми понимается всякая периодичес­кая деятельность или совокупность наблюдаемых взаимодействий. Ос­новными функциями политической системы являются: 1) артикуляция и агрегирование интересов, 2) рекрутация, 3) социализация, 4) выра­ботка и принятие решений, 5) ис­полнение решений и контроль. Первые три функции осуществля­ются такими структурами, как пар­тии, группы интересов, лоббистские группировки; последую­щие — бюрократией, судами, кон­тролирующими структурами. В раз­личных политических системах одни и те же функции могут испол­няться различными структурами. Так, напр., функции артикуляции и агрегирования интересов в совре­менных демократических системах будут выполняться партиями, группами интересов, парламентами; в традиционных же системах функ­ции могут выполняться бюрокра­тией, корпоративными структура­ми, кланами, клиентелами и т.п.

СУБКУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕС­КАЯ — совокупность политичес­ких ориентаций, отличающихся от доминирующих политических цен­ностей. Носителем политической субкультуры может быть та или иная общность: элита, маргиналь­ные слои, этнические группы, мо­лодежь и др. Любая политическая культура состоит из субкультур. Так, например, Д. Элазар выделяет в американской политической культуре три основные субкульту­ры: моралистскую, индивидуалис­тическую и традиционалистскую. В моралистской культуре преоблада­ют нравственные требования к по­литическим деятелям. Ее носите­ли — наследники пуританских тра­диций Старого Света. Индивидуа­листическая субкультура делает ак­цент на ограничение сферы дея­тельности государства, автономию личности, правах и свободах лич­ности. В рамках этой субкультуры политика рассматривается как разновидность бизнеса, в котором каждый участник преследует свои интересы. Традиционалистская субкультура в большей степени распространена на Юге США. Ха­рактерными чертами этой субкуль­туры являются ориентации на личные, дружеские связи, клановость и корпоративизм. По характеру взаи­моотношений между субкультура­ми выделяют интегративную и фрагментарную политическую культуру.

СУБЪЕКТ ВЛАСТИ — активная сторона политического действия, носитель и источник политической деятельности. Признаками субъек­та власти являются принятие реше­ний, влияние на процесс выработки и принятия решений, осуществле­ние деятельности по реализации решений и контроль за их реализа­цией. Субъектами политики могут быть как социальные общности, ас­социации, группы интересов, поли­тические лидеры, так и политичес­кие институты (парламент, прави­тельство, президент, суд, партии, корпорации и др.).

СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ — адми­нистративно-территориальное об­разование, часть федеративного государства, обладающая ограничен­ными политическими правомочия­ми. Как правило, С.Ф. может иметь свою конституцию (соответствую­щую требованиям и нормам феде­ральной конституции), законода­тельные и исполнительные органы власти. Совокупность прав, нахо­дящихся в ведении субъекта Феде­рации определяется федеральной конституцией или отдельным договором с федеральными органами власти. В состав Российской Феде­рации входит 83 субъекта.

СУВЕРЕНИТЕТ (< франц. souverainete верховная власть) — не­зависимость и верховенство государственной власти. Понятие «С.» было введено в политическую науку франц. юристом Ж. Боденом, кото­рый определял С. как полную и не­зависимую власть государства. С. проявляется в издании и изменении законов, ведении войны и установ­лении мира, осуществлении право­судия и др. В Новое Время учение о суверенитете было развито Т. Гоббсом и Ж.Ж. Руссо. Последний связывал идею суверенитета с вы­ражением общей народной воли и, таким образом, носителем суверени­тета оказывался народ. В современ­ной политической науке под сувере­нитетом понимается способность государства в установленных пределах осуществлять свои функции.

ТЕОКРАТИЯ (< греч. theos бог и kratos власть) — форма правле­ния, при которой высшая государственная власть осуществляется духовенством. Достаточно часто при теократии монарх одновремен­но является главой церкви. Приме­ром современной теократии явля­ются Саудовская Аравия, Ислам­ская Республика Иран.

ТЕОРИЯ ПЛЕБИСЦИТАРНОЙ ДЕМОКРАТИИ (< лат. plebiscitum решение народа). Основателем данной теории считается М. Вебер. Немецкий политолог считал, что с развитием партий меняется харак­тер политического представитель­ства и политическая организация власти. Политическое влияние приобретают лица, контролирую­щие партийный аппарат — «маши­ну» — и находящиеся вне парламента. Используя находящийся под контролем партийных лидеров пар­тийный аппарат, можно в обход парламента прийти к власти. Пле­бисцит рассматривается как источ­ник легитимности «вождя нации», в задачу которого входит обеспече­ние национальной политической интеграции и контроль над всеми государственными органами влас­ти. В центре «плебисцитарной вождистской демократии» — харизматический лидер, избранный прямым голосованием народа и имеющий возможность действовать через голову парламента. Одновременно лидер несет полити­ческую ответственность перед избирателями, которые делегируют ему полномочия контроля за бюро­кратией. Таким образом, народу и отдельным индивидам в теории пле­бисцитарной демократии отводится роль пассивного участника полити­ческого процесса, преимуществен­но на выборах. Вебер полагал, что харизматический лидер, стоящий вне классов и социальных групп, имея независимый от бюрократии источник легитимизации своей власти и не будучи интегрирован в бюрократическую иерархическую структуру, смог бы объединить во­круг себя нацию и защитить инди­вида перед лицом наступления все­властия бюрократии и «социалис­тического коллективизма». Иде­альной моделью плебисцитарной демократии многие политологи считают политическую систему во Франции, созданную Ш. де Голлем.

ТЕОРИЯ ПЛЮРАЛИСТИЧЕС­КОЙ ДЕМОКРАТИИ (< лат. plural множество) — концепция, согласно которой политический процесс представляет собой борьбу множе­ства социальных, профессиональ­ных, религиозных, местных, нацио­нальных или др. группировок, каж­дая из которых обладает своими собственными специфическими ин­тересами. Эти группировки пред­ставлены различного рода группа­ми интересов, между которыми возникает соперничество. На госу­дарство возлагается роль арбитра и примирителя конфликтующих ин­тересов. Процесс принятия реше­ний представляет собой выбор не­которого «среднего пути», который не сводится к какому-либо одному интересу. Таким образом, обеспе­чивается равновесие социальных и политических сил, обеспечиваются гарантии от монополизации власти.

ТОТАЛИТАРИЗМ (< лат. totalis весь, целый, полный) — полити­ческий режим, при котором государство стремится к полному, все­охватывающему контролю за всеми сторонами общественной жизни. Т. — разновидность диктатуры. Термин «Т.» впервые был введен в политический лексикон лидером итал. фашистов Б. Муссолини в 1925 г. для характеристики своего движения и режима. В 1929 г. газе­та «Тайме» употребила понятие «Т.» для характеристики режима, сложившегося в Советском Союзе. После Второй мировой войны тота­литарными стали называть режи­мы, существовавшие в фашистской Германии, СССР, странах «побе­дившего социализма». Классичес­кими считаются признаки, выде­ленные К. Фридрихом и 3. Бжезинским (1956): 1) официальная идео­логия, отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового об­щества; 2) монополия на власть единой массовой партии, стро­ящейся по олигархическому при­знаку и возглавляемой харизматическим лидером; 3) система терро­ристического полицейского кон­троля; 4) партийный контроль над всеми средствами массовой инфор­мации; 5) всеобъемлющий кон­троль над вооруженными силами; 6) централизованный контроль за экономикой и система бюрократи­ческого управления экономической деятельностью. Т. отличается от других диктатур наиболее высокой степенью регламентации и контро­ля. По существу он стирает грань между государством и обществом, между политическим и социаль­ным, между общественным и част­ным. Различают правый и левый Т. Первый существовал в фашистской Германии, второй — в коммунис­тических странах. Т. — это «реак­ция» общества на кризисы периода индустриализации, ускоренную мо­дернизацию, форсированное, догоняющее развитие. В такие периоды общество испытывает сильные перегрузки: разрушаются традици­онные структуры, у человека рож­дается чувство потерянности и оди­ночества, требующее консолидации на новой основе. В условиях воз­никновения «массового производ­ства» и «массового человека» осо­бую роль в процессе консолидации играет идеология. Т. весьма устой­чивый политический режим, однако его стабильность постепенно раз­рушается из-за низкой степени адаптации к новым требованиям, неразвитости процессов артикуля­ции и агрегирования интересов.

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО —форма государственного устройст­ва, административно-территориальные образования которой не имеют политической самостоятель­ности. Для унитарного государства характерны следующие черты: 1) единая конституция, действую­щая на всей территории страны; 2) единая система высших государ­ственных органов власти, юрисдик­ция которых распространяется на всю территорию; 3) единая право­вая система; 4) подчинение муни­ципальных органов власти общего­сударственным. Унитарные госу­дарства подразделяются на центра­лизованные и децентрализованные. К первым относятся Великобрита­ния, Дания, Швеция; ко вторым — Франция, Италия, Испания. В от­личие от централизованных, в де­централизованных унитарных го­сударствах регионы обладают автономией и могут даже иметь свои законодательные и исполнительные органы. Такая разновид­ность унитарного государства в последнее время получила название регионализм.

ФАШИЗМ (< итал. fascio связка, пучок, объединение)— политичес­кий режим, отличающийся крайним этатизмом и национализмом. Ф. яв­ляется одной из разновидностей диктатуры. Впервые фашистский режим возник в Италии в период правления Б. Муссолини. Лидер итал. фашистов следующим обра­зом сформулировал кредо своего движения: «Все в государстве, ни­чего вне государства, ничего против государства». В его партийных ра­ботах и программах подчеркива­лась необходимость господства только одной идеологии, позитив­ная роль насилия и страсти к поко­рению. Фашистскими можно также назвать режимы, сформировав­шиеся в 30-х гг. в Испании и Гер­мании, в 40—50-х в Аргентине, в 60-х гг. в Греции. Американский политолог X. Линц предлагает раз­делять Ф. на «тоталитарный» (Ита­лия, Германия) и «подражатель­ный» (Испания, Португалия, Ру­мыния). Согласно его концепции, Ф. не получил полного развития в тех странах, где реакционные груп­пы опирались на армию, бюрокра­тию и монархию. Большинство ис­следователей фашизма признают, что его возникновение связано с разрушением традиционных устоев и укладов, неспособности элит найти новые адекватные формы интеграции масс. С. Роккан подчерки­вает, что сфера распространения фашизма во многом совпадает с зоной бывших империй. По его мнению, Ф. — это отрицательная реакция общества на разрушаю­щуюся или отсутствующую нацио­нальную идентичность. С точки зрения сторонников марксизма, возникновение фашизма связано с противоречиями империалистичес­кой стадии капитализма. Его социальную основу составляют предста­вители крупного капитала, крупная промышленная буржуазия. В кон­цептуальных рамках других подходов подчеркивается антиолигархи­ческая и антикапиталистическая (наряду с антикоммунистической) направленность фашизма. Ф. Бау­эр считает, что в фашизме проявил­ся антагонизм средних классов по отношению к элите, их «бунт» про­тив ущемления собственных инте­ресов в период индустриализации. С. Липсет предлагает во многом схожую концепцию, согласно кото­рой социальной базой фашизма яв­ляется экстремистская часть среднего класса.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ —представительный и законодатель­ный орган власти Российской Феде­рации. Ф.С. состоит из двух палат: верхней — Совета Федерации и нижней — Государственной Думы.

ФЕДЕРАЦИЯ (< лат. foederatio союз, объединение) — форма госу­дарственного устройства, при которой входящие в состав администра­тивно-территориальные образова­ния (субъекты Федерации) облада­ют ограниченной юридической и политической самостоятельностью. Характерными чертами федерации являются: 1) наличие конституции союза и субъектов Федерации; 2) верховенство союзной конститу­ции и общефедерального законода­тельства; 3) существование феде­ративного гражданства и граждан­ства субъектов Федерации; 4) наличие законодательных, исполни­тельных и судебных органов власти на уровне субъектов Федерации; 5) право представительных органов субъектов Федерации принимать законодательные акты в пределах установленных полномочий и ком­петенции. В современном мире на­считывается 20 федеративных госу­дарств: Австралия, Австрия, Ар­гентина, Бельгия, Бразилия, Вене­суэла, Индия, Канада, Поморские Острова, Малайзия, Мексика, Ни­герия, ОАЭ, Пакистан, Россия, США, Танзания, ФРГ, Швейцария. В XIX в. федерации утвердились в Швейцарии, США, странах Латин­ской Америки. После Второй миро­вой войны федеральным стало го­сударственное устройство некото­рых государств Азии и Африки. В политической науке дискуссионным остается вопрос о субъекте сувере­нитета в федеративном государст­ве. Согласно одному подходу, суве­ренитетом обладает только федера­ция в целом (Г. Еллинек, П. Лабланд, В. Уиллоуби). Согласно дру­гому — носителями суверенитета являются субъекты Федерации (М. Зейдель, Д. Кальгун). Сторон­ники компромиссного подхода счи­тают, что суверенитет делится между федерацией и ее субъекта­ми, что, в свою очередь, выражает­ся в разделении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Феде­рации. Чаще всего такое разделе­ние фиксируется и отражается в Конституции. Часть полномочий делегируется и находится в ведении общефедеральных органов власти, часть — в ведении субъектов Фе­дерации и еще одна часть — в со­вместном ведении. Федеративные государства подразделяются на эт­нические и анэтнические. В этни­ческих федерациях население наци­онально неоднородно (Канада, Рос­сия) и субъекты образуются по на­циональному признаку. В анэтнических федерациях население либо этнически едино (Австрия, ФРГ), либо тяготеет к однородности (Ав­стралия, США). По правовому ста­тусу субъектов федерации подраз­деляются на симметричные (Чехо­словакия до 1993 г.), в которых права и представительство субъек­тов Федерации в высших органах власти одинаковы, и асимметричные, в которых существует неравенство субъектов либо в правах, либо в представительстве. Большинство федераций, в том числе и Россия, относятся к асимметричному типу.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА — административ­но-территориальная организация государства, а также система взаи­моотношений центральных и реги­ональных органов власти. Обычно выделяют три формы государствен­ного устройства: унитарную, феде­рацию и конфедерацию.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ — структура высших государственных орга­нов власти. Ф.П. характеризуется порядком формирования высших органов власти, а также распреде­лением между ними функций и полномочий. Выделяются две основ­ные формы правления: монархия и республика.

ХАНТИНГТОН Самуэль (1927) — амер. политолог, специалист в об­ласти сравнительной политологии и транзитологии (раздела политоло­гии, изучающего переход от автори­таризма к демократии). Одна из ключевых проблем исследований Хантингтона — политическое раз­витие, которое он отделил от социально-экономической модерниза­ции. Основным критерием полити­ческого развития амер. ученый счи­тал институционализацию. Высо­кий уровень политической институционализации является основой политической стабильности и ус­тойчивости в переходных общест­вах. В книге «Третья волна: Демократизация в конце XX столетия» X. рассматривает переход к демо­кратии во многих странах в конце 70—80-х гг. как глобальный про­цесс демократизации. При этом амер. политолог не исключает воз­можности для некоторых госу­дарств отката назад к авторитарным режимам, но общий ход эволюции заключается, по его мысли, в неиз­менном увеличении стран, избрав­ших и вставших окончательно на путь демократии.

ХАРИЗМА(< греч. charisma боже­ственный дар) — экстраординар­ная способность, свойство, качест­во индивида, выделяющее его среди остальных и, что самое главное, не столь приобретенное им, сколько дарованное ему природой. Богом, судьбой. Харизматический тип гос­подства впервые был описан Р. Зомом в работе, посвященной анализу церковного права древнех­ристианских общин. Понятие «X.» играет важнейшую роль в социоло­гии М. Вебера. Если для Р. Зома X. — это мистический дар религиозного пророка, то для М. Вебе­ра — сверхъестественные свойст­ва личности, позволяющие ей под­чинить себе массы. X., по Веберу, обладают герои, великие полковод­цы, маги, пророки, выдающиеся политики, основатели мировых ре­лигий — Будда, Иисус Христос, Магомет, великие завоеватели — Александр Македонский, Цезарь, Наполеон. Харизматический лидер современности, согласно Веберу, это политик-демагог, который лю­быми путями добивается доверия масс, указывая им цели действия. Харизматическое господство воз­никает в условиях социально-поли­тического кризиса. Он способству­ет появлению вождей, идущих на­встречу духовным потребностям масс, которые приписывают им не­обыкновенные свойства. При этом вождями могут быть пророки или герои, волшебники или демагоги, врачи или шарлатаны и даже пред­водители бандитских шаек. Вождь-харизматик всегда стремится подо­рвать основы существующего по­рядка и отличается политическим радикализмом. Вебер рассматри­вал харизму как «великую револю­ционную силу», существовавшую в традиционном типе обществ и спо­собную внести изменения в лишен­ную динамизма структуру этих обществ. Источником личной предан­ности харизматическому лидеру яв­ляется не традиция и не признание формального права вождя, а эмо­ционально окрашенная вера в его ха­ризму и преданность ей. Такая вера — основа легитимности лидера-харизматика. Именно поэтому он должен постоянно заботиться о со­хранении своей харизмы и доказы­вать ее существование. Для под­держания харизмы необходимы ре­гулярные «великие» деяния вождя, приносящие крупный успех, побе­ду, эпохальные и «судьбоносные» решения и т.п. Как только они ис­сякают, так сразу же исчезает вера в его необыкновенные качества, а следовательно, разрушается и ос­нова харизматического господства. Со стабилизацией социальной сис­темы оно трансформируется в тра­диционное или бюрократическое, происходит «рутинизация хариз­мы». В последние десятилетия в политической науке возрождается интерес к концепции харизмы. Со­временный ученый А.М. Гантер вы­деляет шесть основных характерис­тик, присущих харизматическому лидеру: 1) «обмен энергией» или умение воздействовать на людей эмоционально, способность заря­жать энергией окружающих; 2) «завораживающая внешность» или образ, вызывающий симпатию у массы; 3) «хорошие риторические способности и некоторый артис­тизм» или выдающиеся коммуника­тивные способности, искусство и дар увлекать своими выступления­ми большие скопления людей; 4) «положительное восприятие восхищения своей персоной» или состояние психологического ком­форта при повышенном внимании и восхищении со стороны общества; 5) «независимость характера», проявляющаяся в способности по­лагаться только на себя; 6) «до­стойная и уверенная манера дер­жаться» или имидж сильного чело­века, способного добиваться вели­ких целей.

ХУНТА(< лат. junta собрание, объ­единение) — 1) органы местного самоуправления в Испании, Италии, а также в некоторых государ­ствах Латинской Америки; 2) груп­па военных, захватившая власть в результате государственного пере­ворота.

ЦЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ — 1) высшие принципы, обеспечи­вающие согласие в обществе или социальных группах по основным проблемам и целям; 2) верования и представления о желательном и наилучшем типе политической сис­темы, политических целях и средствах их достижения, влияющие на политическое поведение и выбор его моделей. Ц.П. служат ориенти­ром в сложном мире политики, определяют ее смысл и содержание. В политических ценностях отражают­ся желания и интересы социально­го субъекта. С точки зрения веберовской методологии, Ц.П. могут играть роль идеальных конструктов с помощью которых осуществляет­ся познание мира политики.

ЧИЧЕРИН Борис Николаевич (1828—1904) — выдающийся рус. юрист, философ, историк. Ч. называют одним из основателей рус. «государственной школы», одним из первых рус. идеологов либера­лизма. Его политические взгляды характеризуются как «охранитель­ный» или консервативный либера­лизм. В центре внимания Чичери­на — идея свободы, которую он разделял на свободу гражданскую, общественную и политическую. В обществе должно существовать равновесие между свободой граж­данской и политической. Государ­ство выражает интересы народа, общее благо, но, если получает перевес над общественной сферой и поглощает последнюю, оно пол­ностью уничтожает как основы лич­ной свободы, так и основы собст­венного существования. Однако политическая свобода может вести не только к благу, но и к конфлик­там и раздору в обществе. Если не­обходимое государству единство не может быть установлено согласием граждан, необходимо прибегнуть к власти. Общее политическое пра­вило, сформулированное Чичери­ным, гласит: чем меньше в общест­ве единства, тем сосредоточеннее должна быть власть и, наоборот, чем крепче народное единство, тем более разделенной она должна быть. «На этом законе, — писал Чичерин, — основывается воз­можность или невозможность по­литической свободы». Там, где народ не имеет длительных тради­ций свободы, ее надо вводить осто­рожно и постепенно, так как неуме­ние пользоваться ею может при­вести к серьезным общественным осложнениям. Это положение, — считал Чичерин, — справедливо и для России. Ее движение к свободе должно быть постепенным и спо­койным — только освоив обретен­ное, можно идти вперед. Чичерин выступал за поэтапные эволюционные реформы «сверху» для Рос­сии. Промедление с реформами, предупреждал он, ведет к револю­ционному взрыву. Важнейшая за­дача на пути реформ — ограниче­ние самодержавия в России, спло­чение реформаторских сил на плат­форме «либерал-консерватизма» под лозунгом «либеральные» меры и сильная власть». Сочетание ли­беральных мер — предоставление свободы деятельности (и, прежде всего, экономической), печати, слова и др. с функциями сильной власти — сохранением государст­венного единства, охраной порядка, контролем за соблюдением зако­нов, может обеспечить конституци­онная монархия, — полагал Ч.

ЭГАЛИТАРИЗМ (< франц. egalite равенство) — направление обще­ственно-политической мысли, утверждающее в качестве высшей политической ценности равенство. Согласно эгалитаризму, государст­во должно проводить политику в области перераспределения дохо­дов. Умеренный Э. выступает за со­хранение, но существенное ограни­чение частной собственности.

ЭКСТРЕМИЗМ (< лат. extremus крайний) — приверженность к крайностям в политике. Чаще всего Э. проявляется в отрицании суще­ствующих политических норм, цен­ностей, процедур, основополагаю­щих принципов организации поли­тических систем, стремлении к под­рыву политической стабильности и низвержению существующей влас­ти. Для экстремизма характерна нетерпимость к инакомыслию, плюрализму, к поиску консенсуса. Различают экстремизм политичес­кий, этнический и религиозный. По­литический Э. стремится к радикаль­ному изменению государственного строя и существующего политичес­кого режима. Этнический Э. ориен­тирован на защиту интересов опре­деленной нации, на утверждение ее привилегированного положения и превосходства. Религиозный экстре­мизм проявляется в нетерпимости к представителям других религий и конфессий. В ряде восточных стран религиозный Э. является формой экстремизма политического. Э. при­сущ маргинальным слоям, для кото­рых характерно преобладание норм контркультуры над нормами поли­тической культуры.

ЭЛЕКТОРАТ (< лат. elector изби­ратель) — совокупность граждан, обладающих избирательными правами. В политической науке значи­тельное внимание уделяется элек­торальному участию, степени элек­торальной активности, мотивам го­лосования и избирательным пред­почтениям различных электораль­ных групп (или сегментов электо­рата).

ЭЛИТАРНАЯ (ЭЛИТИСТСКАЯ) ТЕОРИЯ ДЕМОКРАТИИ — кон­цепция, согласно которой власть при демократии осуществляется элитами. Отличие демократии от диктатуры состоит в наличии нескольких элит, конкурирующих друг с другом. Основоположником данной теории считается И. Шумпетер, понимавшей под демокра­тией такое институциональное уст­ройство, при котором индивиды приобретают право на принятие ре­шений путем конкурентной борьбы за голоса избирателей. В качестве отличительных черт демократии от­мечаются: политическая конкурен­ция; регулярные и свободные вы­боры; доступ к власти в результате открытой политической борьбы.

ЭТАТИЗМ (< франц. etat государ­ство) — высокая степень вмеша­тельства государства в экономическую и социальную жизнь общества. Процессы этатизации приводят к сильной централизации, росту и усилению бюрократии, монополи­зации политической власти. Прин­ципы этатизма были сформулиро­ваны в политической философии Платона, Гоббса, Гегеля. Привер­женцы этатизма настаивают на первичности государства по отно­шению к личности, рассматривают государство как высшую цель и ко­нечный продукт общественного развития, они расширяют его права и границы допустимого вмешатель­ства государства в социальную жизнь.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛАСТИ — демонстрируемая способность как политической системы в целом, так и ее институциональной подсистемы к адаптации к новым требованиям и проблемам, к мобилизации ресурсов на достижение целей, а также к обес­печению поддержки со стороны об­щества и правящей элиты. Показа­телями эффективности власти явля­ются: качество и среднестатистичес­кая продолжительность жизни, уро­вень доходов на душу населения, ин­декс инфляции, уровень инвестиционной активности, динамика эконо­мического роста и др.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1). Соотнесите партийные системы с их характеристикой:

1. монопартийная.

2. поляризованного плюрализма.

3. двух с половиной партий.

Варианты ответов.

1.Характеризуется наличием двухсторонних оппозиций (т. е. «справа» и «слева»)

преобладание центростремительных тенденций над центростремительными (2)

2.При наличии двух основных партий существует третья, менее сильная, но

способная оказать влияние на исход борьбы за власть (3)

3.Существует единственная партия, монополизировавшая государственную власть

(1)

2). Работа под названием «Политика» принадлежит мыслителю античности.

а). Полибию б). Аристотелюв). Платону г). Цицерону

3). Системой рекрутирования политической элиты называется:

а). Мажоритарная б). Антерпренерскаяв). Пропорциональная г). Партийная

4). Власть, воспринимаемая населением как правомерная и справедливая называется …

а). Легитимнойб). Легальной в). Харизматической г). Лояльной

5). К причинам замедления ограниченности в развитии гражданского общества в нашей

стране не относятся:

Варианты ответов.

1. Исторически обусловленная традиция почитания подчиненности власти

2. Низкая правовая и политическая культура граждан

3. Переход к рыночной системе хозяйствования, развитие частной собственности

4. Высокий уровень дифференциации общества на бедных и богатых, при доминировании

неимущих

6). Формулировка «Неограниченная власть одного человека или группы лиц, не

допускающая политической оппозиции, но сохраняющая автономию личности и общества

во внеполитических сферах» соответствует ___________ политическому режиму.

а). Авторитарномуб). Либерально-демократическому

в). Национал-социалистическому г). Тоталитарному

7). Автором работы «Категории системного анализа политики» является ….

а). Д. Истонб). Г. Алмонд в). П. Сорокин г). С. Роккан

8). М. Вебер настаивал на том, что политическое познание, также как и естественные

науки, должно ___________ .

а). Использовать только один метод

б). Быть свободно от субъективных оценок

в). Быть логически непротиворечивым

г). Строится u1085 на основе личных наблюдений

9). Объектом изучения политологии выступает ….

а). Институциональные формы политики

б). Законы функционирования политической системы

в). Закономерности становления политической системы

г). Политическая реальность

10). Верны ли суждения?

А. Свобода воли человека является фактором неопределенности в политическом

прогнозировании.

Б. Элементы единообразия в политическом прогнозировании рассматриваются как

Наши рекомендации