Российско-американские отношения в XXI веке и их «перезагрузка».
В начале своего первого президентского срока Буш был настроен на рабочие отношения с Путиным, Буш считал тогда, что от России не исходят реальные угрозы США. В 2001 году специалист по России Майкл Макфол советовал Бушу завлекать Россию в проамериканский лагерь. Со своей стороны Путин, в начале своего правления делал шаги навстречу США, что было остановлено США выходом из договора по ПРО.
К основным проблемным вопросам между РФ и США относятся помощь России Ирану в осуществлении ядерной программы, энергобезопасность, ситуация в Грузии, Украине и Палестине, а также развёртываемая Соединёнными Штатами в Европе система противоракетной обороны.
В начале 2007 года между США и РФ с новой силой разгорелся конфликт по поводу намерения США разместить в Польше и Чехии элементы своей системы ПРО. По словам руководства США, этот шаг направлен на защиту Европы от северокорейских и иранских ракет. Российское руководство категорически отвергает такое объяснение.
В августе 2008 года новый виток противостоянию России и США дало вторжение грузинских войск в Южную Осетию. Российские войска очистили территорию почти полностью захваченной непризнанной республики от грузинской армии и в течение нескольких дней продолжали бомбардировки военных объектов на всей территории Грузии, после чего Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию независимыми государствами. Под вопросом оказалось дальнейшее существование Совета Россия-НАТО.
«Перезагрузка» инициирована в начале 2009 года Медведевым и Обамой, она пришла на смену острой фазе противостояния. Именно так характеризовались отношения между нашими странами в годы правления в США республиканской администрации Президента Дж.Буша. Несмотря на заявления о партнерстве, содержащиеся в совместных российско-американских заявлениях, одобренных на высшем уровне в 2002 и 2008 годах, эти отношения, по мнению многих экспертов, скатились до низшей точки со времен завершения холодной войны. Кульминацией можно считать так называемый «кавказский кризис» в августе 2008 года, когда Вашингтон открыто выступил на стороне руководства Грузии, спровоцировавшего вооруженный конфликт с Россией.
Столкнувшись с целым комплексом внешнеполитических и внутренних проблем, администрация Б.Обамы была вынуждена начать пересмотр многих основ внешней политики республиканцев.«Точечное» взаимодействие с Россией должно было содействовать реализации задач американской политики. Прежде всего это относилось к ситуации в Афганистане, где от позиции России в значительной мере зависел успех операции коалиционных сил Соединенных Штатов и их союзников. Россия оставалась одним из ключевых игроков в вопросах ядерного нераспространения, без участия российской стороны было трудно рассчитывать на продвижение вперед по вопросам иранской и северокорейской ядерных программ. Точно также Соединенные Штаты нуждались во взаимодействии с Россией в борьбе с международным терроризмом. Для США было крайне важным обеспечить лояльность Москвы в ходе принципиальных голосований в Совете Безопасности ООН. В меньшей степени, но все же существенной была роль России в обеспечении стабильности мировых рынков энергоресурсов и некоторых других важных для США сырьевых товаров.
В геополитическом плане наметившийся поворот России в сторону Азии начинал вызывать озабоченность в Вашингтоне. В первую очередь это касалось тенденции к углублению российско-китайского сотрудничества.
Следует отметить, что в пользу «перезагрузки» играл такой субъективный фактор, как возвращение в администрацию людей, имеющих большой опыт работы с Россией и в России в период Президента Клинтона. Эти люди составили своеобразное «российское лобби» в вашингтонских коридорах власти, связав во многом свои профессиональные амбиции с успехом политики «перезагрузки». По свидетельству некоторых наблюдателей, сам Президент Б.Обама с течением времени «втянулся» в российскую проблематику, стал проявлять к России более активный интерес.
Постепенно роль и место «перезагрузки» в системе внешнеполитических приоритетов Соединенных Штатов стали возрастать, что было связано с тем, что на других направлениях «нового курса» демократической администрации больших успехов достичь не удалось.
Три основные предпосылки, которые играли в пользу политики «перезагрузки» с США для России:
1.осенью 2008 года Москва оказалась перед угрозой внешнеполитической изоляции. Российскую политику на Южном Кавказе (признание Южной Осетии и Абхазии) не поддержало ни одно сколько-нибудь значимое государство. 2.Россия стала все больше ощущать последствия мирового финансового и экономического кризиса. 3.провозглашенная руководством России политика «модернизации», предполагающая переход страны форсированными темпами от модели сырьевой экономики к инновационной модели, при которой экономика опиралась бы на знания, выглядела нереализуемой в условиях конфронтации с государствами, имеющими наибольший потенциал в этой сфере.
Таким образом, можно констатировать, что в начале 2009 года сложилось совпадение американских и российских интересов, которое позволило перейти к новому этапу в двусторонних отношениях, получившему название «перезагрузка».
Достижения «перезагрузки»:российско-американский Договор СНВ-3. Договор был подготовлен в сжатые сроки и стал важным шагом вперед в сфере сокращения стратегических арсеналов двух стран. Договоренность об «афганском транзите», позволяющая Соединенным Штатам и их союзникам по коалиции в Афганистане использовать «северный коридор» по территории России для транспортировки невоенных грузов.Более систематическим стало сотрудничество по противодействию терроризму и наркотрафику.Сближение американской и российской позиций по иранской ядерной проблеме.Соединенные Штаты стали в большей степени, чем раньше, учитывать стратегические интересы России на пространстве бывшего Советского Союза. Снижение остроты американской критики российской политической системы и положения с правами человека в России. Поддержка США в решении вопроса о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
К середине 2011 года первоначальный импульс «перезагрузки» оказался исчерпанным: в российско-американских отношениях удалось достичь почти всего, на что можно было рассчитывать, оставаясь в рамках традиционной модели этих отношений.
В марте 2014 года отношения стран резко обострились из-за Крымского вопроса. Госсекретарь Керри отметил в телеинтервью, что «перезагрузка» осталась в прошлом: «Мы вошли в другую фазу отношений с Россией». Отмечают, что российско-американские отношения охладились как никогда за весь период с 1991 года.