Идеологическая система сёгуната.
С конца XII в. и до середины XIX в. Происходило возникновение и дальнейшее развитие новой идеологической системы, системы господства военного дворянства – самурайства: сёгунаты Минамото, Асикага, Токугава.
С конца XII в. наступает эра самурайства, вместе с ней утверждается новая идеология – дзэн-буддизм. Простым самураи не могли понять высокие истины классического буддизма. Дзэн, перенятый у Китая, оказал большое влияние на формирующуюся мораль и психологию японского самурайства. Дзэн выработал доктрину достойной смерти. В ней давалась установка не на пожизненную скорбь (как в классическом буддизме), а на активное, насыщенное бытие, наполненное делом, ибо человеческая жизнь непременно конечна. Дзэн призывал помнить, что смерть неизбежна. В результате – постигающий дзэн, живя «ради смерти» не только терял страх перед ней, но и всю жизнь старался посвятить ее достойной встрече через самоусовершенствование и ревностное исполнение земного долга. Носители идеи дзэн – самураи – становились, таким образом, неустрашимыми воинами-одиночками, желавшими как высшего блага возможности достойного исполнения долга и достойной памяти в умах своих потомков.
Сословное деление японского общества: Си-Но-Ко-Сё.
Наиболее законченные формы приобрела сословно-классовая структура японского общества в период третьего сёгуната, когда она была скреплена законом и всемерно охранялась сёгунатом. Японское феодальное общество делилось на четыре сословия. Сословные границы в основном совпадали с классовыми. Это деление официально определялось формулой "си-но-ко-сё": самураи (си), крестьяне (но), ремесленники (ко) и торговцы (сё). На самом дне феодального общества находилась небольшая группа париев ("эта").
В 1615 году сёгуном токугавской династии Иэясу были изданы "Восемнадцать законов", вводивших жесткую регламентацию поведения представителей всех четырех сословий. Высшее сословие «си» было неоднородно. Оно состояло из сёгуна и его ближайшего окружения, полностью сосредоточивших в своих руках политическую власть, и кугэ — аристократической знати, которая не имела земельных владений, не обладала ни экономической, ни политической властью и полностью зависела от сёгуна. Япония XVII века имела самый высокоорганизованный в Азии феодальный строй, основу которого составляло крестьянство («но»). Крестьяне были заинтересованы в хозяйственной деятельности, что способствовало укреплению их экономического положения и серьёзным достижениям в сельском хозяйстве. Последние ступени сословной лестницы занимало городское население «ко» (ремесленники) и «сё» (торговцы), юридически оно имело меньше прав, чем остальные сословия, но их богатство постепенно способствовало возрастанию влияния купцов и торговцев в обществе.
Существовали так же внесословные образования: хинин и эта. Несмотря на наличие сословной системы, для всех практических целей японское общество делилось на самураев и не самураев. Ремесленников и торговцев часто выделяли как «тёнин». Ликвидирована система была через год после Реставрации Мэйдзи.
Внешняя политика Токугава.
Внешняя политика данного периода включала в себя такие важные моменты, как «закрытие Японии» и борьбу с христианской верой. Два события были взаимосвязаны между собой так как Иностранцы, которые начали высаживаться на Японские острова, занимались в основном миссионерской деятельностью и насаживали католическую веру.
«Закрытие Японии»: причины и последствия.
Первоначально династия Токугава налаживала отношения с иностранцами, для поднятия престижа своего дома и так как страна нуждалась в передовых технических знаниях, европейских способах производства оружия. Иностранные же государства, стремясь укрепить свое влияние в Японии, начали насаживать католическую веру, чем внушили опасения дому Токугава, что привело к курсу на «закрытие страны».
Первыми иностранцами, вступившими на японскую землю, были португальцы, прибывшие в Японию в 1542 г. Они обосновались на юге о. Кюсю и принялись насаждать католическую религию. Широкое распространение на юге страны христианской веры послужило поводом для беспокойства японских властей. Они боялись захвата японских территорий. В связи с этими опасениями Токугава Иэмицу в середине XVII в. ввел политику “закрытых дверей”, запрещавшую японцам покидать страну.
Европейцы в основном занимались миссионерской деятельностью. В это время в Японии проживало 700 тыс. человек, принявших христианскую веру. В 1614 г. был издан специальный указ, запрещающий принимать иностранную веру. В 1636 г. правительство Токугавы запретило японцам выезжать за пределы Японии, нарушителей ожидала смертная казнь. Иностранцам нельзя было заниматься миссионерской деятельностью, им разрешалось только вести торговлю.
1638 г. правительство Токугавы изгнало из страны всех португальцев и испанцев. Единственным открытым городом, где разрешалась внешняя торговля, стал город Нагасаки.
Политика Сакоку или самоизоляции (дословно «страна на цепи») проводилась вплоть до 1853 года.
Причины:
§ Стремление оградится от иностранного проникновения из-за страха колонизации страны.
§ Сохранение самобытной японской культуры, быта и религии.
§ Сёгуны боялись усиления князей юго-западной и западной Японии. Князья этого региона уже стали христианами и вели активную торговлю с португальцами. Не следует забыть, что южные тодзама даймё были оппозиционны правящему дому и могли начать борьбу за власть.
Последствия:
§ В первую очередь закрытие страны привело к Лишению экономики перспектив развития и кризису в традиционной экономической системе Японии.
§ На начальном этапе изоляция укрепила позиции правительства и способствовала прогрессу. Но этот прогресс не мог существовать без внешнего рынка, без открытых портов. Товарно-денежные отношения не могли развиваться в условиях «закрытия».
Проявление кризиса Традиционной экономической системы.
С начала XVIII в. не растут площади обрабатываемых земель, нет роста урожайности. Ярким показателем кризиса стало падение роста численности населения, особенно в деревне. По переписи 1721 г. она составила 26 млн человек. В дальнейшем, при практически постоянной численности населения, доля сельских жителей снижается, городских растет. Это свидетельствует о расслоении и разорении крестьянства. Крестьяне покидают деревню, так как не в состоянии справиться с ростом налогов. К концу века рента составляла уже 60% урожая. Это привело к ряду крестьянских восстаний (1747 г., 1749 г., 1754 г., 1764-1765гг.).
Характерной чертой кризиса традиционной экономики являлся подрыв монополии самурайства на землю, потеря земли крестьянами, концентрация земли в руках нового социального слоя – землевладельцев из купечества и зажиточных крестьян.
Приходит в упадок семейно-корпоративное ремесло. Начиная с XVIII столетия, растет конкуренция цехам со стороны первых мануфактур. Появились частные, княжеские и государственные мануфактуры.
Гонения на христиан.
Христианство проникло в Японию вместе с португальскими и испанскими купцами в середине XVI века. Особенно активны были иезуиты, которые создали многочисленную общину на южном острове Кюсю. Всего к концу XVI века в Японии насчитывалось около 300 тысяч христиан. Они пользовались покровительством и части самурайской знати - некоторые удельные князья открыто переходили в католичество и демонстративно носили кресты поверх одежды. Однако проникновение иезуитов вызывало подозрения - в них многие видели агентуру европейских колонизаторов.
В 1587 году объединитель Японии Тоётоми Хидэёси запретил пребывание миссионеров в стране и начал притеснения христиан. Старт к репрессиям дала показательная казнь 26 активных католиков, которых распяли на крестах. Зверские расправы продолжились и при Иэясу Токугава, который завершил объединение Японии и создал централизованное государство. В 1614 году он запретил христианство по всей стране. Началось массовое разрушение церквей, а всем подозреваемым предлагалось наступить ногой на медную табличку с изображением Богоматери. Отказывавшихся подвергали мучительным казням.
Христиане перешли в подполье и в 1637 году подняли в районе города Симабара на острове Кюсю восстание во главе с самураями-христианами. Они героически сражались, но мятеж был жестоко подавлен. С тех пор запрет на христианство в Японии действовал более 250 лет, хотя в стране оставались крайне немногочисленные общины.
Отношения с голландцами.
Все контакты с западным миром были монополизированы голландцами-кальвинистами, особое положение которых в стране было обеспечено их помощью в подавлении восстания католиков. Два раза в год был разрешён заход голландских и китайских судов лишь в один порт в стране — Нагасаки.