Государственное устройство империи Цин.

Сословная система.

Привилегированным сословием были маньчжуры и монголы. Из них, в основном, состояла армия. Маньчжуры пытались не раствориться в китайском народе.

Собственно китайцы:

Полноправные сословия:

§ Шеньши – основа бюрократического аппарата, Чиновничество делилось на 10 рангов, по 2 разряда в каждом. Сохранялась система экзаменов.

· Служилые - занимали государственные посты.

· Неслужилые - составляли провинциальную элиту.

Не платили подушную подать, не несли трудовую и воинскую повинность. Их статус был очень высок.

§ Простолюдины:

· Землевладельцы;

· Торговцы;

· Ремесленники…

Неполноправные сословия:

§ Рабы;

§ Представители табуированных профессий (актёры, уборщики и так далее).

Социальная структура не была строго закреплена. Формально любой мог занять высшие государственные посты.

Государственная организация:

Копировала традиционные образцы китайской империи. По форме государственного устройства Китай времен Цинской династии был типичной восточной деспотией. Столицей государства был город Пекин.

Император (богдохан) пользовался неограниченной властью в Поднебесной и считался Сыном Неба. Однако это не означало божественного происхождения конкретного императора – сакральным был титул, а не человек. Только император от имени всего народа и государства мог молиться Небу и приносить ему жертвоприношения. Император «получал» власть от Неба, считался непогрешимым, всезнающим и всевидящим. Каждый император имел одну жену и любое число наложниц.

В руках монарха были законодательная, судебная и военная власть. Исполнительными функциями обладали Государственный совет, Государственная канцелярия и шесть палат – «министерств»:

§ Министерство аттестаций утверждало ученые степени шэньши;

§ Министерство финансов контролировало сбор налогов;

§ Министерство церемоний следило за правилами придворного этикета;

§ Военное министерство решало не только проблемы обороны страны от внешних врагов, но и выполняло функции полиции;

§ Министерство юстиции занималось законотворчеством и контролировало исполнение законов;

§ Министерство общественных работ следило за состоянием дорог, мостов, каналов. В случае необходимости контролировало их ремонт или строительство.

Административно-территориальное деление.

В административном отношении Срединная империя делилась на 18 провинций, каждая провинция в свою очередь – на 10 областей. Области состояли из уездов. Во главе провинций стояли губернаторы. Провинциальные и областные органы власти решали те же задачи, что и центральные, имели такие же ведомства. Население Китая быстро росло и в XVIII столетии составило 300 млн человек.

Религией по-прежнему оставалось конфуцианство.

Внешняя политика.

Вскоре маньчжуры приступили к широкомасштабным завоеваниям.

§ На Востоке к вассальной зависимости приведена Корея;

§ На Севере – Внешняя Монголия;

§ На Северо-Западе маньчжуры продвинулись в Кашгарию и Джунгарию, территория была завоёвана. Образована провинция Синьцзяннь.

§ Юго-Запад – Тибет формально завоёван, но фактически оставался под властью далай-ламы.

§ Юг. Маньчжуры проникают в Индокитай, а именно в Бирму и Вьетнам, но больших успехов там им достичь не удалось.

К концу XVIII века Китай сформировался в своих современных границах. Но присоединённые земли не пригодны для земледелия. Отношения с ними строились по принципу «большой семьи», где «старшим братом» являлся Китай, «младшими братьями» – все остальные страны. «Старший брат» в такой системе отношений помогает «младшим», учит их уму-разуму, а «младшие братья» не только подчиняются, но и дарят подарки в виде небольшой дани. Следует заметить, что такие отношения не были обременительны для зависимых стран.

На завоёванных же землях ведётся политика ассимиляции. Распространяется китайский язык, обычаи. Все проявления сепаратизма жестоко подавляются.

Взаимоотношения с Западом и Россией.

В начале XVI в. в Макао обосновались португальцы. В XVII веке португальцев вытеснили голландцы и французы, а затем и англичане. Торговля ведётся через город Гуаньчжоу. Вся торговля постепенно переходит в руки англичан.

Вместе с португальцами в Китае появляются монахи-иезуиты. Действовали успешно. Представляли ассимиляционное направление. Взаимодействовали с китайскими традициями. Были приглашены к императорскому двору. К середине XVII века в Китае насчитывалось уже около 150 тысяч христиан. Во второй половине XVII века началась борьба среди миссионерских орденов, которая окончилась с принятием решения о чистоте христианских обрядов. Христианство в чистом виде, без учёта особенностей традиционной китайской культуры вызвало мягко говоря непонимание. В 1715 году император Каньси приказал изгнать всех христиан из Китая. Христианские храмы повсеместно разрушались.

К середине XVIII века Китай начинает проводить политику «закрытия» страны.

Причины:

§ Китай достиг предельных размеров;

§ Принцип самодостаточности Китая;

§ Осознание маньчжурской элитой возможности слияния оппозиционерских и сепаратистских кругов с Западом.

Взаимоотношения с Россией.

Во взаимоотношениях с Россией велась караванная торговля через Среднюю Азию и город Кяхта.

В XVII веке в Приамурье активно просачиваются казаки. Столкновения между маньчжурами и казаками. Ярким примером является осада Албазинского острога.

Эти столкновения приводят к тому, что российское правительство пытается разграничить территории Приамурья и заключает с Китаем Нерчинский мирный договор 1689 года. По Кяхтинскому договору 1728 года были установлены дипломатические отношения между Китаем и Россией. Была основана русская духовная миссия в Пекине.

Наши рекомендации