Охарактеризуйте региональные организации по безопасности.
10. Каковы перспективы реализации задач международной и национальной безопасности?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Котляр В.С. Международное право и современные стратегические концепции США и НАТО. Казань, 2008.
2. Кулагин В.М. Современная международная безопасность: Учебное пособие. М., 2012.
3. Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность: Учебное пособие. М., 2009.
4. Явчуновская Р.А. Глобальная и региональная безопасность: Курс лекций. М., 2009.
5. Организация североатлантического договора: http://nato.int/.
Тема 5. МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ, ВОЗДУШНОЕ И КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО
§ 1. Понятие, принципы и источники международного морского права
Международное морское право - это отрасль международного права, нормы которой регулируют межгосударственные отношения в связи с использованием Мирового океана. Основные этапы кодификации международного морского права принято связывать с проведением ООН трех конференций: в 1958, 1960 и 1973 - 1982 гг. В итоге 10 декабря 1982 г. был принят всеобъемлющий международно-правовой акт - Конвенция ООН по морскому праву. Отдельные аспекты сотрудничества в использовании морских пространств и их ресурсов регулируются специальными соглашениями (Международная конвенция по охране подводных кабелей 1884 г., Конвенция об учреждении ИМКО (Международная морская организация) 1948 г., Конвенция по облегчению международного морского судоходства 1965 г., Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г., Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973/78 г. и др.). Отдельные вопросы использования морских пространств закреплены на национальном уровне (например, в Кодексе торгового мореплавания РФ 1999 г.).
Принципы международного морского права:
· свободы открытого моря (ст. 2 Конвенции об открытом море 1958 г., ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). С принципом свободы открытого моря тесно связан принцип исключительной юрисдикции государства флага судна в открытом море;
· сохранения и рационального использования морских живых ресурсов;
· свободы морских научных исследований (ст. ст. 87, 239, 246, 255 Конвенции ООН 1982 г.);
· охраны морской среды (ст. ст. 192, 194 Конвенции ООН 1982 г.);
· использования Мирового океана в мирных целях (преамбула, ст. ст. 19, 39, 54, 58, 88, 240 и 301 Конвенции ООН 1982 г.).
С точки зрения статуса все морские пространства можно условно разделить на четыре основных вида:
1) являющиеся неотъемлемой частью территории прибрежного государства и подпадающие под его суверенитет (внутренние воды, территориальное море);
2) не входящие в состав территории прибрежного государства, но правовой режим которых регулируется как национальным законодательством, так и нормами международного права (исключительная экономическая зона, прилежащая зона, континентальный шельф);
3) не подчиненные ни суверенитету, ни юрисдикции какого бы то ни было государства (открытое море, морское дно за пределами национальной юрисдикции);
4) морские пространства с особым правовым статусом (архипелажные воды, международные проливы и каналы).
В последние десятилетия получил всеобщее признание принцип общего наследия человечества. В рамках международного морского права этот принцип предусматривает общее равноправное пользование ресурсами морского дна и его недр за пределами действия национальной юрисдикции, на которые не распространяются суверенитет или суверенные права какого бы то ни было государства.
§ 2. Правовой режим морских территорий
1. Морские пространства, находящиеся под суверенитетом прибрежного государства:
А) Внутренние воды и внутренние морские воды. Согласно ст. 8 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, относятся к внутренним водам государства. В рамках внутренних вод выделяют внутренние морские воды.
К внутренним морским водам относятся воды:
- морских портов;
- заливов, если ширина входа в них не превышает 24 морские мили;
- исторические воды, в том числе исторические заливы независимо от ширины входа.
В силу суверенитета над своими внутренними морскими водами прибрежное государство по собственному усмотрению объявляет те или иные порты открытыми для захода иностранных судов. Вместе с тем государство в любое время вправе закрыть тот или иной порт для доступа, например, из соображений безопасности. Для захода в морские порты иностранных военных кораблей требуется предварительное разрешение прибрежного государства. При наличии такого общего разрешения прибрежному государству своевременно должно быть направлено уведомление о заходе соответствующего иностранного военного корабля. Во время пребывания в иностранных внутренних морских водах военные корабли пользуются полным иммунитетом от иностранной юрисдикции.
Заливы с шириной входа не более 24 морских миль. Согласно положениям Конвенции 1982 г., под заливом понимается хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой мере - в соотношении с шириной входа в него, - что содержит замкнутые сушей воды и образует нечто большее, чем простую извилину берега.
Исторические воды, включая «исторические» заливы. Основанием для включения «исторических» вод во внутренние служат три фактора: если, во-первых, над этими водами прибрежное государство осуществляло суверенитет на протяжении длительного времени; во-вторых, эти воды имеют важное и особое экономическое, оборонное и стратегическое значение для данной страны; в-третьих, имеет место молчаливое признание большинства государств. Возможность признания некоторых вод «историческими» содержится в ст. 12 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., указывающей на «исторически сложившиеся правовые основания». Историческими объявлены заливы Бристольский, Форт-оф-Форт, Мори-Ферт, Консепшн, Шало (Великобритания), Гудзонов (Канада), Канкаль (Франция), Гесаликский, Делавэр, Монтерей, Чесапикский, Санта-Моника (США).
Б) Территориальное море - морской пояс, установленный шириной до 12 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, входящий в состав территории государства и находящийся под его суверенитетом. Территориальное море, как и другие части территории государства, находится под его суверенитетом. В то же время его режим отличается от режима внутренних морских вод, так как в интересах торгового мореплавания государства добровольно согласились ограничить свой суверенитет, признав право мирного прохода иностранных судов через территориальное море. Прибрежное государство осуществляет в территориальном море свою юрисдикцию.
2. Морские пространства, находящиеся под юрисдикцией прибрежного государства
А) Прилежащая зона. Под прилежащей зоной в международном праве понимается морской пояс, примыкающий к территориальному морю прибрежного государства, установленный в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. шириной не более 24 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальное море, и в котором прибрежное государство осуществляет следующие виды контроля:
1) таможенный;
2) фискальный (финансовый);
3) иммиграционный (пограничный);
4) санитарный.
Практике известны санитарные зоны. В особенности это характерно для арабских стран. Фискальная и иммиграционная зоны установлены Индией. Помимо названных зон ряд государств установили другие их виды, в частности зоны уголовной юрисдикции, зоны нейтралитета, зоны предотвращения загрязнения и т.д.
Б) Исключительная экономическая зона представляет собой морской пояс, примыкающий к территориальному морю прибрежного государства, установленный в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальное море, и в котором прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, а также юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды.
В) Континентальный шельф. Согласно Конвенции 1958 г. под континентальным шельфом понимаются поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу за пределами территориальных вод до глубины в 200 м или за этими пределами до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств, а также поверхность и недра подводных районов, примыкающих к берегам островов. Континентальный шельф за пределами территориального моря не составляет часть государственной территории, но прибрежные государства обладают определенными правами в пределах континентального шельфа за границей территориального моря.
3. Международные морские пространства
А) Открытое море. Под открытым морем понимаются все воды Мирового океана, которые находятся за внешней границей исключительных экономических зон. Открытое море не может быть подчинено чьему-либо суверенитету, оно находится в общем и равноправном пользовании всех государств.
Согласно Конвенции об открытом море 1958 г. свобода открытого моря включает в себя:
1) свободу судоходства;
2) свободу рыболовства;
3) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;
4) свободу летать над открытым морем.
Конвенция 1982 г. расширила понятие свободы открытого моря, включив дополнительно:
5) свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом;
6) свободу научных исследований.
Все государства должны осуществлять эти свободы, должным образом учитывая интересы других государств. Иными словами, свобода открытого моря не носит абсолютный характер. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. обязывает все государства сотрудничать в максимально возможной степени в деле пресечения в открытом море актов пиратства.
Б) Международный район морского дна. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ч. XI) регламентирует правовой режим морского дна, находящегося за пределами действия национальной юрисдикции, который в соответствии со ст. 1 называется Районом. Район и его ресурсы являются общим наследием человечества. Он открыт для использования исключительно в мирных целях всеми государствами - как прибрежными, так и не имеющими выхода к морю. Деятельность в Районе организуется, осуществляется и контролируется Органом по морскому дну. Все государства - участники Конвенции 1982 г. являются ipso facto членами Органа.
4. Морские пространства с особым правовым статусом
А) Архипелажные воды. Согласно ст. 46 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., термин «архипелаг» означает группу островов, включая части островов, соединяющие их воды и другие природные образования, которые настолько тесно взаимосвязаны, что составляют единое географическое, экономическое и политическое целое или исторически считаются таковым. К государствам-архипелагам, в частности, относятся Индонезия, Филиппины, Фиджи и др. Правовой статус архипелажных вод приобрел особую актуальность в последние десятилетия в связи с попытками государств-архипелагов подчинить своему суверенитету воды, которые традиционно использовались как открытое море.
Суверенитет государства-архипелага распространяется на архипелажные воды с учетом ряда положений, соблюдение которых позволяет должным образом учитывать законные интересы других государств в пользовании такими водами. Так, государство-архипелаг должно признавать традиционное право на рыболовство и другие виды правомерной деятельности непосредственно прилегающих государств в определенных районах в пределах архипелажных вод. Порядок и условия осуществления таких прав регулируются двусторонними соглашениями. Кроме того, государство-архипелаг не должно наносить ущерб существующим подводным кабелям, которые проложены другими государствами и проходят через его воды, не подходя к берегу, не препятствовать поддержанию этих кабелей в исправном состоянии и замене.
По аналогии с территориальными водами Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. при условии соблюдения режима внутренних вод, находящихся в пределах архипелажных вод, закрепила за всеми государствами право мирного прохода через них.
Б) Международные проливы. Под проливами понимаются естественные морские проходы, соединяющие между собой части открытого моря либо моря и океаны. Например, проливы Босфор и Дарданеллы (Конвенция о Черноморских проливах 1936 г. (Конвенция Монтре)), Большой Бельт, Малый Бельт и Зунд (Копенгагенская Конвенция 1857 г. «Трактат об отмене пошлин, взимаемых доселе с купеческих судов и грузов при проходе их через проливы Зунда и обоих Бельтов»).
В) Международные каналы. Каналы - это искусственно созданные судоходные пути. Тот факт, что канал соединяет открытые моря и является важнейшим водным путем международного значения, в значительной степени отличает воды канала по их значимости от других внутренних вод государства, например национальных рек. Тем не менее, сегодня не существует каких-либо договорных норм, дающих право проходить через любые морские каналы или обязывающих к предоставлению такового. О праве прохода можно говорить применительно к каждому каналу в отдельности. Важнейшие международные морские каналы, такие как Суэцкий, Панамский и Кильский, открыты для прохода судов всех наций либо на основании международного соглашения, либо на основании национальных законодательных актов.
Кроме того международное морское право регламентирует порядок использования природных ресурсов Мирового океана – «живых» и «неживых», содержащийся как в Конвенции 1982 года, так и в региональных соглашениях.
§ 3. Понятие, принципы и источники международного воздушного права
Международное воздушное право - совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами по поводу использования воздушного пространства и организации международных воздушных сообщений. В правовом отношении сфера действия международного воздушного права определяется с учетом подразделения атмосферы на воздушное пространство суверенное, расположенное над сухопутной и морской территорией государств, и открытое или международное, расположенное за пределами государственных границ.
Международно-правовое регулирование воздушного пространства ведет свое начало с Парижской конвенции о воздушной навигации 1919 года, закрепившей принцип суверенитета государства на воздушное пространство, находящееся над его сухопутной и водной территорией. В соответствии с принципом суверенитета государств на воздушное пространство, многие из них приняли специальные законы (воздушные кодексы), устанавливающие соответствующий правовой режим воздушного пространства над своей территорией (например, в РФ действует Воздушный кодекс 1997 года). Главным документом международного воздушного права является Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция) 1944 года, учредившая Международную организацию гражданской авиации (ИКАО). Большую роль играют также принимаемые или одобряемые Советом ИКАО стандарты и рекомендуемая практика (SARPS), это – 18 приложений, известные под общим названием «международные авиационные регламенты», а также межправительственные соглашения о воздушном сообщении. В области борьбы с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации действуют: Конвенция о правонарушениях и некоторых других актах на борту воздушного судна 1963 года (Токийская конвенция), Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года. (Гаагская конвенция и Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 года (Монреальская конвенция). Еще одна Монреальская конвенция - 1999 года - регулирует вопросы ответственности авиаперевозчиков перед пассажирами.
В основе современного воздушного права лежат следующие принципы. Первый - принцип полного и исключительного суверенитета государств над воздушным пространством над своей территорией, закрепленный в ст. 1 Чикагской конвенции. Специфика этого принципа проявляется в совокупности прав по регулированию воздушной навигации, коммерческой деятельности авиапредприятий, по осуществлению административной, гражданской и уголовной юрисдикции по отношению к летательным аппаратам, а также экипажам, авиапассажирам и грузам. Государственный суверенитет ограничен пределами самого воздушного пространства, границы которого можно условно определить как расстояние от поверхности Земли до перигея полета искусственных спутников Земли. В настоящее время сложилась норма обычного международного права, согласно которой граница между космическим и воздушным пространством не должна превышать 100–110 км. Государственный суверенитет распространяется и на воздушное пространство, находящееся над территориальным морем государства. Но в отличие от международного морского права, устанавливающего право мирного прохода судов в территориальном море прибрежного государства, международное воздушное право не содержит права мирного пролета воздушных судов в воздушном пространстве над территориальным морем. Суверенитет, как правило, не распространяется на воздушное пространство, лежащее над экономическими зонами прибрежных государств.
Вторым принципом международного воздушного права является принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, не находящемся под суверенитетом одного государства (над открытым морем, включая экономические зоны, и Антарктикой). Находясь в таком воздушном пространстве, воздушное судно подчиняется «праву флага». Данный принцип подразумевает пять условий («свобод»). Соглашение о международном воздушном транзите 1944 года установило две свободы воздуха:
1. возможность полета без посадки;
2. возможность посадки для технического обслуживания.
Соглашение о международном воздушном транспорте 1944 года установило еще три:
3. возможность высаживать пассажиров, выгружать груз и почту, взятые на территории государства, в котором зарегистрирован самолет;
4. возможность принимать на борт пассажиров, груз и почту, следующие на территорию государства, в котором зарегистрирован самолет;
5. возможность принимать на борт пассажиров, груз и почту, следующие на территорию любого из участвующих в Соглашении государств, возможность высаживать пассажиров, выгружать груз и почту, следующих из одного из этих государств.
Для авиапредприятий важно получить разрешение на коммерческую деятельность в объеме пяти «свобод воздуха», так как именно этот объем способствует увеличению нагрузки самолетов и обеспечивает более высокий уровень прибылей, получаемых авиатранспортными компаниями.
В практике существуют также следующие «свободы воздуха»:
6. Право осуществлять перевозку между третьими странами через свою территорию.
7. Право осуществлять перевозки между третьими странами, минуя свою территорию.
8. Право осуществлять каботажные перевозки, начало и окончание которых полностью находятся в пределах иностранного государства.
Третьим принципом международного воздушного права является принцип обеспечения безопасности полетов самолетов гражданской авиации. Он обязывает государства: а) принимать меры, обеспечивающие надежность авиационной техники, аэропортов и служб; б) вести борьбу с незаконным вмешательством в деятельность гражданской авиации.
Однако перечень принципов международного воздушного права не является исчерпывающим. Например, можно говорить о принципе иммунитета военных летательных аппаратов, которые выступают как органы государства, предназначенные для защиты его прав и интересов. Военный самолет должен иметь опознавательные знаки, находиться под командованием офицера, состоящего на службе данного государства, иметь соответствующий экипаж, подчиненный воинской дисциплине. Находясь в воздушном пространстве над суверенными государствами или над открытым морем, самолет пользуется иммунитетом от иностранной юрисдикции, свободой от административного и иного принуждения.
§ 4. Правовой режим воздушного пространства и международной аэронавигации
В общем виде воздушным пространством называется околоземное пространство, заполненное атмосферным воздухом, который удерживается (как и сухопутная и водная составляющие Земли) в пределах Земли ее гравитацией. В ст. 1 Чикагской конвенции 1944 года говорится о воздушном пространстве над территорией государств-членов, а ст. 2 территорией государства называет сухопутную и водную территорию государств-членов. Это дает основания толковать указанные положения таким образом, что Чикагская конвенция не относит воздушное пространство к составу государственной территории, а лишь допускает действие в нем суверенитета государств.
В целом воздушное пространство разделено на четыре основные территориальные части: территория государства; открытое воздушное пространство как часть международной территории общего пользования; воздушное пространство территорий со смешанным режимом (например, над исключительной экономической зоной) и государственное воздушное пространство международного пользования (например, над архипелагом Шпицберген).
Воздушное пространство подразделяется также на следующие функциональные части и режимы: верхнее (для полетов по приборам); нижнее (включая визуальные полеты); контролируемое (делится на районы организации воздушного движения, состоящие из диспетчерских районов, диспетчерских зон, аэроузловых диспетчерских и аэродромных районов, воздушных трасс, аэродромных зон, коридоров прилета и вылета воздушных судов, зон испытательных полетов, районов взрывных работ, стрельб); неконтролируемое, в котором выделяются консультативные маршруты и консультативные районы и обеспечивается полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение; районы полетной информации.
Государства устанавливают также запретные зоны, зоны ограничения полетов, опасные зоны (в том числе районы пуска и падения ракет и их отделяемых частей), районы полигонов, взрывных работ, противоградовых стрельб, авиационных работ, других специальных районов, необходимых для безопасного осуществления деятельности в воздушном пространстве и обеспечения безопасности лиц на поверхности.
Структура государственного воздушного пространства обычно утверждается в порядке, установленном правительством государства. Если два или несколько государств договариваются о создании «единого воздушного пространства», его структура (как правило, для конкретных видов использования) определяется межгосударственным договором (например, в Евросоюзе).
Международный полет - всякий полет, при котором летательный аппарат пересекает границу, по крайней мере, двух государств. Право на регулярные полеты в пределах своей территории (по определенным линиям, с определенной частотой и по заранее устанавливаемому расписанию) государства обычно предоставляют иностранным государствам в соответствии с двусторонними соглашениями о воздушном сообщении.
В 1952 г. Совет ИКАО принял официальное определение регулярных международных воздушных сообщений: серия полетов, которые осуществляются через воздушное пространство более чем одного государства с целью выполнения за вознаграждение перевозок пассажиров, почты и грузов при условии, что все рейсы открыты для общего пользования либо в соответствии с опубликованным расписанием, либо с такой частотой и регулярностью, которые составляют систематическую серию рейсов.
Полеты, которые не отвечают этим условиям, являются нерегулярными. В соответствии со ст. 5 Чикагской конвенции, воздушные суда государств-участников, «не являющиеся воздушными судами, занятыми в регулярных международных воздушных сообщениях, имеют право, при условии соблюдения положений Конвенции, осуществлять полеты на территорию другого государства-участника или транзитные беспосадочные полеты через его территорию и совершать посадки с некоммерческими целями без необходимости получения предварительного разрешения и при условии, что государство, над территорией которого осуществляется полет, имеет право требовать совершения посадки».
Вместе с тем, каждое государство по соображениям безопасности полетов сохраняет за собой право требовать от воздушных судов, которые намереваются пролетать над районами, являющимися недоступными или не имеющими надлежащих аэронавигационных средств, следовать по предписанным маршрутам или получать специальные разрешения на такие полеты. По условиям ст. 12 Чикагской конвенции, государства обязаны принимать меры для того, чтобы каждое воздушное судно, совершающее полет или маневрирующее в пределах его территории, а также каждое воздушное судно, несущее его национальный знак, где бы оно ни находилось, соблюдало действующие на этой территории правила и регламенты, касающиеся полетов и маневрирования воздушных судов.
Полеты иностранных летательных аппаратов должны проходить по предписанным маршрутам (договорным линиям). За исключением разрешенного транзитного пролета, каждый летательный аппарат должен, если это требуется в соответствии с правилами конкретного государства, совершать посадку в назначенном аэропорту или в другом месте с целью прохождения таможенного и иного контроля.
Правила полетов изложены в приложении 2 к Чикагской конвенции. Эти правила действуют с учетом соответствующих национальных правил. Важнейшим среди правил полетов является требование, согласно которому летательный аппарат, намеревающийся войти в контролируемое воздушное пространство, должен получить диспетчерское разрешение от службы управления воздушным движением, ответственной за данное воздушное пространство.
Для определения четких критериев в обслуживании международных полетов над открытым морем (аэронавигационный контроль и обеспечение полетной информации) ИКАО установила четыре основные категории воздушного пространства над открытым морем: консультативное, контролируемое, опасные зоны, зоны ограниченного режима полетов.
Консультативное воздушное пространство - район над открытым морем, в пределах которого летательным аппаратам предоставляются полетная информация и ограниченное обслуживание диспетчерской службой лишь в целях оптимального рассредоточения летательного аппарата в данном районе. Как правило, такое воздушное пространство включает районы и маршруты, где диспетчерская служба по каким-либо причинам (к примеру, в силу удаленности от береговой линии) не может управлять воздушным движением, а соответствующее государство не может нести ответственность за безопасность международных полетов.
Контролируемое воздушное пространство - район открытого моря, в пределах которого диспетчерская служба обеспечивает управление воздушным движением, а соответствующее (прибрежное) государство несет ответственность за обеспечение безопасности полетов. В пределах такого пространства следует выделить контролируемые воздушные трассы и контролируемые аэродромные зоны.
Международные воздушные трассы представляют собой часть контролируемого воздушного пространства в виде коридора шириной 10 - 15 миль. Контролируемые аэродромные зоны над открытым морем устанавливаются прибрежным государством для обеспечения взлета и посадки летательного аппарата. Такие зоны могут иметь протяженность вокруг аэродромов в радиусе до 50 - 60 миль, т.е. выходить за пределы территориальных вод в случаях, когда аэродром расположен на берегу или вблизи от берега. Расширение аэродромной зоны за пределы территориальных вод прибрежное государство вправе производить в одностороннем порядке, однако это не влечет за собой распространения действия государственного суверенитета на эти зоны.
Опасная зона - район открытого моря, в пределах которого может возникать опасность для полетов летательных аппаратов.
Зона ограниченного режима полетов - воздушное пространство над открытым морем, в пределах которого производство полетов временно ограничено. Так, государства устанавливают ограничения для плавания и полетов в районах открытого моря во время испытания межконтинентальных ракет.
Согласно ст. 28 Чикагской конвенции 1944 г. на государство возлагается обязанность (насколько оно сочтет возможным):
a) предоставлять на своей территории аэропорты, радио- и метеорологические службы и другие аэронавигационные средства для содействия международной аэронавигации в соответствии со SARPS;
b) принимать и вводить в действие надлежащие стандартные системы процедур связи, кодов, маркировки, сигналов, светооборудования и другую эксплуатационную практику и правила, которые время от времени могут рекомендоваться или устанавливаться в соответствии с настоящей Конвенцией.
В настоящее время в рамках ИКАО активно разрабатывается глобальная система управления воздушным движением, которая обеспечивала бы полеты как гражданских, так и государственных летательных аппаратов.
Еще один важный компонент международного воздушного права – административные формальности, группа норм Чикагской конвенции 1944 года и ее Приложения 9, направленных на создание благоприятных условий для международной аэронавигации и охрану интересов пользователей воздушным транспортом и третьих лиц, а также государств в данной сфере.
Административные формальности разделяются на общие (таможенные, валютные, паспортные, санитарные, карантинные, иммиграционные) и специальные (досмотр воздушного судна, личный досмотр пассажиров, их багажа; проверка перевозочной документации, меры специального контроля в аэровокзалах и аэропортах). При отказе пассажира или грузоотправителя (грузополучателя) от прохождения административных формальностей в месте отправления или приземления договор воздушной перевозки может быть расторгнут перевозчиком. Административные формальности могут быть выполнены командиром воздушного судна или по его поручению членом экипажа дополнительно или повторно во время полета независимо от согласия пассажира или лица, сопровождающего груз или почту.
Ввиду особого внимания к проблемам авиабезопасности и договорно-правовому порядку регулирования воздушных сообщений в мире существует большое число нормотворческих надгосударственных организаций:
1) Международная организация гражданской авиации (ИКАО). В структуре ИКАО предусмотрены региональные бюро: Европейское (Париж), Африканское (Дакар), Ближневосточное (Каир), Южно-Американское (Лима), Азиатско-Тихоокеанское (Бангкок), Северной Америки и Карибского бассейна (Мехико), Восточно-Африканское (Найроби).
2) Европейская конференция гражданской авиации (ЕКАК).
3) Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации (Евроконтроль).
4) Африканская комиссия гражданской авиации (АФКАК).
5) Агентство по обеспечению безопасности аэронавигации в Африке и на Мадагаскаре (АСЕКНА).
6) Латиноамериканская комиссия гражданской авиации (ЛАКАК).
7) Центральноамериканская корпорация по обслуживанию аэронавигации (КОКЕСНА).
8) Совет гражданской авиации арабских государств (КАКАС).
9) Межгосударственный совет по авиации и использованию воздушного пространства (МАК).
10) Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА). ИАТА два раза в год проводит региональные конференции по перевозкам. Земной шар поделен ИАТА на три зоны: 1-я - страны Америки; 2-я - Европа и Африка; 3-я - Азия (кроме Ближнего Востока), Австралия и Океания.
Несмотря на указанную проработанность правил воздушных перевозок, ряд вопросов (например, ответственность за авиапроисшествия) остаются проблемными.
§ 5. Понятие, принципы и источники международного космического права
Международное космическое право - это совокупность международных принципов и норм, устанавливающих правовой режим космического пространства, включая небесные тела, и регулирующих права и обязанности участников космической деятельности. Под космическим пространством понимается пространство за пределами атмосферы Земли. Последняя представляет собой воздушную оболочку планеты, наполненную различным газами (азот, кислород, аргон, кислородный газ, гелий и др.). Их плотность уменьшается по мере удаления от Земли, и на высоте более 800 км земная атмосфера постепенно переходит в космическое (межпланетное) пространство. К небесным телам как объектам международного космического права относятся, прежде всего, Земля и другие планеты Солнечной системы, их спутники, в частности Луна, кометы, астероиды, метеориты и т.п. Научный интерес представляют также другие галактики.
Источниками международного космического права являются пять международных многосторонних договоров, принятых под эгидой ООН в 60 - 70-х гг. XX в. К ним относятся: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (принят 19 декабря 1966 г., вступил в силу 10 октября 1967 г.); Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (принято 19 декабря 1967 г., вступило в силу 3 декабря 1968 г.); Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (принята 29 ноября 1971 г., вступила в силу 1 сентября 1972 г.); Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (принята 12 ноября 1974 г., вступила в силу 15 сентября 1976 г.); Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (принято 5 декабря 1979 г., вступило в силу 11 июля 1984 г.). Отдельные нормы международного космического права содержатся также в других международных договорах, регулирующих правоотношения в военной сфере, в области использования радиосвязи и др.
В случае, если государство не является участником указанных договоров или какой-либо вопрос договорами не урегулирован, действуют обычно-правовые нормы. Их содержание раскрывается в серии резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, отражающих всеобщую практику (например, право на осуществление телевизионного вещания с помощью спутников, разграничение воздушного и космического пространств на высоте около 100 км над уровнем моря и др.). Отдельную группу составляют учредительные акты международных организаций, осуществляющих космическую деятельность: Конвенция о создании Европейской организации по космическим исследованиям (1962 г.); Конвенция о создании Европейского космического агентства (1975 г.) и др.
Выделяют следующие принципы международного космического права:
· исследование и использование космоса на благо всего человечества;
· равное право всех государств на исследование и использование космоса;
· запрещение национального присвоения космоса;
· соответствие космической деятельности международному праву;
· свобода космоса для научных исследований; использование Луны и других небесных тел исключительно в мирных целях;
· международная ответственность государств за всю национальную космическую деятельность;
· международная ответственность государств за ущерб, причиненный космическими объектами;
· сотрудничество и взаимная помощь государств при исследовании и использовании космоса;
· сохранение государствами юрисдикции и контроля над космическими объектами, занесенными в их регистры;
· обязанность государств избегать вредного загрязнения космоса.
Согласно нормам международного космического права, космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства, без какой бы то ни было дискриминации. Они не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни какими-либо другими средствами. Вместе с тем необходимо учитывать и различия в режимах космического пространства и небесных тел. Луна и другие небесные тела, в отличие от космоса, должны использоваться исключительно в мирных целях. На них запрещаются создание военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия, проведение военных маневров, угроза силой или применение силы, любые другие враждебные действия или угроза их совершения.
Статус космических объектов определяется как нормами международного права, так и национального космического законодательства. В международном аспекте здесь особое значение имеют правоотношения, связанные с запуском космического объекта в космос и возвращением его на Землю. Исходным в этих правоотношениях является требование международного права об обязательной регистрации государством запускаемых космических объектов. В соответствии с Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, эти объекты запускающее государство (т.е. государство, которое осуществляет или организует запуск космического объекта, или государство, с территории или с установок которого осуществляется запуск космического объекта) обязано зарегистрировать в специальном национальном регистре.
Составной частью космического пространства, подпадающей под действие международного права, являются орбиты размещения искусственных спутников и других космических аппаратов. Особое значение среди них имеет геостационарная орбита, т.е. круговая орбита на высоте около 36 тыс. км над экватором Земли. Особенность этой орбиты состоит в том, что размещенные на ней спутники находятся в постоянном положении над определенной точкой земного экватора. При этом каждый из них может покрывать радиоизлучениями треть площади поверхности Земли. Это имеет большое значение для развития таких прикладных видов космической деятельности, как спутниковая связь, связь для целей навигации, дистанционное зондирование Земли, мониторинг окружающей среды и некоторых другие. В этой связи имеют место проблемы, касающиеся справедливого распределения частотно-орбитального ресурса геостационарной орбиты, доступа к этой орбите, рационального и эффективного ее использования и др. Для обеспечения интересов всех стран, справедливого и рационального использования ресурсов геостационарной орбиты установлена специальная процедура в рамках Международного союза электросвязи. Она предполагает постепенное наращивание «загрузки» орбиты с учетом фактических потребностей государств и разработки международных планов для использования орбитальных частот. Эти планы предусматривают закрепление за тем или иным государством как минимум одной позиции на геостационарной орбите и соответствующей зоны покрытия на Земле.
Правовой статус космонавтов (членов экипажа космического корабля) определен Договором по космосу, Соглашением о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, а также национальным космическим законодательством. В соответствии с этими актами космонавты являются «посланцами человечества в космос». Соглашение о спасении космонавтов касается их правового статуса в контексте обязанностей государств оказывать им помощь в случае аварии или иного бедствия. Страны согласились в том, что при получении ими сведений, что экипаж космического корабля потерпел аварию или находится в состоянии бедствия, совершил вынужденную или непреднамеренную посадку на территории, находящейся под их юрисдикцией, в открытом море или любом другом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства-стороны, они немедленно: а) информируют соответствующие власти о происшедшем с помощью находящихся в их распоряжении средств связи; б) информируют об этом же Генерального секретаря ООН. Эти же стороны обязаны принять все зависящие от них меры по поиску и спасению оказавшихся в беде космонавтов, которые после оказания им помощи должны быть незамедлительно возвращены представителям властей государств, осуществивших запуск.
В свете перспектив, связанных с развитием космического права, возникают проблемы правового статуса лиц, совершающих космические путешествия; дистанционного зондирования Земли; интеллектуальной собственности в международных космических проектах; охраны космического пространства и земной среды от техногенного космического загрязнения; космического страхования и ответственности государств за всю их национальную космическую деятельность.
В связи с важностью всестороннего сотрудничества для обеспечения указанных принципов и норм космического права в данной сфере функционируют межгосударственные организации:
1) Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях;
2) Европейское космическое агентство (ЕКА);
3) Международная организация космической связи (Интерспутник);
4) Европейская организация спутниковой связи (ЕВТЕЛСАТ);
5) Арабская организация спутниковой связи (АРАБСАТ);
6) Комитет по исследованию космического пространства (КОСПАР);
7) Международная астронавтическая федерация;
8) Совет по международному сотрудничеству в области исследования и использования космического пространства (Интеркосмос),
9) Международный институт космического права в Париже;
10) многосторонние космические проекты (долгосрочная программа «Международная космическая станция», проект «Морской старт»).
Ввиду пробельности многих вопросов правовой охраны космоса существуют предложения о целесообразности создания Всемирной космической организации.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ