Просвещенный абсолютизм. Попытки вестернизации и либерализации российского общества.

В России, как и в других европейских странах, переходная эпоха от феодализма к капитализму породила идеологию Просвещения. Ее основные идеи:

1) человек есть самое ценное на земле и его свобода важнее интересов государства;

2) все люди равны в своих человеческих правах, невзирая на сословные различия;

3) общество нуждается в совершенствовании и важнейшую роль должны сыграть в этом наука, просвещение, законотворчество.

В России политика "просвещенного абсолютизма" связана с именем Екатерины II (1762-1796). Самым крупным мероприятием "просвещенного абсолютизма" должна была стать работа Комиссии по подготовке нового кодекса законов (Уложения), созванной в 1767 г. Екатерина обратилась к Комиссии с "Наказом", в котором изложила программу своего царствования. В качестве исходных положений в "Наказе" торжественно декларировались идеи прав человека и общего блага; Вместе с тем в "Наказе" обосновывалась неограниченная монархия, как единственно возможная в России власть. Однако монархия не должна вырождаться в деспотизм, для чего императрица предлагала утвердить в стране принцип строгой законности и установить равенство всех перед законом. "Наказ" намечал также направление экономической политики - Екатерина выступала за свободу торговли и промышленности. Автор "Наказа" принципиально высказывалась против крепостного права, поскольку оно противоречит "естественному закону", но требование освобождения не выдвигалось. Говорилось, что закон обязан ограждать крестьян от злоупотреблений помещиков. Таким образом, программа Екатерины II оказывалась внутренне противоречивой.

Уложенная комиссия не создала нового кодекса законов. Уже в 1768 г. она была распущена, но принципы "просвещенного абсолютизма", провозглашенные в "Наказе", нашли воплощение в законодательной деятельности Екатерины: Екатерина II издала Манифест о вводе свободного предпринимательства;

частью политики "просвещенного абсолютизма" была передача в государственное управление монастырских и церковных имений (секуляризация). Тем самым духовенство лишалось экономической базы и переходило на содержание государства;

в 1775 г. была проведена губернская реформа. Вся империя делилась на 50 губерний. Более мелкой единицей стал уезд. Во главе уезда стоял капитан-исправник, губернии - губернатор. Две-три губернии объединялись под властью особо назначенного сановника - наместника или генерал- губернатора, обладавшего широкой единоличной властью и подчиненного непосредственно императрице. Закон централизовал местное управление и значительно усилил власть монарха. Вместе с тем в Законе присутствовали и идеи Просвещения. Им был сделан крупный шаг по пути разделения ветвей власти. Суд был отделен от администрации и полиции.

Влияние идей Просвещения проявилось также в создании губернского Приказа, состоявшего из выборных представителей трех сословий и обязанного помогать населению в строительстве и содержании школ, больниц, сиротских домов и т.п.;

в 80-е гг. были сделаны реальные шаги по созданию организованной системы школьного образования. Всего было создано около 400 народных училищ, стремясь создать более реальные гарантии "просвещенной монархии", Екатерина издала в 1785 г. "Жалованные грамоты" городам и дворянству. Грамота городам передавала городским обществам право юридического лица, которое могло самостоятельно распоряжаться городской собственностью и доходами с нее, избирать городского главу. Жалованная грамота дворянству подтверждала все прежние привилегии дворян и придавала им статус закона. Главные из них - право владеть землей на правах частной собственности и свобода в выборе занятий.

Государство осталось неизменным по существу, т.е. самодержавным и крепостническим. Политика "просвещенного абсолютизма" Екатерины II была непоследовательной и ограниченной в силу неготовности русского общества к глубоким преобразованиям. Сказывалась также зависимость Екатерины, как незаконной императрицы, от позиции возведшего ее на престол дворянства.


31. Попытки либерализации российского общества (Александр I).

Вступив на трон, Александр объявил амнистию политическим заключенным, восстановил отмененные Павлом жалованные грамоты дворянству и городам, восстановив сословное самоуправление.

В апреле 1801 г. был создан Непременный совет – законосовещательный орган, в который входили доверенные лица императора. Однако они оказались противниками ограничения самодержавия, оправдывая это тем, что в российских условиях такие действия приведут лишь к усилению дворянской реакции.

В 1801 г. после первой неудачи был составлен Негласный комитет, в который входили близкие друзья Александра – Новосильцев, Строганов, ЧарторыйскийиКочубей.

В конце 1801 г. был издан указ о разрешении недворянам покупать земли без крестьян. Но этот указ не был рассчитан на облегчение положения крестьян, а лишь коснулся купцов, покупавших землю под строительство.

В 1803 г. был принят Указ о вольных хлебопашцах: помещики получили право отпускать своих крестьян на волю, предоставляя им землю за выкуп. Однако больших последствий этот указ не имел: на волю вышли лишь 0,5% общего количества крепостных.

В 1802 г. были созданы министерства: военное, военно-морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции.

В период с 1809-1811 гг. проводились реформы под руководством Сперанского. Из всех его проектов было осуществлено лишь создание Государственного совета из-за ясно обозначившейся оппозиции дворянства. Проекты Сперанского считали опасными и чересчур радикальными, из-за чего Александру пришлось сослать его в Нижний Новгород.

В послевоенное время активно разрабатывалась будущая русская конституция – Уставная грамотаРоссийской империи под руководством Н. Н. Новосильцева. Однако Александр так и не рискнул ввести в действие грамоту, и конституционные замыслы были отложены на некоторое время.

Преобразовательные планы императора натолкнулись на оппозицию справа, перед которой царь отступил, боясь дворцового переворота. Но стремление власти и народ к преобразованиям свидетельствуют о том, что назревшие изменения в России были необходимы и закономерны.

32. «Охранительная политика» Николая I. Политическая оппозиция и основные формы борьбы с ней.
Идейной основой царствования Николая I ствл тезис, сформулированный Карамзиным: «Требуем более мудрости охранительной, нежели творческой».

Неудивительно, что после подавления восстания 1825 г. охрана режима оказалась первейшей задачей власти. В 1826 г. для этого были образованы Корпус жандармов и III Отделение Кабинета Его императорского величества под руководством. Х. Бенкендорфа.

Главной задачей III Отделения становилась борьба со смутой внутри страны и борьба против проникновения в Россию западных революционных и либеральных идей.

Решить задачу воспитания нового поколения взялся С. С. Уваров. Он создал концепцию «Православие – Самодержавие – Народность». Уваров писал, что «без любви к вере предков народ, как и частный человек, должен погибнуть», что «Россия живет и охраняется духом самодержавия, сильного, человеколюбивого, просвещенного». И все это отражается в народности – теперь это называется менталитетом. Концепция Уварова долгое время проводилась в жизнь через систему созданных им гимназий, а также реформированных университетов. Однако после европейских революционных событий 1848 г. стало ясно, что мечта о новом человеке опять неосуществима, и Николай уволил Уварова с поста министра народного просвещения.

33. Практика реформ и контрреформ во второй половине 19 в.
Реорганизация местного управления. 1864 г. - земская реформа. В губерниях и уездах создавались земства - выборные органы из представителей всех сословий. Сфера их деятельности - хозяйственные вопросы местного значения: устройство и содержание земских школ и больниц, забота о торговле и промышленности. Земства сыграли особую роль в развитии просвещения и здравоохранения. Кроме того, они стали центрами формирования либеральной оппозиции.
"Городовое положение" 1870 г. создало в городах всесословные органы - городские думы. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. Они находились под контролем правительственной администрации.

Судебная реформа 1864 г. Всесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса. Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями. Мелкие гражданские дела разбирались в мировом суде, уголовные и тяжкие - в окружном. Высшей судебной инстанцией стал Сенат.

Военная реформа 1874г. закон о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте - до 7 лет.

Значение реформ. Проведенные преобразования имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развития страны. Был сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.Однако процесс модернизации России имел специфический характер. Выступления радикалов лишь активизировали консервативные силы, пугали либералов и тормозили реформаторские устремления правительства. Этим объяснялась непоследовательность и незавершенность реформ.

В апреле 1881 г. был обнародован манифест "О незыблемости самодержавия". Началась эпоха усиления реакционной тенденции во внутренней политике.

Изменения в системе местного управления. Сельская крестьянская администрация была в 1889 г. подчинена земским начальникам, назначавшимся из дворян и полностью контролировавшим жизнь деревни. В 1890 г. новое "Положение о губернских и уездных земских учреждениях" ограничило функции земств и усилило в них позиции дворян. "Городовое положение" 1892 г. укрепило роль дворянства и крупной буржуазии в городских думах, расширило вмешательство правительства в городское самоуправление.

Изменения в области образования и печати. Правительство стремилось подчинить среднюю школу контролю государства и церкви. В 1887 г. был введен циркуляр о "кухаркиных детях", не допускавший прием в гимназии детей лакеев, прачек, и т.д. В 1884 г. новый университетский Устав ликвидировал автономию вузов. Одновременно был усилен полицейский надзор за студентами. Из университетов были уволены многие прогрессивные профессора. Было свернуто женское высшее образование.
"Временные правила о печати" 1882 г. покончили с либеральной политикой 60-х годов в области цензуры. Цензура при Александре III была еще более жесткой, чем при Николае I.

В целом во внутренней политике второй половины XIX в. проявлялись и прогрессивные, и реакционные тенденции. Несмотря на контрреформы, правительству Александра III все-таки не удалось окончательно уничтожить земства и городское самоуправление. Сохранилась система судопроизводства. Были понижены выкупные платежи и прекращено временнообязанное состояние крестьян. Однако главным образом социальная направленность внутренней политики 80-90-х годов состояла в усилении позиций дворянства.

Наши рекомендации