Меры в промышленности и торговле.
- Национализация промышленности. В результате на основе декрета от 28 июля 1918 г. была проведена ускоренная национализация всех отраслей промышленности, а не только важнейших. К 1920 г. под контролем ВСНХ находилось было национализировано до 80% крупных и средних предприятий. В национализированном секторе трудилось 70% занятых.
- Ликвидация рынка и товарно-денежных отношений. Натурализация хозяйственных связей. 22 июля 1918 г. был принят декрет СНК О спекуляции, запрещавший всякую негосударственную торговлюОбеспечение населения продовольствием, предметами личного потребления осуществлялось через сеть государственного снабжения, для чего были введены карточки, пайки и нормы выдачи.
- Крайняя централизация управления народным хозяйством, в первую очередь, промышленностью и распределением (через ВСНХ, Наркомпрод и т.д.). Пиком централизаторства стал главкизм. В 1920 г. существовало 50 главков, подчинявшихся ВСНХ, координировавших смежные отрасли и занимавшихся распределением готовой продукции - Главторф, Главкожа, Главкрахмал и др. Предприятия и их объединения не имели при этом никакой самостоятельности.
Элементы насилия и принуждения.
- Принудительный характер труда.Была введена всеобщая трудовая повинность, сначала для буржуазных элементов, а с апреля 1919 г. - для всего населения в возрасте от 16 до 50 лет (лозунг времени - Не трудящийся да не ест!). Для закрепления рабочей силы на одном месте в июне 1919 г. были введены трудовые книжки.
- Милитаризация труда. Рабочие превращались в бойцов трудового фронта.
- Деятельность чрезвычайных органов. Гражданская война была временем чрезвычайных органов, особых полномочий и террора.
Последствия политики военного коммунизма:
- Были созданы социально-экономические условия для победы Советской республики над интервентами и белогвардейцами.
- Экономический кризис. К 1920 г. национальный доход упал с 11 до 4 млрд. рублей по сравнению с 1913 г. Рабочие уходили в деревню, где еще можно было прокормиться. Продразверстка привела к сокращению посевов и валового сбора основных сельскохозяйственных культур.
- Социально-политический кризис – крестьянские восстания, забастовки рабочих, выступления в армии и на флоте.
Для вывода из кризиса требовалось срочное принятие решительных мер. X съезд РКП(б) (март 1921г.) принял принципиальное решение об изменении курса внутренней политики. Новый курс заключался в смене «военно-коммунистических» методов командования народным хозяйством экономическими рычагами руководства. Он был назван «новой экономической политикой».
Сущность НЭПа заключалась в восстановлении в ограниченных рамках рыночной экономики при сохранении командных высот народного хозяйства в руках партийно-государственного аппарата. Тактической целью НЭПа стал выход из кризиса путем укрепления экономического союза рабочих и крестьян, города и деревни. Стратегической целью НЭПа стало построение социализма, скачок к которому через «военный коммунизм» оказался неудачным.
Основные элементы нэпа.
В промышленности.
- Децентрализация. Главки были упразднены, а вместо них созданы тресты - объединения одноотраслевых предприятий, получавших частичную хозяйственную и экономическую самостоятельность. Тресты объединялись к синдикаты, занимавшиеся сбытом, снабжением, кредитованием.
- В промышленности развиваласьаренда. Ряд предприятий был сдан иностранным фирмам в форме концессий.
- В результате в промышленности прирост продукции в первые годы нэпа осуществлялся очень высокими темпами. К концу 20-х годов советская экономика в целом лишь немного отставала от довоенного уровня.
В сельском хозяйстве.
- Вводимый вместо продразверстки продовольственный налог был вдвое меньше разверстки, его размер объявлялся заранее (накануне посевной) и не мог быть увеличен в течение года. Излишки, остававшиеся у крестьян, разрешалось продавать по рыночным ценам.
- В 1922 г. по новому земельному кодексу допускалась сдача земли в долгосрочную аренду (до 12 лет), выделение крестьянина из общины для организации хуторских и отрубных хозяйств (эта мера оказалась своевременна, поскольку в результате аграрной реформы 1917-1920 гг. практически все крестьяне вновь оказались в общине). Снимался запрет с применения наемного труда и создания кредитных товариществ. Сокращалась общая сумма единого сельхозналога.
- Развитие кооперации: онастала самодеятельной организацией, которую характеризовало добровольное членство, паевые взносы, а также принципы материальной заинтересованности и хозрасчета. Производственная кооперация включала в себя сельхозкоммуны, артели, ТОЗы, совхозы - все главным образом бедняцко-середняцкие.
- Восстановление крестьянского хозяйства. К 1923 г. в основном были восстановлены посевные площади. Валовый сбор зерновых превысил уровень 1909-1913 гг. К 1927 г. был достигнут довоенный уровень в животноводстве. Начал развиваться экспорт за границу сельхозпродукции и сырья.
В торговле.
Развитие товарно-денежных отношений привело к восстановлению всероссийского внутреннего рынка (воссоздавались крупные ярмарки - Нижегородская, Бакинская, Ирбитская и др.). Для оптовых сделок к 1923 г. было открыто 54 биржи. Быстро развивалась розничная торговля, на 3/4 находившаяся в руках частников.
Итоги НЭПа.
С 1923 г. страна вступила в полосу хозяйственного подъема. К середине 20-х годов сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность в основном достигли довоенного объема производства. Восстановлению сельского хозяйства и связанных с ним отраслей промышленности во многом способствовала торговля.
Страна превратилась в большой рынок. Частник стал главной фигурой розничной торговли. В оптовой торговле преобладали государственные и кооперативные предприятия. Наиболее быстро развивалась потребительская кооперация, тесно связанная с деревней.
Вместе с тем обнаружились многие внутренние социально-экономические проблемы. Нэповская система переживала кризисы с определенной цикличностью. Появилось социальное расслоение (нэпманы).
К концу 20-х гг. руководство страны оказалось перед очередной альтернативой: либо сдача позиций советской власти и углубление нэпа, либо курс на полную и окончательную победу новых социалистических отношений. Был выбран второй вариант, предложенный сталинской партией власти и означавший отказ от нэпа..
21. Национальная политика советского руководства в 1920-х годах. Образование СССР. Внешняя политика руководства страны 1920-х и начала 1930-х гг (до 1934 г)
Распад в 1917-1918 гг. единого, централизованного Российского государства сменился объединительным движением, которое привело к образованию СССР.
Сложились 2 варианта плана образования нового государства:
- Сталинский план автономизации
Для разработки плана объединения всех советских республик ЦК РКП(б) создал в августе 1922 г. специальную комиссию во главе с В.В.Куйбышевым. Комиссия пришла к выводу о необходимости создания государственного союза социалистических республик путем включения их в РСФСР на правах автономных. В основу такого решения лег проект, составленный Генеральным секретарем ЦК (с апреля 1922 г.) И.В.Сталиным и названный «планом автономизации».
- Ленинский план федерации
Ленин, выяснив, что «автономизацию» не поддержали 3 из 6 республик, предложил план союза равноправных республик: не в РСФСР, а вместе с ней социалистические республики входят «в новый союз, новую федерацию». Ленинский план был более демократичным. Сталин расценил позицию Ленина как «национал-либерализм», но открыто возражать не стал.
Фактически Сталин (на словах соглашаясь с ленинским планом) стал воплощать свой план автономизации, о чём свидетельствуют Союзный договор 1922 г. и Конституция 1924 г.
СССР возник в конце 1922 года. 30 декабря 1922 года I Съезд Советов ССР принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик, где были зафиксированы принципы образования нового государства, избрал высший законодательный орган – Центральный исполнительный комитет (ЦИК). Союз состоял из 4 республик: РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, Закавказской Федерации (объединяла Армению, Грузию, Азербайджан).
31 декабря 1924 года II Всесоюзный съезд Советов принял первую Конституцию СССР. В Конституции был определен круг вопросов, находящихся в ведении высших органов власти СССР: внешняя политика, границы, вооруженные силы, транспорт, связь, планирование народного хозяйства, объявление войны и заключение мира. Формально каждая республика имела право выхода из Союза. Высшим органом власти является Всесоюзный съезд Советов, в промежутках между ними – ЦИК, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.
Несмотря на авансы, данные республикам, Конституция 1924 года «поощряла» постоянное вмешательство центральной власти в дела республик. Решения исходили из центра, он же контролировал периферийные власти.
Вскоре в союз республик были приняты Узбекская и Туркменская ССР (1924 – 1925гг.). образование СССР способствовало укреплению коммунистического режима, усилению военной мощи страны, т.е. объединение для противостояния врагам.
Внешняя политика руководства страны 1920-х и начала 1930-х гг (до 1934 г)
Во внешней политике молодого Советского государства можно выделить 2 периода.
1. Полоса «непризнания», или дипломатической изоляции.
Определялась рядом факторов, таких как:
- идеологические расхождения и отсюда неприятие советского строя на Западе;
- сохранявшиеся претензии к России по царским долгам и из-за монополии внешней торговли;
- неприятие странами Антанты большевистского лозунга мировой революции;
- недовольство капиталистических держав курсом России на поддержку революционных организаций в Европе и Америке, а также национально-освободительного движения народов колониальных и зависимых стран.
Генуэзская конференция. Чтобы выйти из дипломатической изоляции, советское правительство готово было признать некоторые виды долгов дореволюционного периода. С этой целью оно намеревалось использовать свое участие в Международной экономической и финансовой конференции, проходившей с 10 апреля по 19 мая 1922 г.в Генуе (Италия). Российское правительство соглашалось уплатить часть долгов в обмен на возмещение ущерба Советской России от интервенции в размере 39 млрд. золотых рублей, субсидии и официальное признание РСФСР. Однако переговорный процесс с Англией и Францией зашел в тупик. Также не дала результатов конференция экспертов в Гааге (26 июня 19 июля 1922 г.)
Рапалльский договор с Германией. 16 апреля 1922 г., советские представители: в целях преодолеть дипломатическую изоляцию, используя противоречия ведущих европейских держав с Германией, в местечке Рапалло (недалеко от Генуи) заключили двусторонний договор с Германией. В основу договора был положен взаимный отказ от возмещения долгов, режим наибольшего благоприятствования в торговле. Договор возобновлял дипломатические и консульские отношения между странами и тем самым выводил Россию из дипломатической изоляции. В апреле 1926 г. был заключен Берлинский договор о ненападении и военном нейтралитете между двумя странами.
2. Полоса дипломатического признания.
Экономические, политические и другие соображения требовали от западных правительств нормализации дипломатических отношений с Россией. К 1924 году Россию в Европе де-юре признали: Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, в Азии - Япония, Китай, в Латинской Америке - Мексика и Уругвай. Всего за 1921-1925 гг. Россией было заключено 40 соглашений и договоров.
Широкому дипломатическому признанию СССР в значительной мере способствовал переход к нэпу.
России удалось заключить серию равноправных договоров со странами Востока. В 1921 г. были заключены советско-иранский и советско-афганский мирные договора и договор о дружбе с Турцией.
При этом не прекращалась деятельность Коммунистического Интернационала (Коминтерн), что приводило к дипломатическим конфликтам и затруднениям, в частности стало причиной разрыва отношений с Англией, Мексикой и др. странами. Со стороны советского руководства активизировалась поддержка национальных антиимпериалистических движений, прежде всего в Азии.
Забастовка английских шахтеров, которую поддержал Коминтерн и советские профсоюзы, в Англии была расценена как вмешательство СССР во внутренние дела великой державы. В 1927 г. правительство консерваторов разорвало дипломатические отношения с Советским Союзом, которые были восстановлены только в 1929 г.
Таким образом, дипломатические отношения с зарубежными странами, хотя и установились после долгого перерыва, но складывались напряженно, нестабильно, что и не позволило в будущем совместно противостоять натиску Гитлера.