Война с Польшей и Швецией.Решение Земского собора 1653 г. вызвало войну с Польшей (1654-1667 гг.).
Препятствия решению
Внешнеполитических задач
Экономическая и военная отсталость России.
Зависимость от импорта оружия. Перевооружение и тактическую переподготовку армии российское правительство пыталось обеспечить за счет ввоза оружия и найма иностранных офицеров.
Дипломатическая и культурная изоляция России, которая на Западе воспринималась как отсталая восточная страна, представляющая интерес лишь как объект экспансии. Политическая граница Европы того времени проходила по Днепру.
Западное направление.
Борьба за украину
- Смоленская война. В 1632 г., питая надежды на то, что после смерти Сигизмунда 3 в Речи Посполитой начнется внутренняя усобица, Россия, плохо рассчитав свои силы, начала войну за пересмотр Деулинских соглашений (по которому после смуты Россия отдавала часть своих земель Речи Посполитой).
Эта война(1632-1634 гг.) закончилась подписанием Поляновского мира. По нему Польше возвращались города, захваченные русскими на начальном этапе войны, но Владислав отказывался от своих претензий на русский престол.
Виновниками поражения были объявлены воеводы М. Шеин и А. Измайлов и им отрубили головы.
Освободительное движение на Украине
Причины движения. В 1648 г. на Украине вспыхнуло очередное восстание, вызванное социальным гнетом, политическим, религиозным и национальным неравноправием, которое испытывало на себе украинское и белорусское православное население, находясь в составе католической Речи Посполитой.
Зачинщиками выступления стали запорожские казаки. Восстание возглавил избранный гетманом Богдан Хмельницкий. Его отряды, усиленные крестьянами и горожанами, пришедшими из Украины и Белоруссии, в ряде сражений разгромили польские войска и в декабре 1648 г. заняли Киев. Б. Хмельницкий, осознавая непрочность достигнутого и слабость повстанцев, не раз обращался за помощью к русскому правительству, выражая готовность Украины присоединиться к России. Однако, понимая, что это приведет к войне с Речью Посполитой правительство не решилось удовлетворить просьбу гетмана.
Возобновившиеся военные действия подтвердили обоснованность опасений Б.Хмельницкого. В 1651 г. его войска потерпели поражение, а подписанный Белоцерковский договор сократил казацкий реестр до 20 тыс.
После поражения осенью 1653 г. нависла угроза полного разгрома сил восставших.
Этого не могла уже допустить Россия, т.к. в подобном случае она лишалась реальной возможности решить свои внешнеполитические задачи на западном направлении. На Земском собор 1653 г. решено присоединить Украину.
Украинская Рада в Переяславле в январе 1654г. приняла решение о присоединении Украины к России, предоставляющее ей значительную самостоятельность. Сохранялось выборное казачье управление во главе с гетманом, который, например, имел право внешнеполитических сношений со всеми странами, за исключением Польши и Турции.
Но вскоре началось постепенное ограничение автономных прав Украины и унификация органов управления в целях полной интеграции с Россией, протекавшее до конца ХУ111 в.
Причины присоединения:
- религиозная и этническая общность русского и украинского народов;
- их общее историческое прошлое и совместная борьба с внешними врагами;
- конкретно-историческая обстановка середине ХУ11 в., когда для Украины сохранение независимости казалось нереальным и приходилось выбирать наименьшее зло,
- присоединение отвечало и интересам России, о которых говорилось выше.
Война с Польшей и Швецией.Решение Земского собора 1653 г. вызвало войну с Польшей (1654-1667 гг.).
Поначалу она протекала успешно и уже в 1654 г. русские войска овладели Смоленском и рядом городов Белоруссии, встретив при этом поддержку местного населения.
Неудачами Польши воспользовалась Швеция, стремившаяся к гегемонии в данном регионе и превращению Балтийского моря в шведское озеро. Кроме того, шведы не желали усиления России и в 1655 г. их войска заняли Варшаву. Сильная Швеция представляла для России большую угрозу, чем разбитая Польша, вот почему заключив с ней перемирие, Россия вступила в войну со Швецией (1656-1658). Но соперничество с одной из самых передовых армий Европы оказалось не по силам русским войскам, Россия в 1661 г. пошла на подписание Кардисского мира, по которому возвратила завоеванные ею земли в Ливонии и вновь лишилась выхода к морю.
Польша, получив передышку, сумела восстановить силы и продолжить войну с Россией. К тому же, после смерти Хмельницкого часть казачьего руководства выступила на стороне Польши. Война приобрела затяжной характер, успехи сменялись поражениями. В итоге, в 1667г. было подписано Андрусовское перемирие, по которому к России возвращался Смоленск и переходили земли Левобережной Украины. Киев, расположенный на правом берегу Днепра, отдавался на два года, но так и не был возвращен Польше.
Условия этого перемирия были закреплены Вечным миром1686г., ставшим крупной дипломатической победой России.
Отношение России с Крымом и Османской империей. (южное)
Русско-турецкая война 1677-1681 гг. Воссоединение с Россией части Украины вызвало противодействие Крымского ханства и стоящей за его спиной Османской империи, которые и развязали против России войну 1677-1681 гг. Русско-украинским войскам в 1677 г. удалось отстоять стратегически важную крепость Чигирин, осажденную превосходящими силами противника. Упорное сопротивление России заставило ослабевшую к этому времени Порту подписать в 1681 г. в Бахчисарае 20-летнее перемирие с Россией, по которому признавались ее приобретения, а земли между Днепром и Бугом объявлялись нейтральными.
Восточное направление.
Менее напряженно для страны происходило продвижение на восток. В течение ХУ11 в. русские землепроходцы продвинулись от Западной Сибири до берегов Тихого океана. По мере продвижения они создавали опорные пункты: Красноярский острог, Братский острог, Якутский острог, Иркутское зимовье и т.д. С местного населения, вошедшего в состав России, собирали ясак - меховой налог.
Одновременно началась крестьянская колонизация пахотных земель южной Сибири. К концу ХУ11 в. русское население региона составляло 150 тыс. человек.
(более подробно об этом на следующем уроке – практическом занятии)