Реформы и реформаторы в России.
Предыдущая123456789Следующая
Яндекс.Директ |
В отечественной истории XIX в. (особенно вторая его половина) характерно чередование реформ и контрреформ. Главная причина такого процесса в том, что правящие круги, сознавая необходимость определенных реформ, при их проведении стремились не допускать ломки традиционных для России общественно-политических устоев, то есть отстаивали консервативно охранительные принципы. Но когда правящие круги приходили к выводу о том, что либеральное или революционное проявление может угрожать государственным устоям, наступал черед властных контрреформ. Поэтому реформаторами в России выступали самодержцы и приближенные к ним общественные деятели.
После Екатерины II правил ее сын Павел I (1796-1801гг.). Он стремился исключить все проявления либерализма и свободомыслия в России путем усиления дисциплины и власти. В 1797 г. Павел издал «Учреждение об императорской фамилии», по которому отменялся петровский указ о престолонаследии. Это означало возвращение к традиционному для России наследованию престола, переходу его по мужской линии от отца к сыну, а при отсутствии сыновей - к старшему из братьев. Павел ограничил действие жалованной грамоты дворянству, ужесточил порядок их службы. В результате последнего в истории России дворцового переворота Павел I был убит. Императором стал Александр I (1801-1825 гг.).
Реформы аппарата управления в начале XIX в.Воцарение Александра I не могло не принести изменений. Их неизбежность объяснялась самим способом прихода к власти нового императора. Его отец (Павел I) был убит в результате заговора. И заговорщики (недовольные не столько содержанием, сколько методами павловской политики) не без оснований ожидали, что молодой император вынужден будет пойти на уступки. В унисон с ожиданиями прозвучало обещание Александра I править "по законам и по сердцу" бабки – Екатерины Великой. И действительно, в полном объеме были восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам, ликвидирована Тайная экспедиция, вновь запрещены пытки, сняты бытовые ограничения и др. Надежды екатерининских вельмож оправдывались и учреждением в апреле 1801 г. Непременного совета. Члены Совета назначались императором. Совет наделялся совещательными функциями.
Однако преобразовательные планы самого императора вовсе не ограничивались простым возвратом к порядкам бабушки.
Он слишком хорошо был знаком со злоупотреблениями чиновников и просчетами верховной власти екатерининского времени. Воспитанный в традициях Просвещения (воспитатель Ц. Лагарп после отъезда из России некоторое время был президентом Швейцарской конфедерации), император Александр I был убежденным республиканцем и противником крепостничества. Получив неограниченную власть, он надеялся реформировать социально-политические отношения в России в соответствии с собственными убеждениями.
Яндекс.Директ
Курсы построительству (ПГС)Дистанционно. Диплом / Удостоверение по окончании. Низкие цены. Ждем Вас!maspk.ruАдрес и телефон |
МИТРО.Международная журналистикаМастерские 2017/2018: М.Ситтель, Ф.Курбангалеева, Э.Мацкявичюс, Н.Сванидзе.mitro-tv.ruАдрес и телефон |
Подобные взгляды не могли, конечно, вызвать сочувствия у большинства сановников. Поэтому разработку проектов преобразований царь не доверил ни одному из государственных органов. Обсуждение планов реформ Александр I перенес в кружок близких ему лиц, а Павел I под разными предлогами удалил их из столицы. Потребовалось несколько месяцев, чтобы графы П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев и князь А. Чарторыйский вновь собрались в Петербурге, и с августа 1801 г. начинает работать так называемый Негласный комитет. В сановной среде Комитет скоро окрестили "якобинской шайкой".
Члены Негласного комитета решили, что следует начать с выяснения внутреннего состояния империи. Затем – реформировать аппарат управления. И только после этого приступать к разработке конституции. Император же желал поскорее перейти к последнему пункту программы. И уже к коронации (сентябрь 1801 г.) были приготовлены проекты, реализация которых серьезно изменила бы социальную структуру и политический режим в стране. В проекте "Всемилостивейшей грамоты, российскому народу жалуемой" еще раз подтверждались сословные права дворянства, купечества, мещан.
Кроме того, грамотой гарантировались права частной собственности и личной безопасности и даже ряд политических свобод (слова и совести). Второй проект должен был положить начало решению крестьянского вопроса. Предполагалось запретить продажу крестьян без земли, а также установить порядок выкупа крепостных в случае необходимости правительством и порядок выкупа самими крестьянами. Третьим проектом предлагалось реорганизовать Сенат, наделив его судебными, исполнительными и законосовещательными функциями.
Негласный комитет одобрил лишь первый проект. Меры по крестьянскому вопросу показались "молодым друзьям" царя преждевременными. Реорганизация Сената была признана вообще ненужной. Царю настойчиво втолковывали, что какое бы то ни было ограничение самодержавия вредно для России. В результате ни один из документов так и не увидел свет.
В полном соответствии со взглядами своих сотрудников Александр I в 1802 г. обращается к реформе органов управления. Ранее отмечалось, что реформа Сената привела к упразднению большинства коллегий. Александр I постепенно ликвидировал коллежскую систему, проведя министерскую реформу 1802–1811 гг.
В 1802 г. было создано восемь министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, коммерции, народного просвещения и финансов. На правах министерств учреждалось и Главное казначейство. Коллегии передавались в подчинение министерствам и постепенно преобразовывались в департаменты последних.
Уже в 1811 г. Министерство коммерции было ликвидировано и созданы Министерство полиции, Главное управление путей сообщения и Главное управление духовных дел разных исповеданий, Государственный контроль. Вместе с изменением количества министерств регламентировался и порядок их работы. Дело в том, что по закону 1802 г. не определялись четко место министерств в системе высших государственных органов, пределы власти и ответственность министров, границы отраслей управления. Помимо устранения указанных недостатков "Общим учреждением министерств" в 1811 г. упорядочивался порядок прохождения дел в министерствах. Сохранялся установленный еще в законе 1802 г. принцип единоначалия.
Учрежденный в 1802 г. Комитет министров был реорганизован в марте 1812 г. Членами Комитета министров были не только министры, но и лица, занимавшие определенные должности, например генерал-губернатор столицы. Становились его членами и по назначению императора. Являясь законосовещательным учреждением, Комитет министров в то же время осуществлял надзор за деятельностью высших органов управления и даже мог отменить решение Сената.
Учреждение Комитета министров не привело к появлению в России независимого правительства. Председатель Комитета министров был лишен возможности выработать единую точку зрения. Ведь за министрами осталось право личного доклада дел императору. Кроме того, в ходе обсуждения проблемы в самом Комитете неизбежно возникали различные варианты решения. По закону все они фиксировались. За императором оставалось право утвердить одно из высказанных мнений.
Характерно, что, создавая новые органы власти, Александр I на деле ни в чем не шел на ограничение самодержавия в России. Свидетельством тому служит не только устройство Комитета министров. В конце 1802 г. была предпринята реорганизация Сената. По закону Сенату предоставлялись очень широкие права. Однако очень скоро сенаторы убедились, что фактически их права остались прежними. Конфликт возник из-за того, что сенаторы решили воспользоваться одним из дарованных прав. Поскольку указ о двенадцатилетнем сроке службы в солдатах для дворян, не достигших обер-офицерских чинов, противоречил Жалованной грамоте, Сенат и указал государю на это противоречие. Сущность ответа императора можно выразить его же словами, правда, сказанными по иному поводу: "Я – самодержавный государь и так хочу".
Следовательно, в первые годы царствования Александра I не было создано ни одного учреждения, реально ограничивавшего власть монарха. Убедившись, что в Негласном комитете его идеи не получат должной поддержки, царь как будто вовсе охладел к преобразованиям. В его окружении даже появляется гр. А.А. Аракчеев. Обычно этот факт служил подтверждением мысли о переходе к реакции. Однако как бы ни относиться к Аракчееву, нельзя не отметить, что он был наделен организаторским талантом. Для Александра I не менее важно было еще и то, что Аракчеев, какими бы ни были его собственные убеждения, всегда точно исполнял любые поручения.
Примерно тогда же выдвигается и Михаил Михайлович Сперанский. Выходец из среды провинциального духовенства, он не мог похвастать даже худородным дворянством. Основой его головокружительной карьеры были нечеловеческое трудолюбие, талант систематизатора, отточенный ум. Деловые качества Сперанского были замечены Александром I.
По признанию самого М.М. Сперанского, в конце 1808 г. было положено начало совместной его работы с государем. Тогда он получил лестное предложение изложить на бумаге мысли императора по преобразованию России. Но Сперанский не был лишь секретарем. Как правило, положения плана преобразований рождались в ходе обсуждения той или иной проблемы. Так появилось "Введение к уложению государственных законов".
В проекте реформ М.М. Сперанского подчеркивалась мысль о единстве исторического пути России и Европы. Следовательно, и для России пригодно признанное наилучшим европейскими политическими мыслителями устройство государства. И вовсе не обязательно переходить к республиканской форме правления. Главное – исключить возможность концентрации всей полноты власти в одних руках. Поэтому в проекте законодательная, исполнительная и судебная ветви власти предоставляются различным органам. Законодательной властью наделялись Думы от Волостной (волость – несколько близлежащих деревень) и до Государственной. Ни один законопроект не приобретал силу закона без утверждения Государственной думой. Однако Дума обсуждала лишь предложенные императором законопроекты. Дума не была единственным законодательным органом. Прежде, чем закон вносился в Думу, его рассматривал Государственный совет. В отличие от выборной Государственной думы Госсовет назначался императором. Он же в нем и председательствовал. За императором оставалось также право роспуска Государственной думы.
Законодательной власти предоставлялся контроль за деятельностью исполнительной. Органами исполнительной власти являлись министерства, ее главой – император. Высшим судебным органом страны должен был стать Сенат. Его члены назначались императором пожизненно из числа кандидатов, избранных губернскими думами.
Стройная система органов власти дополнялась гарантиями прав подданных. Гражданские права предоставлялись всем жителям страны, включая крепостных. Избирательные же права получали лишь представители двух первых сословий государства: дворянство и купечество. Право быть избранным (пассивное избирательное право) ограничивалось высоким имущественным цензом. Расширение прав сословий в проекте не связывалось с изменением социальной структуры страны. Одним из следствий такого подхода был отказ от решения проблемы ликвидации крепостного права в России.
Во "Введении к Уложению государственных законов" намечалась и последовательность претворения в жизнь данных предложений. Начать следовало с образования Государственного совета. Этому учреждению необходимо было представить для обсуждения заранее приготовленный гражданский кодекс. После его утверждения тем же порядком проходило принятие "Государственного уложения" (новой структуры органов власти). И лишь затем можно было объявить о выборах в Думы.
Реализация плана М.М. Сперанского началась с указов 1809 г., регламентировавших государственную службу. Во-первых, по указу о придворных званиях придворные чины становились лишь знаками отличия, не дававшими никаких служебных выгод. Указ был направлен против столичной аристократии. Бывало, что сыновья вельмож, служа лишь при дворе, очень быстро получали штаб-офицерские и даже генеральские чины. А затем тем же чином переводились на гражданскую службу, со спецификой которой они были не знакомы. Во-вторых, указом о порядке производства в некоторые гражданские чины устанавливались дополнительные требования к лицам, назначавшимся на должности коллежского советника (VIII ранг) и статского советника (V ранг). При производстве в указанные чины требовалось предоставить диплом одного из русских университетов. Конечно, реакция на эти два указа в дворянской среде была крайне отрицательной.
1 января 1810 г. был образован Государственный совет. Как и предполагалось, Совету был представлен проект "Гражданского уложения". Однако очень скоро начались отклонения от намеченного плана. В Совете были обсуждены и одобрены только две первые части гражданского кодекса. Представленный в начале 1811 г. проект реформы Сената был одобрен большинством Государственного Совета и даже утвержден императором, однако реализован он не был. О формировании же Государственной думы и речи не было.
В начале 1810 г. в Совете был принят и "План финансов" – проект выхода из финансового кризиса. Дело в том, что с 1769 г. в России наряду с серебряными деньгами начинают печатать бумажные – ассигнации. Правительство обещало не печатать лишних денег. Однако частые войны, внутренние волнения и др. привели к тому, что уже к концу царствования Екатерины Великой цена ассигнации резко упала. Павлу I на короткое время удалось стабилизировать ситуацию. Но уже в начале XIX в. вновь прибегли к старому средству пополнения бюджетного дефицита. И к 1810 г. цена 1 руб. ассигнациями упала до 25 коп. серебром. В этих условиях М.М. Сперанский предложил отказаться от новой эмиссии и увеличить налоги. Одновременно был объявлен срочный государственный заем в 100 млн. руб. И хотя меры эти дали ощутимый результат практически сразу, в дворянских кругах они были восприняты однозначно негативно.
Эти настроения дворянства нашли отражение в записке "О древней и новой России" Н.М. Карамзина. Записка была составлена по поручению вел. кн. Екатерины Павловны (сестра Александра I) специально для прочтения царю. Разворачивая перед читателем тысячелетнюю историю России, автор приводит его к выводу о самобытности развития страны (вывод прямо противоположный основному постулату М.М. Сперанского). И если европейские государства нуждаются в разделении властей и гарантиях прав граждан, то залогом самого существования Родины для Н.М. Карамзина является самодержавие. Причем император не имел права ограничить собственную власть, поскольку предки его получили эту власть "нераздельной". По мнению автора, столь же очевиден и другой вывод. Место и обязанности каждого из сословий России определены исторически.
Ближайшим следствием записки Н.М. Карамзина было нерасположение императора к автору. Но если логическое обоснование ненужности преобразований в России можно было игнорировать, то не замечать доносы на М.М. Сперанского было нельзя. Помимо обвинений в государственной измене (доносчики называли Сперанского французским шпионом), Александру I исправно сообщали о всех неосторожных высказываниях госсекретаря в его адрес. Дело кончилось в марте 1812 г. отставкой М.М. Сперанского и высылкой его из Петербурга. В дальнейшем знания, ум, работоспособность этого незаурядного человека еще не раз будут использоваться императорами Александром I и Николаем I. Однако план реформы государственного аппарата, по существу, останется нереализованным.
Очередное поражение не привело Александра I к отказу от планов реформы. Только преобразования снова были прерваны войной. Одним из военных трофеев России стало герцогство Варшавское. И вот Польша, воевавшая на стороне Франции, получила в 1815 г. конституцию и выборный Сейм. Причину отсутствия подобных учреждений в самой России император объяснил неготовностью страны. Возможно, император имел в виду консерватизм подавляющего большинства русского дворянства. И несмотря на сомнения в возможности каких-либо реформ в России, Александр I поручил Н.Н. Новосильцеву разработать проект конституции и для остальной части страны. Проект этот был в основном готов в конце 1819 г. и получил название "Уставной грамоты". Но нельзя даже сказать, что ее постигла судьба проекта М.М. Сперанского. К реализации "Уставной грамоты" вовсе не приступали.
Существует несколько гипотез, объясняющих причины отказа от реализации детально разработанных проектов реформы государственного управления. Ряд советских историков считал, что кардинальных изменений и быть не могло, поскольку перед “реформаторами” стояла задача найти лишь новую форму абсолютной монархии. По мнению других исследователей, провести реформы было если не невозможно, то очень трудно из-за неготовности страны (слишком узкой была социальная база).
Но несмотря на неудачу кардинальной реформы политической системы страны, именно тогда был создан аппарат центрального управления, с незначительными дополнениями просуществовавший до начала нынешнего столетия. Устойчивость сформированной в начале XIX в. административной структуры объясняется в том числе и тем, что она возникла как логическое завершение реформ Екатерины II. Создавая новые учреждения, реформаторы также стремились соблюдать принцип разделения властей. На практике осуществить такое разделение не удалось. Созданные в начале XIX в. органы центрального управления можно представить в виде следующей схемы:
Поиски путей решения крестьянского вопроса.Вопрос о ликвидации крепостного права возник задолго до начала XIX в. Как известно, прежде чем объявлять о намерениях освобождения крестьян, Екатерина II прозондировала отношение дворянства к возможной перемене. В результате тогда ничего не было сделано. Наоборот, крепостной гнет даже усиливается. Усиливается потому, что помещик сам начинает хозяйствовать, а власть его над личностью и имуществом крестьянина по-прежнему почти ничем не ограничивалась. Именно тогда широко распространялась практика продажи крестьян поодиночке (разрывались семьи) и без земли. В газетах объявления о продаже крепостных соседствовали с объявлениями о продаже домашней утвари и комнатных собачек.
На эту проблему и обратил внимание Александр I, придя к власти. Уже в мае 1801 г. на обсуждение Непременного совета был вынесен вопрос о запрете продажи крестьян без земли. Не дожидаясь решения Совета, в газетах было запрещено печатать объявления о продаже крепостных. Казалось, вопрос решен. Но в Непременном совете было постановлено, что этот вопрос должен рассматриваться как составная часть закона о правах помещика. Следовательно, решение отодвигалось на неопределенный срок. Что же касается объявлений в газетах, то крестьян стали "отдавать в наем".
Первая неудача не обескуражила Александра I. Он перенес обсуждение крестьянского вопроса из официальных органов в Негласный комитет. Но вновь царь оказался более радикальным реформатором, чем его соратники. Как известно, подготовленный к коронации проект П.А. Зубова был отвергнут. Не одобрили в Комитете и предложение о разрешении покупать населенные имения недворянам. В этом случае крестьяне автоматически становились бы свободными. Все, чего удалось добиться императору, – это закон от 12 декабря 1801 г. о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами (помещичьи крестьяне получили такое право лишь в 1848 г.). Закон ликвидировал монополию дворянства на землю. И хотя эта мера, несомненно, способствовала ускорению экономического развития страны, проблему ликвидации крепостного права она даже не затрагивала.
Напомним, что в России до начала XIX в. существовало несколько путей личного освобождения. Крепостной становился свободным после получения так называемой вольной. Иногда за вольную надо было платить десятки тысяч рублей, иногда хватало вовремя найденного бочонка с устрицами. Бывали случаи освобождения в качестве награды за долголетнюю службу. Согласно действовавшему тогда положению Судебника Ивана Грозного крепостные получали свободу после плена в мусульманских странах. Свободными становились и выпускники некоторых учебных заведений, например, воспитательных домов. Конечно, ликвидировать крепостничество такими методами было невозможно. Необходимо было искать пути массового освобождения крестьян.
Указ 20 февраля 1803 г. о "вольных хлебопашцах" впервые решал вопрос о коллективном освобождении крепостных. Предыстория указа такова: в 1802 г. к императору с просьбой разрешить освободить крестьян одного из своих имений обратился сын знаменитого фельдмаршала гр. С.П. Румянцев.
Для Александра I прошение это послужило поводом к разработке общего положения. Указом всем помещикам разрешалось освобождать своих крепостных при выполнении ряда условий. Освобождение было возможно лишь при условии его добровольности. Понятно, что, лишаясь крепостных, помещик лишался постоянного дохода. Эту утрату должны были возместить крестьяне. Следовательно, освобождение осуществлялось за выкуп. Выкупалась не только личная свобода, но и земля.
Указ запрещал безземельное освобождение. Повышенная забота правительства о благосостоянии крестьян объясняется очень просто. Во-первых, крестьянин был основным налогоплательщиком. Во-вторых, лишенный земли, он становился опасен. Теми же соображениями вызвано требование освобождения всех крестьян имения. Когда же договор, подтверждающий обоюдное согласие сторон и условия освобождения, был готов, он поступал на утверждение императора. После совершения сделки крестьяне становились вольными хлебопашцами (разряд государственных крестьян).
Как и следовало ожидать, немногие владельцы решились добровольно отказаться от постоянных доходов. За все время действия указа на его основании получило свободу 111 829 д.м.п. Но значение данного указа не сводится только к приобретению свободы незначительным числом крепостных. Указ о вольных хлебопашцах, по существу, положил основание политике государства в решении крестьянского вопроса. Мы имеем в виду, что в указе впервые формулировались принципы Крестьянской реформы: освобождение с землей за выкуп.
Тогда же в прибалтийских губерниях России был опробован иной (безземельный) вариант освобождения крестьян. В начале XIX в. правительство расширяет права крестьян этого региона. Рядом законодательных актов за крепостными Эстляндии признавалось право на движимое имущество и передачу хозяйства по наследству. Законом 1804 г. были четко определены повинности крестьян, зависевшие от количества и качества земли. Окончательно крепостное право в Прибалтике было отменено в 1816–1819 гг. Тогда сначала в Эстляндии, а затем в Курляндии и Лифляндии крестьяне получили личную свободу. Земля, исключая крохотные усадебные наделы, осталась в собственности помещика. Не имея сбережений и не находя несельскохозяйственного заработка (были введены ограничения передвижения крестьян), крестьяне вынуждены были арендовать землю на условиях владельца. Зачастую свободный крестьянин пользовался меньшим участком, чем крепостной.
В современной отечественной историографии в ряду мер, направленных на ограничение крепостничества, рассматривается и учреждение военных поселений. Первый опыт организации военных поселений в России относится к 1811 г. В приграничной Могилевской губернии в домах переселенных на казенный счет в Новороссию крестьян был расквартирован запасной батальон Елецкого пехотного полка. Казалось, что таким образом решались сразу две задачи. Переселенные крестьяне осваивали недавно присоединенные земли. И главное, запасной батальон кормил своих однополчан. Армия переводилась на самоокупаемость. Однако переселение оказалось слишком дорогостоящей операцией. И после возвращения русской армии из заграничного похода к устройству военных поселений приступили на иных основаниях.
Было решено не перевозить крестьян, а превратить их в солдат. Но переход в военное сословие не освобождал от крестьянского труда, как это было прежде. Совместить крестьянский труд с формированием профессионального военного казалось делом нехитрым, зависевшим лишь от правильно составленного распорядка дня военнопоселенца. В службу записывались не только взрослые, но и дети. Мальчики в шесть лет отнимались у родителей и становились кантонистами. Следовательно, всесторонней регламентации подвергалась жизнь ранее наиболее свободного разряда сельского населения.
Сам император видел в военных поселениях решение нескольких задач. Среди них возможный переход к самоокупаемости и самопополняемости армии. В случае успеха отпала бы необходимость в одной из самых обременительных для крестьян рекрутской повинности. Мало того, переходя в военное сословие, крестьянин формально становился свободным.
Конечно, надежды на то, что когда-нибудь крепостные таким путем тоже станут вольными, были утопией. С другой стороны, подобная свобода и на деле была, и воспринималась крестьянами худшим вариантом крепостничества. Следствием этого было недовольство военнопоселенцев, проявлявшееся в разных формах, вплоть до массовых волнений.
Несмотря на недовольство и бунты, военные поселения существовали в России до 1856 г. Пик хозяйственного развития поселений приходится на 1835–1845 гг. Вообще же показатели уровня жизни поселян были выше, чем показатели даже по государственной деревне. Но связывавшиеся с организацией военных поселений надежды не оправдались. На содержание армии по-прежнему расходовались казенные средства. Рекрутские наборы продолжались. Крепостное право, как известно, просуществовало до 1861 г.
Это не означает, что правительство отказалось искать пути решения вопроса ликвидации крепостничества. В 1818–1820 гг. по поручению Александра I ряд лиц трудился над составлением проектов освобождения крестьян. Обычно лучшим из них признается проект А.А. Аракчеева. Как и желал император, проект не содержал насильственных мер против помещиков. Согласно проекту казна должна была выкупать крепостных у помещиков. Для этой операции планировалось ежегодно отпускать 5 млн. руб. ассигнациями. При всей скромности проекта проблема крепостного права едва ли могла быть решена таким путем. И дело даже не в медленности процесса (хотя освобождение растянулось бы почти на двести лет), не в возможных финансовых затруднениях. В случае реализации проекта крестьянин бы переходил из разряда помещичьих в сословие государственных. Крепостное право лишь смягчалось, но не уничтожалось.
Выкуп крепостных казной предлагался и другими проектами. Но ни один из них так и не был реализован. От общего плана реформы крепостного права Александр I попытался возвратиться к уничтожению лишь наиболее одиозных его сторон. В январе 1822 г. царь в двухнедельный срок намеревался решить уже однажды отложенный вопрос: запретить продажу крестьян без земли. Но прохождение проектов закона по инстанциям затянулось до ноября. А решение так и не было принято.
Более вопрос о реформе крепостных отношений или об их ограничении в правительственных сферах не поднимался вплоть до восстания декабристов. Из следственных показаний участников восстания с очевидностью вытекал вывод о необходимости крестьянской реформы. И уже 6 декабря 1826 г. по повелению императора Николая I был создан секретный комитет, обсуждавший положение крепостных. Комитет рекомендовал несколько ограничить права владельцев на крестьян. И вновь рекомендовалось запретить продажу крепостных без земли. Вместе с тем предлагалось разрешить помещикам освобождать крестьян и без земли. Но меры эти так и остались на бумаге.
Движение декабристов: идеи и действия. Потребности социально-экономического развития России выдвигали две взаимосвязанные проблемы: ликвидацию крепостного права и ограничение самодержавия. Решение первой из проблем неизбежно вело к разрешению второй. И уже с воцарением Александра I одновременно разрабатываются проекты отмены крепостного права и изменения формы правления государства. Эти же проблемы поднимались и общественными деятелями. Конечно, легальные пути участия общества в разработке указанных проблем были закрыты. Следствием этого явилось возникновение ряда законспирированных организаций.
Первая декабристская организация "Союз спасения" ("Общество истинных и верных сынов Отечества") возникла в 1816 г. Ее основателями стали офицеры братья А.Н. и Н.М. Муравьевы, кн. С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин, П.И. Пестель и др. Большинство членов общества были давно знакомы друг с другом (родственники или товарищи по службе). Но объединяло их не только это. Воспитанные на идеалах французского Просвещения, они взрослели именно тогда, когда Александр I проводил преобразования. Проверкой книжных знаний и первого опыта общественной деятельности явилась война. Отечественная война 1812 г. сблизила офицеров и солдат. Заставила первых задуматься над тем, за что же умирают их подчиненные. Освобождение территории России от наполеоновских войск не привело к окончанию войны. Заграничные походы русской армии 1813–1814 и 1815 гг. позволили сравнить как уровень жизни, так и порядки в России и в западноевропейских странах. "Мы – дети двенадцатого года", – говорили о себе впоследствии декабристы.
Война помогла офицерам и лучше узнать друг друга. И после возвращения армии в Россию то в одном полку, то в другом возникают офицерские артели. Идея этих объединений пока еще только чисто финансовая. В них офицеры вели хозяйство в складчину. Проводя время вместе, товарищи неизбежно возвращались к недавно пережитому. Гордость за победу над сильным противником смешивалась с горечью из-за того состояния, в котором находился победитель (русский народ). Логично следовал вывод о необходимости участвовать в переустройстве общества. Поэтому очень скоро артели были расформированы по приказу императора.
Единственной почти легальной формой политического объединения того времени были масонские ложи. Участие в деятельности масонских лож для подавляющего числа декабристов явилось первым опытом политической борьбы. Здесь же они познали и азы конспирации. Однако главная идея масонов – о совершенствовании окружающего мира через самосовершенствование человека – не могла удовлетворить будущих декабристов. Они желали действовать. Поэтому и был организован "Союз спасения".
Первая декабристская организация ставила перед собой две задачи: ликвидацию крепостного права и ограничение самодержавия. Для достижения намеченных целей предполагалось использовать разнообразные средства. Например, следовало поддерживать все меры правительства, направленные на решение этих вопросов. Обсуждались и другие возможности. Наилучшим моментом для проведения намеченных преобразований считалась смена монарха. Надежды на изменение политического курса с приходом нового императора логично привели к обсуждению в Обществе вопроса о цареубийстве. Так, И.Д. Якушкин предложил застрелить императора в момент торжественного выхода из собора и следом застрелиться самому. Этот проект, как и другие подобные ему, был отвергнут Обществом. Члены Общества понимали, что их слишком мало (исследователи насчитали не более трех десятков членов "Союза спасения"). Понимали, что повлиять на изменение внутренней политики правительства такими силами невозможно. В Обществе было решено изменить тактику борьбы.
В 1818 г. "Союз спасения" был преобразован в "Союз благоденствия". Именно преобразован, поскольку и цели, и руководители нового объединения остались прежними. Но "Союз благоденствия" отказался от заговорщической тактики. Ведь цель будет обязательно достигнута, если будет сформировано благоприятное общественное мнение. Этим теперь и следовало заняться. Члены Союза (Ф.Н. Глинка) даже составляли памятки с перечнем явлений и лиц, заслуживающих порицания и одобрения. Будущие декабристы активно участвовали в работе других общественных объединений, в первую очередь литературных.
Результатом изменения тактики Общества явился его значительный численный рост. По самым скромным оценкам численность "Союза благоденствия" выросла в 7–8 раз. Кроме коренной управы в Петербурге, отделения (управы) Союза возникли в Москве, Тульчине (главная квартира 2-й армии), Кишиневе, Нижнем Новгороде. Но численный рост Общества не привел к его легализации.
На этом этапе Общество приобретает более четкие структурные контуры. Помимо упоминавшихся уже коренной управы в Петербурге и управ в других городах европейской части России существовали и легальные объединения, в которых будущие декабристы вели активную работу. Вместе с изменением структуры у Общества появляется устав – "Зеленая книга".
Однако программа Союза так и не была написана. Объясняется это тем, что следовало уточнить цели деятельности Общества и средства их достижения. Эти задачи и решались на двух съездах "Союза благоденствия".
Петербургское совещание коренной управы Союза состоялось в январе 1820 г. На обсуждение был вынесен вопрос об уточнении целей борьбы. Необходимо было решить, какая из форм правления (монархия или республика) должна быть установлена в России в случае победы революции. Докладчиком на совещании выступил П.И. Пестель. Он настаивал на необходимости перехода к республиканской форме государства. Голосование по докладу было открытым, к тому же каждый должен был мотивировать свой выбор. Но после Н.И. Тургенева, ответившего: "Президент без дальних толков", – все собрание присоединилось к выводу докладчика.
Итак, вопрос о форме правления был решен: Россия должна стать республикой. Но тогда следовало обсудить и вопрос о средствах достижения намеченной цели. В ближайшие после совещания дни было созвано новое собрание. На нем докладчиком по тактическим вопросам выступил Н.М. Муравьев. Предложение цареубийства, однако, не встретило всеобщей поддержки коренной управы. Большинство ее членов считало, что цареубийство "неминуемым последствием иметь будет анархию и гибель России". Сторонники цареубийства считали, что подобного исхода удастся избежать, передав власть временному революционному правительству. Вопрос так и не был решен окончательно.
Проблема тактики движения неожиданно получила новое освещение в связи с событиями в Западной Европе и в самой России. Дело в том, что в 1820 г. одно за другим вспыхивают восстания в Испании, Неаполе, Португалии. Так, в Испании под руково