Формирование сословной системы организации общества
древний русь государство сословный
Время с конца XV в. по XVII в. характеризуется в отечественной истории как период сословной феодально-крепостнической монархии (период между окончанием феодальной раздробленности и абсолютизмом). Укрепляя централизованное государство, монархи - великие князья Иван III, Василий III, царь Иван IV стремились найти опору в сословном строе. Сословия - общественные группы людей феодального общества, различное положение которых в государстве определяется юридическими актами. В рассматриваемый период в силу экономических и политических причин одни сословия сформировались и законодательно закрепились как привилегированные, другие были отнесены к категории податного населения.
Государственной формой землевладения была феодальная вотчина. Земля принадлежала феодалу по праву наследственного пользования. Эту землю можно было менять, продавать не только родственникам, но и другим владельцам вотчин. Чтобы быстрее освоить и успешнее эксплуатировать вотчину, а также иметь военную поддержку, владельцы вотчин (князья, бояре) часть земли передавали своим вассалам на определенных условиях. Такое землевладение получило название условного, служилого или поместного. Дворяне, составлявшие двор князя или боярина, владели поместьем, которое получали при условии несения службы на вотчинника. Дворян называли также помещиками (от слова «поместье»).
С XIV в. начался рост монастырского землевладения. Богатство монастырей росло потому, что их земли не делились между наследниками, как было после смерти светских землевладельцев. Русские князья, заинтересованные в поддержке церкви, заменили налог в ее пользу - десятину - раздачей земель. Ордынские завоеватели не посягали на захват земель православной церкви. Самым знаменитым среди русских монастырей стал Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежским (около 1321-1391гг.) в 70 км от Москвы (ныне Троице-Сергиева Лавра). Монастырь вырос в крупнейший религиозно-хозяйственный центр. Ученики и последователи Сергия построили в XIV-XV вв. около 100 монастырей общежитийного типа, т.е. на основе совместного владения хозяйством и коллективистской организации жизни обители.
В XIV в. появился новый термин «крестьяне», означавший складывание нового социального слоя, ставшего самым крупным в русском обществе угнетаемым классом. Крестьянская колонизация шла на новом месте. Власть оказывала помощь «новоприходцам». Князья выдавали феодалам грамоты, где оговаривались льготы для их крестьян на 5-15 лет, пока не будет освоена полученная земля. Прикрепление к земле и переход их под юрисдикцию феодалов как бы уравнивали в правах почти все земледельческое население. В ходе этого процесса исчезали формы социальной зависимости «смердов», «закупов», «изгоев», а к началу XVIII в. и холопов.
Кроме частного феодального землевладения (княжеской, боярской, монастырской вотчины, поместья) существовало, особенно на окраинах страны, значительное число крестьянских общин - «черных» земель, плативших подати в казну. Феодалом по отношению к «черноземельцам» выступало государство.
С ростом городов, которые в России сохраняли зависимость от феодального государства, увеличивалось число ремесленников, купцов, занимавшихся в основном торговлей сельскохозяйственной продукцией. Население города, имея личную свободу, делилось на «черных ремесленников», несших «тягло» - комплекс натуральных и денежных повинностей в пользу государства, и ремесленников, принадлежащих боярам, монастырям или князьям, освобожденных от несения тягла.
С XVI в. берет начало формирование особого социального слоя - казачества. На Дону появились поселения ушедших из центра вольных людей. Необходимость постоянной борьбы с нападениями внешних врагов вызвала создание у казаков прочной военной организации, построенной на демократической по тем временам основе. Все внутренние проблемы (выбор атаманов, хозяйственные дела), судебные вопросы решались на общем сходе - круге. Российские власти оказывали помощь казачеству, стремясь опереться на него в обороне границ государства.
Сословную организацию феодального российского общества, сформировавшуюся в XV-XVII вв., многие историки характеризуют как самодержавно-государственно-крепостническую. С одной стороны сложился сословно-представительный орган - Земский собор. Но ведущая роль в управлении страной сохранялась за самодержавным монархом - царем.
Иван IV (1530-1584гг.), провозглашенный в 1547г. первым русским царем, в борьбе за укрепление государственной власти стремился опереться на Земский собор («Великую земскую думу») как высшее законосовещательное сословно-представительное учреждение. Собор состоял из Боярской думы (полного состава бояр), Освященного собора (совета церковных иерархов во главе с митрополитом), собрания представителей «от всякого чина людей» (поместного дворянства, купцов, ремесленников, свободного крестьянства) - то есть практически выражал в той или иной степени мнение народа (поэтому некоторые историки говорят о «Народной монархии» в тот период).
Первый Земский собор (1549г.) называют «Собором примирения». На нем Иван IV призвал представителей всех сословий оставить вражду между собой и объединиться вокруг него как Православного государя. Созыв Земского собора - свидетельство превращения России в сословно-представительную монархию. Соборы не ограничивали самодержавную власть царя. Но совет его с представителями «земли» укреплял традицию общинного и вечевого самоуправления, развивал особую московскую народную форму государственной монархии.
Царский Судебник Ивана IV (1550г.) усиливал централизованную власть и ответственность за государственные преступления. Подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день, но вдвое была увеличена плата за пожилое. Это означало дальнейшее закрепощение крестьян. Впервые было введено наказание за взяточничество государственных служащих. Соборное уложение царя Алексея Михайловича (1649г.) окончательно закрепило крестьян за землей и ее владельцем.
Каковы же предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма? Во второй половине XVII в. общая тенденция развития государственного строя России заключалась в переходе от самодержавия с Боярской думой, от сословно-представительной монархии, опиравшейся на Земский собор, к чиновническо-дворянской монархии, к абсолютизму. Абсолютизм - это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. Власть достигает наивысшей степени централизации. Абсолютный монарх правит, опираясь на чиновничье-бюрократический аппарат, постоянную армию и полицию, ему подчиняется церковь как идеологический институт.
Усиление самодержавия во многом было узаконено в Соборном уложении 1649г. и нашло выражение в структуре центрального и местного государственного аппарата России. Изменился титул московских государей, в котором появилось слово «самодержец». После воссоединения Левобережной Украины с Россией он звучал так: «Великий государь, царь и Великий князь всея Велики и Малыя и Белая России самодержец…».
С 80-х годов XVII в. прекратился созыв Земских соборов. Последний Земский собор полного состава принял решение о воссоединении России с Украиной в 1653г. Окрепшее самодержавие больше не нуждалось в поддержке сословно-представительного органа. Он был оттеснен правительственными учреждениями - приказами. Изменения в организации местного самоуправления также отражали тенденцию к централизации и утрате выборного начала. Власть в уездах (их насчитывалось свыше 250) сосредотачивалась в руках воевод, заменявших всех должностных лиц и земские выборные органы.
Православная церковь, охватывающая всю территорию страны (насчитывалось около 15 тыс. церквей), претендовала на большую власть. Конфликт церкви и государства, внешне выразившийся в разногласиях патриарха Никона и старообрядцев, принял открытый характер. Церковный собор 1666г. вынес решение угодное царю, сместил Никона с поста патриарха, отправил его простым монахом в монастырь.
Переход к абсолютизму ускорялся и в связи с осложнением внутренней обстановки. Вершиной ее кризисного состояния стала крестьянская война под руководством С.Т. Разина (1667-1671гг.).
2 вопрос
30-Е гг.; усиление режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму;
СССР накануне и в начальный период второй мировой войны; Великая Отечественная война;
социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы; холодная война;
попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного развития;
СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений;
Советский Союз в 1985-1991 гг.; перестройка; попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал; Беловежские соглашения; октябрьские события 1993 г;
Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.); Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
Целью изучения курса «Отечественная история» в высшей школе является:
· Формирование цельного представления об историческом пути страны, преодоление дискретности исторического сознания;
· Выявление альтернатив общественного развития на разных этапах отечественной истории и проблем исторического выбора;
· Осмысление и уточнение исторических фактов.
Задачи курса: в результате изучения курса истории студент должен понять место России в мировом историческом процессе, уяснить специфику отечественной истории и в то же время осознать, что история России – неотъемлемая часть Всемирной истории. Студенту необходимо знать основные этапы нашей истории, начиная с древнейших времен до начала XXI в. Студент обязан научиться самостоятельно, работать с литературой, выполнять контрольные работы, анализировать факты и делать самостоятельные выводы, уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся отношения к историческому прошлому.
Интерес к истории необычайно возрастает в переломные эпохи, подобные той, которую мир переживает в наши дни. Для нашей страны осмысление собственного исторического опыта и опыта других народов имеет совершенно особое значение. Это связано с поиском современной Россией своего места в международном сообществе, с оценкой проводимых реформ, с избавлением от стереотипов во многом сформированных формационным подходом к истории.
Каждый раздел курса следует изучать, руководствуясь положениями раздела «Тематика лекций», содержание которого в совокупности представляет собой краткое изложение программы предмета «Отечественная история». При этом необходимо выделять наиболее существенные и характерные даты, имена, события, процессы и явления. Более эффективному усвоению учебного материала обычно способствует практика конспектирования, вычленения исторических дат, тематическая подборка и сведение фактов, работа с историческими картами, иллюстративным материалом, компьютерными дисками. Глубокое проникновение в суть исторических событий требует не механического запоминания, а осмысления материала, сравнения точек зрения разных авторов и их аргументации, оценки современных достижений исторической науки.
Отбор литературы – самая важная составляющая при изучении истории. Большинство студентов хотя бы в общих чертах представляет себе масштабы перемен в российской исторической науке, происшедших в последние 10-15 лет. Вместо «единственно правильного взгляда» на историю сосуществуют разные точки зрения, разные исторические подходы. Для науки это нормальное состояние. Вместе с тем следует избегать изданий, авторы которых стремятся поразить читателя сенсационностью, склоны к эпатажу и показной эрудиции. Такие работы как правило написаны не историками-профессионалами, не содержат ссылок на исторические источники, не рецензированы специалистами и не имеют грифа Министерства Образования Российской Федерации.
Из огромного количества пособий по истории студенту целесообразно опираться на следующие их виды. В первую очередь это русская историческая классика, работы российских историков-эмигрантов, труды современных российских историков и произведения зарубежных историков. Любое историческое пособие имеет свои достоинства и недостатки. Однако невозможно выработать своего взгляда на историю, если пользоваться только одним пособием, или изучать работы историков только одного направления.
14 билет
Реформы Петра 1. Предпосылки, цели, содержание, итоги.
Россия, как и другие страны Европы XVIII в., встала на путь модернизации. Начало этому процессу положили реформы Петра I, охватившие многие сферы жизни общества.