Политика России в Закавказье. Признание РФ независимости Абхазии и Южной Осетии.
Россия и Закавказье. Интересы России в этом регионе имеют самый широкий спектр.
В силу объективных исторических, географических, экономических и политических причин она остается тесно связанной с Азербайджаном, Арменией и Грузией.
еются и весомые военно-стратегические мотивы сохранения тесных отношений с государствами Закавказья. Нестабильность в этом потенциально конфликтном регионе оказывает сильное влияние на положение в Северном Кавказе и в целом на безопасности России. Закавказский вектор является самым горячим направлением российской внешней политики, которое особо выделяется динамизмом, сложностью и остротой решаемых проблем, имеющих геостратегическое измерение.
Большое геоэкономическое значение зоны Закавказья для России определяется многими факторами. В регионе находятся перспективные крупные залежи углеводородного сырья в прилегающей зоне Каспия, а также имеются запасы ряда полиметаллических руд. В ближайшей перспективе возрастает стратегическое значение закавказских стран как транзитного региона, через территории которых начинают прокладывать транспортные маршруты, газопроводы и нефтепроводы, связывающие Европу и Азию. В регионе расположены ряд крупных промышленных предприятий и энергетических объектов, которые нуждаются в инвестициях и налаживании взаимовыгодных кооперационных связей.
Несмотря на эти сложности, Россия по-прежнему остается основным торговым партнером закавказских государств. В 2003 году товарооборот с Россией в общем объеме торговли Азербайджана составил 10,2 , а в обмене со странами СНГ - 44,9 , в Армении соответственно - 15,5 и 69,3 , в Грузии - 15,0 и 39,3 . Однако степень их взаимозависимости уже значительно меньше, чем это было в начале 1990-х годов. Экономическая разруха после распада СССР и скромный потенциал обусловливают незначительные объемы взаимного товарооборота стран Закавказья с Россией. Их доля в общем объеме товарооборота России в 2003 году оставалась весьма скромной всего 0,5 , а в ее обмене со странами СНГ - 3,1 .
Россия сохраняет военные базы в Армении и Грузии в соответствии с двусторонними соглашениями с этими государствами, подписанными в 1995 году.Россия переместила большую часть своего военного потенциала в Армению, где возможность утечек ЛСО значительно уменьшилась. Она сознательно уменьшает свою вовлеченность в конфликты в данном регионе и не продает оружие государствам Закавказья.
С конца 1990-х годов наблюдается определеннаяпрагматизация российской внешней политики как в отношении СНГ в целом, так и в Закавказье в частности.Приоритетом становится обеспечение национальной безопасности путем противодействия угрозам распространения религиозного экстремизма и терроризма, которые могут дестабилизировать ситуацию в самой России.
Верховный Совет Республики Южная Осетия (РЮО) провозгласил независимость республики от Грузии 19 января 1992 года. Однако до войны в Южной Осетии в августе 2008 года самостоятельность Южной Осетии, а также Абхазии, не вызвала широкого международного резонанса или поддержки. Независимость была признана только этими республиками между собой, а также другими самопровозглашёнными государственными образованиями на постсоветской территории.
8 августа 2008 года Грузия предприняла попытку насильственного захвата территорий Южной Осетии и Абхазии, Россия вступила в вооруженное противодействие на стороне последних. 20 августа 2008 года парламент Абхазии обратился к России с просьбой признать независимость республики. 22 августа 2008 года аналогичное обращение поступило от парламента Южной Осетии.
25 августа 2008 года Совет Федерации России принял обращение к Президенту Дмитрию Медведеву о признании независимости Южной Осетии и Абхазии.
За обращение проголосовали 130 членов Совета Федерации при отсутствии воздержавшихся и голосовавших против.
В тот же день Государственная Дума 447 голосами «за» при отсутствии голосовавших против (воздержались — 0, не голосовали — 3) приняла аналогичное обращение к Президенту России. Дума направила обращение парламентам государств-членов ООН и международным парламентским организациям, в котором призвала их поддержать признание независимости Абхазии и Южной Осетии в качестве самостоятельных, суверенных и независимых государств.
26 августа 2008 года последовало международно-правовое признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии